Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
Предложить способы решения возникших проблем.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28
3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34
• неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
• необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;
• невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.
Именно
последнее условие дало специалистам
возможность разделить
Причины существования
В
общих чертах, неформальная организация
появляется в ответ на социальную
потребность - потребность людей
общаться друг с другом. Однако для
аналитических целей это
Фактор местонахождения просто констатирует, что для того, чтобы сформироваться в группы более длительного характера, люди должны иметь частые межличностные контакты. Таким образом, география физического местонахождения на предприятии или офисе является важным фактором в предсказании того, кто будет в какой группе.
Род
занятий - главный критерий, определяющий
возникновение и состав неформальных
групп. У людей, выполняющих схожие
работы, имеется тенденция
Интересы - еще один фактор для формирования неформальной группы. Даже если люди находятся в одном и том же месте, выполняют схожие работы, различие интересов у них объясняет, почему возникает несколько маленьких неформальных организаций вместо одной большой.
Определенные
проблемы часто приводят к образованию
неформальных групп, но этот фактор ставится
отдельно от трех предварительно упомянутых.
В этом случае люди, которые не обязательно
имеют схожие интересы, род занятий
или место работы, могут соединяться
для общего дела. Как только проблема
решена, возникает тенденция
Когда
неформальные организации возникают,
они приобретают некоторые
Неформальные
организации действуют как
Неформальные
организации обычно возникают как
социально-психологические
По отношению к индивиду
Количественно неформальные
В
неформальных организациях со временем
создаются собственные нормы поведения,
механизм внутригруппового контроля.
Группа может распадаться на формальную
и социально-психологическую. Рано или
поздно такое разделение может привести
к дезорганизации. Поэтому необходимо
находить способы совмещения формальных
и неформальных организаций путем кадровой
политики, подбора персонала, участия
сотрудников в принятии решений и т.д.
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций
Термин "управление"‚ как правило‚
применяется к формальным
Формальная организация - созданная по воле руководства для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Их функции - выполнение конкретных задач и достижение целей.
Неформальная организация - это
стихийно образовавшаяся
Существуют следующие отличия формальной и неформальной организации:
Существование неформальной
Влияние неформальной
Следует
отметить, что разделение формальных и
неформальных организаций (и групп), несмотря
на его очевидность, не является абсолютным.
Неформальные группы могут трансформироваться
в формальные и наоборот. И те и другие,
различаясь по механизмам возникновения,
имеют и важные черты общности - наличие
структуры, "ведущего" и "ведомых"
членов, множество общих социально-психологических
феноменов. И те и другие при условии их
достаточно большого объема, как правило,
дифференцируются на подгруппы. В формальных
организациях это, например, регламентировано
устанавливаемые подразделения, отделы,
Неформальные организации также разделяются
на подгруппы, группировки - так называемые
клики и подклики, между которыми устанавливаются
довольно сложные отношения. Наконец,
наиболее важно то, что любая формальная
организация не исключает, а наоборот,
предполагает наличие внутри себя ряда,
а часто - многих неформальных групп. Тем
самым в структуре организаций, особенно
- крупных, тесно взаимодействуют и как
бы "накладываются" друг на друга
формальные и неформальные способы их
структурирования. Взаимодействие формальных
и неформальных групп внутри организаций
- одна из важнейших проблем и трудностей
управления.
Выводы:
Формальная организация может быть описана в виде системы узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Неформальная организация строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними.
Существование неформальной
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»»
2.1. Краткая характеристика организации
Турфирма «Агентство по туризму «Сфера» имеет организационно-правовую форму общество с ограниченной ответственностью. Собственность частная. В соответствии с законодательством уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть 10000 рублей. Уставный капитал ООО «Агентство по туризму «Сфера» составляет 10000 рублей, сформирован за счет взносов учредителей в денежном эквиваленте. Учредителями являются 2 физических лица, граждане Российской Федерации. Доля каждого учредителя в уставном капитале составляет 50%, то есть 5000 рублей. Учредители являются сотрудниками организации. ООО «Агентство по туризму «Сфера» применяет упрощенную систему налогообложения.
Основным видом деятельности является турагентская и туроператорская в сфере внутреннего туризма.
ООО «Агентство по туризму «Сфера» является туроператором в сфере внутреннего туризма. Номер в Едином Реестре Туроператоров под № ВТ-011022. Финансовые гарантии Агентству предоставила Страховая компания «Москва». Финансовое обеспечение составляет пятьсот тысяч рублей.
Согласно штатному расписанию численность сотрудников составляет 14 человек. Директором является Крюкова Елена Алексеевна. Главный бухгалтер – Крюкова Лилия Сергеевна. В ООО «Агентство по туризму «Сфера» работают старший менеджер и 3 менеджера по работе с клиентами по направлениям: внутренний туризм, внешний туризм, экскурсионное обслуживание. Также в штате фирмы находятся: помощник бухгалтера, 2 водителя, 2 экскурсовода, 2 курьера, специалист по информационному обеспечению.
На рисунке 1 показана организационная структура агентства.
Рис.1
Организационная
структура ООО
«Агентство по туризму
«Сфера»