Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
Предложить способы решения возникших проблем.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28
3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34
Содержание
Введение……………………………………………
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3.
Сходства и различия формальных и неформальных
организаций…………………………………………………
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1.
Краткая характеристика
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1.
Ролевой аспект формальных и неформальных
организаций в деятельности организации…………………………………………………
3.2.
Устранение проблем, при помощи определенных
методов и походов ……………………………….…………………………………………
3.3.
Применение способов борьбы с неформальными
организациями……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………34
Введение
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
Тема данной курсовой работы «Формальные и неформальные организации. Их особенности и роли». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования является управление формальными и неформальными организациями.
Объект исследования: формальные и неформальные организации как неотъемлемая часть предприятия.
При написании работы было использованы труды отечественных и зарубежных авторов, а также методические материалы по теории организации.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы.
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции.
1.1. Сущность формальных организаций
Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.
Формальная организация
Формальная
организация - костяк административной
структуры - представляет собой систему
узаконенных безличных
Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.
Система
безличных требований фиксируется
нормами и образцами поведения,
которые представляют собой основные
элементы культуры. Они фиксируются
в ролевых предписаниях. Формальную
организацию с полным правом следует
отнести к числу наиболее древних
социальных изобретений человечества,
направленных на рационализацию управления
и эффективность
Формальная
структура образует каркас отношений
в организации, придаёт их необходимую
устойчивость, позволяя облегчить и
рационализировать процесс
Формальная организация может быть описана в виде системы узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний (начальник - подчиненный, технический работник - инженер, преподаватель - студент). Ее горизонтальная организационная структура характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальная - отношения власти и субординации.
Особенности формальных
•
Рациональность, так как в их основе
лежит принцип
• Безличность, рассчитанная не на конкретные личности, а на абстрактных индивидов (членов организации);
•
Отношения людей в них
• Цели организации функциональные, намеренно однозначные.
Главной функцией формальной
организации является
Формальная организация может
быть описана в виде системы
подразделений групп и рабочих
мест. Рабочее место отдельного
работника в горизонтальной
Можно выделить целую систему
формализующих факторов для
• Административно - правовой: определяет статус и компетенцию как всей организации, так и отдельных ее элементов - соподчинение, юридическую ответственность, полномочия и т.д., определяется правовое положение работника, общие принципы подбора и расстановки кадров, способы контроля и отчетность;
• Экономический - определяет финансовые средства, коммерческие связи, средства стимулирования, плановые и стоимостные показатели;
• Технологический - определяет
последовательность и режим
• Логико-системный - определяет рациональность и эффективность построения организации как системы, ее коммуникационные и операционные возможность, информационные потоки и процесс принятия решения;
• Оперативно - управленческий определяет
методы воздействия на
• Социокультурный включает
• Психологический отражает в структуре организации особенности мышления создателей и управляющих - ориентации, ценности, представления, стереотипы и т.д.
Важнейшим признаком
Формальная организация
1.2. Основные черты неформальных организаций
Неформальная
организация базируется на других принципах
и источниках социальной регуляции
поведения. В отличие от формальной
неформальная организация строится
на принципах саморегуляции и
самоорганизации. Неформальная организация
не является жёстко структурированной,
вектор её направленности меняется. При
этом её направленность может как
усиливать внешний
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
•
невозможность