Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
Следует отметить, что одной из проблем существующей системы школьного физического воспитания является ее образовательная направленность, а не оздоровительная. Урок физической культуры, прежде всего, ориентирован на образовательные задачи, а оздоровительным, не менее важным задачам отводится минимальное количество времени. Хотя именно оздоровительные задачи больше связаны с расширением функциональных резервов растущего организма и повышением сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды. Другой проблемой не менее важной является то, что эффективность физического воспитания недостаточна (даже при рационализированном объеме), т.к. отсутствуют условия для достижения кумулятивного эффекта -тренировочного и оздоровительного. Также в нынешней системе физического воспитания отсутствует дифференцированный подход к планированию физических нагрузок в соответствии с уровнем физического развития, физической подготовленности, биологического возраста школьников.
На современном этапе специалистами, учителями физической культуры постоянно ведется работа по поиску рационального подхода к использованию времени, отводимого на школьное физическое воспитание. Добиться улучшения здоровья в рамках только уроков физической культуры практически невозможно, а также в полной мере преодолеть нарастающую гиподинамию и гипокине зию. Кроме того лишь незначительная часть школьников охвачена внеклассными и внешкольными формами физкультурных занятий (172). Поэтому компенсировать недостаточную оздоровительную эффективность школьной системы физического воспитания, призваны в той или иной мере детские оздоровительные лагеря. Основным направлением деятельности которых является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований (14, 64, 89, 143, 205).
Знакомство с литературой показало, что в работах многих авторов, указываются благоприятные возможности созданные в загородных пионерских, а ныне летних оздоровительных лагерях для развития двигательных способностей и навыков, укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей, работоспособности и физического развития школьников (19, 96, 142, 198, 200, 201).
Ряд авторов изучали специфическую роль детского лагеря для рационального физического воспитания детей (89, 90, 93, 94, 119). В исследованиях Газмана О.С. (52), Колыхалина В.В., Ларионовой Н.И. (90) раскрывались вопросы использования возможностей природного окружения не только для физического развития, но и для оздоровления подрастающего поколения. С работой городских летних лагерей с дневным пребыванием нас знакомят ряд авторов (35, 120, 144, 186).
В связи с определенной переориентацией детских летних лагерей в новых социально-экономических условиях, загородный отдых в лагерях стал доступен не всем слоям населения, а здоровье детей продолжает ухудшаться.
С коммерциализацией детского загородного отдыха, следует больше внимания уделять процессу физкультурно-оздоровительной работы в летних школьных оздоровительных лагерях. Программы физического воспитания, научно-методических рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы применительно к современным условиям не разработаны. Не проводилось исследований по данной проблематике, крайне мало научных публикаций.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей 8-10 лет в летнем школьном оздоровительном лагере.
Предмет исследования - методика физического воспитания детей 8-10 лет в условиях летнего школьного оздоровительного лагеря.
Цель исследования - совершенствование системы оздоровительных занятий физическими упражнениями с детьми 8-10 лет в условиях летнего школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Научная гипотеза. Предполагалось, что специальный комплекс оздоровительных программ физического воспитания детей 8-10 лет, включающих набор целенаправленных средств физической культуры и адаптированных к особенностям работы летних школьных оздоровительных лагерей в современных условиях, позволит разработать организационно-методические приемы, обеспечивающие повышение оздоровительной эффективности физического воспитания за счет распределения детей по группам, с учетом уровня их физического развития и физической подготовленности и проведения занятий физическими упражнениями.
Научная новизна. Впервые разработаны и экспериментально апробированы комплексная экспресс-методика для оценки уровня физического развития и физической подготовленности детей 8-10 лет и распределения их по группам для занятий физическими упражнениями в условиях летних школьных оздоровительных лагерей; экспериментальная модель учебной программы физического воспитания оздоровительной направленности детей 8-10 лет для летних школьных оздоровительных лагерей с использованием различных средств физической культуры; специальный комплекс учебных программ оздоровительной направленности для различных групп с учетом особенностей физического развития и уровня двигательной подготовленности детей 8-10 лет на основе экспериментальной модели учебной программы физического воспитания оздоровительной направленности.
Теоретическое значение исследования. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания детей, в соответствии с современной концепцией физического воспитания, новыми положениями по вопросам организации физического воспитания детей 8-10 лет в школьных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в современных условиях, способствуя решению вопросов оздоровления школьников.
Практическая значимость. Применение разработанной экспресс - методики, экспериментальной оздоровительной учебной программы физического воспитания для лагерей с дневным пребыванием, а также специального комплекса учебных программ физического воспитания с оздоровительной направленностью позволило повысить эффективность физического воспитания и определить требования к организации и методике занятий в школьном оздоровительном лагере.
Результаты исследования могут быть использованы: при составлении программных документов для школьных оздоровительных лагерей;
при разработке планов по физическому воспитанию в школьных оздоровительных лагерях;
для целенаправленной коррекции процесса физического воспитания в общеобразовательной школе с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности;
для обеспечения эффективного распределения детей на группы для занятий физическими упражнениями;
в учебном процессе институтов и академий физической культуры.
Основные положения, выносимые на защиту: 1.Особенности функционирования школьных оздоровительных лагерей определяют ряд специфических требований к организации и методике физического воспитания, заключающихся в приоритетной оздоровительной направленности работы летнего школьного оздоровительного лагеря, необходимости распределения детей по группам для занятий физическими упражнениями с учетом особенностей их физического развития и подготовленности, использование различных программ, адаптированных к этим группам.
2.Экспресс-методика оценки
уровня физического развития
и физической подготовленности
детей 8-10 лет и распределения
их по группам для занятий
физическими упражнениями, что необходимо
для дифференцированного
3.Специальный комплекс
учебных программ физического
воспитания оздоровительной
В современных условиях высокой технической оснащённости и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья. Здоровье является социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.
Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня во многом определяет основные тенденции формирования здоровья населения страны и её трудовой потенциал в ближайшем будущем.
На современном этапе повысился интерес общественности и представителей науки как в России, так и за рубежом к проблемам оздоровительной физической культуры. В наиболее развитых странах оздоровительная физическая культура занимает приоритетное место в профилактике, коррекции и компенсации последствий воздействия на здоровье людей неблагоприятных факторов (130, 136, 167). Основу оздоровительной физической культуры составляет здоровый образ жизни человека, складывающийся из правил поведения, питания, мыслей, поступков и привычек.
Обучать здоровому образу жизни необходимо с детства, чтобы личность формировалась здоровая физически, психологически и духовно, а также испытывала потребность в здоровом образе жизни (28).
В настоящее время многие специалисты делают попытки найти рациональный подход к разработке принципов и критериев формирования такого понятия, как здоровый образ жизни (ЗОЖ). Выделяют ЗОЖ населения и ЗОЖ человека.
ЗОЖ населения - такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации в конкретных условиях жизни и предопределяет дальнейшее развитие общества.
ЗОЖ человека - максимальное количество биологически и социально целенаправленных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия (183).
По определению, ЗОЖ - это способ жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья людей, как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни (107).
На формирование ЗОЖ влияют стереотипы отношений между людьми, их жизненный опыт и социальные условия, которые определяются средой и зависят от неё. Ведущая роль в формировании ЗОЖ принадлежит физическому воспитанию подрастающего поколения (173).
В работах многих учёных физическое воспитание рассматривается как составная часть ЗОЖ, как средство оздоровления (124, 128, 172), как социально-гигиеническое и лечебно-профилактическое средство (2, 4, 5, 23, 66).
Прикладные исследования оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями проводили Е.А.Пирогова, Л.Я.Иващенко (151), С.А.Душанин (71). В настоящее время данной проблемой занимаются многие учёные (16, 79, 118, 167, 176, 178). Существует множество факторов, которые так или иначе влияют на продолжительность жизни. В проведенных исследованиях В.И.Белов, Ф.Ф.Михайлович (22) подробно перечисляют факторы, оказывающие разнонаправленное влияние на организм. Они отмечают 51 фактор положительного влияния и 52 фактора отрицательного влияния на здоровье. Ведущими факторами сохранения и укрепления здоровья авторы называют физическую активность и физическую тренировку, качественные продукты и сбалансированное питание, эмоциональную гармонию и настрой, полноценный отдых и восстановление, также исключают факторы, отрицательно влияющие на организм.
По данным многочисленных исследований, каждый из факторов риска снижает продолжительность жизни. Одно из ведущих мест занимает гиподинамия, т.е. недостаточность двигательной активности человека (22, 174, 187, 192, 199).
Разнообразное воздействие физической культуры и спорта на организм человека создало им справедливую славу могучих, а зачастую, и единственных мероприятий, побеждающих преждевременную старость и болезни. Недаром врачи и учёные древности говорили, что физические упражнения могут заменить множество лекарств, но никакое лекарство не заменит физических упражнений (23).
Изучая данные литературных источников (5, 9, 66, 74, 80, 111, 141, 224, 226), мы пришли к выводу, что из большого числа показателей, свидетельствующих о физическом развитии детей, можно выделить те, которые в большей мере дают возможность судить об оздоровительной эффективности занятий. К ним можно отнести: оптимальный состав тела, состояние опорно-двигательного аппарата, рациональное соотношение длины и массы тела, общую выносливость, гибкость, мышечную выносливость и силу. Об уровне физического развития и физической подготовленности детей лишь условно позволяет судить суммарная оценка данных показателей.
В практике физического воспитания широко используются методы оценки физического развития и физической подготовленности, которые значительно различаются по степени сложности и длительности проведения тестирования, величине выполняемых испытуемыми нагрузок, требуют квалифицированного персонала, а также специального оборудования.
Для того, чтобы распределить детей в группы для занятий физическими упражнениями, мы должны знать начальный уровень их физического развития и физической подготовленности. Поэтому при подборе методов оценки мы учитывали, что методики, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть просты и доступны; 2)безопасны для здоровья; 3) соответствовать условиям летнего школьного оздоровительного лагеря; 4)при проведении тестирования должен использоваться минимум оборудования. Были изучены шесть наиболее часто применяемых батарей тестов, которые используются для оценки физического развития и физической подготовленности детей (приложение 4). Анализ показал, что данные методики недостаточно отвечают изложенным выше требованиям, в связи с этим возникла необходимость разработки методики, которая учитывала бы условия школьного оздоровительного лагеря. После проведённого отбора различных показателей и тестов как самостоятельных, так и входящих в различные системы и методики, была разработана программа обследования, включающая следующие показатели: паспортные данные (пол, возраст); функциональные показатели (ЖЕЛ, ЧСС, АД, время восстановления пульса после 20 приседаний за 30 секунд, динамометрия кисти); тесты физической подготовленности и оценки их результатов в баллах: бег 30м, челночный бег 3x10м, прыжок в длину с места, статическое равновесие, наклон вперёд из положения сидя, поднимание туловища из положения лёжа на спине, вис на согнутых руках, шестиминутный бег, модифицированный трёхминутный степ-тест; индексы: Кетле, развития грудной клетки, жизненный, нормы массы тела, выносливости; данные уровня двигательной активности. По данной программе (приложение 1) было обследовано 115 учащихся (63 мальчика и 52 девочки) в возрасте от 8 до 10 лет педагогического лицея г. Великие Луки (февраль 2000 года).
Информация о работе Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников