Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:19, доклад
Рестораны являются неотъемлемой частью индустрии питания и играют важную роль в процессе обслуживания туристов. Рестораны приобретают ряд специфических черт благодаря расширению запросов клиентов.
Ресторан – это место, где люди получают особенное удовольствие не только от еды, но и от окружающей их обстановки, обслуживания и отличного сервиса. Успешность любого ресторана зависит от выбора правильной стратегии, ее ведения и контроля.
5.2. Классификация ресторанов
Рестораны являются неотъемлемой частью индустрии питания и играют важную роль в процессе обслуживания туристов. Рестораны приобретают ряд специфических черт благодаря расширению запросов клиентов.
Ресторан – это место, где люди получают особенное удовольствие не только от еды, но и от окружающей их обстановки, обслуживания и отличного сервиса. Успешность любого ресторана зависит от выбора правильной стратегии, ее ведения и контроля.
Существует такое понятие, как «философия ресторанного бизнеса». Философия ресторанного бизнеса представляет собой формальное изложение идей, которые отображают сущность компании и выполняют задачи, направленные на создание безупречного имиджа.
В наше время появилось достаточно большое количество ресторанов, которые ориентированы на клиентов разного уровня. Классифицировать рестораны можно по сумме счета (демократические, эконом, люкс), ГОСТу (ресторан первой наценочной категории, второй наценочной категории, столовая, закусочная, кафе), кухне и др.
По технике управления и используемой технологии рестораны можно разделить на следующие категории.
Ресторан гастрономический – ресторан, в котором предлагаются различные блюда со сложной рецептурой. Оплата клиентами производится после закрытия счета. Все клиенты обслуживаются за столиками. Блюда в меню варьируются в зависимости от времени года и наличия продуктов на кухне. Предлагается широкий ассортимент алкогольных напитков, в частности вина.
Ресторан повседневный (casual) (также используют определение «демократический»). От гастрономического данный ресторан отличается своим ассортиментом блюд и ценами. Возможно приготовление блюд заранее и на основе полуфабрикатов.
Бар (паб или таверна) –
это особый вид ресторана. Клиент
расплачивается по счету непосредственно
за барной стойкой. Роль линейного персонала
– это уборка столов в зале. В
таких заведениях могут транслироваться
различные спортивные мероприятия,
а также музыкальные клипы. Кухня
обычно небольшая, поэтому выбор
блюд ограничен и прост в
Быстрое обслуживание (quick service) – этот вид предприятия отличается от всех вышеназванных отсутствием официантов и наличием самообслуживания. Быстрота приготовления блюд достигается за счет использования замороженных полуфабрикатов и приготовлением блюд заранее. Данный вид питания особенно распространен в пиццериях.
Fast food является сетевым заведением. Это разновидность быстрого обслуживания с наличием еще более жесткого стандарта. Ассортимент пищи очень узкий. В настоящее время ярким представителем этой сети является «Макдональдс».
Street food, или забегаловка. Клиент оплачивает пищу около стойки. Минимальный ассортимент, быстро, дешево, но не всегда очень вкусно.
Столовая – самое известное и доступное место питания. В зависимости от наличия продуктов меню и рецептура могут меняться ежедневно. К такому типу заведений можно отнести и так называемые фамильные, или семейные, рестораны, где работают члены одной семьи.
Кейтеринг – проведение банкетов (или выездное обслуживание). Блюда считаются килограммами. Как правило, все оплачивается вперед, поэтому проблем с оплатой не возникает, нереализованной продукции нет.
Сам рынок ресторана составляют
люди, которые привыкли пользоваться
его услугами. Для того чтобы открыть
ресторан, его будущий владелец должен
произвести анализ рынка и выяснить
уровень спроса на тот или иной
продукт в данной рыночной сфере.
Один из способов узнать жизнеспособность
ресторана – разделить
1) расположение ресторана;
2) качество строительства;
3) уровень оборудования и оснащения;
4) степень комплексного обслуживания;
5) своевременное и правильное обслуживание туристов;
6) особенности оформления и соответствие расположению.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих факторов и начнем с выбора месторасположения ресторана.
Хорошее и удобное месторасположение
ресторана обходится очень
Для того чтобы выбранный план ресторанного бизнеса был успешным, он должен быть реализован с учетом его потенциальных посетителей. Здесь можно выбрать следующие критерии:
1) социально-экономический;
2) демографический;
3) сезонность рынка;
4) географический;
5) развитие туризма;
6) мода.
Самое выгодное для ресторатора расположение заведения – это или одиночно расположенный ресторан, или тот, который находится в торговом центре либо в богатом пригородном районе. Главное, чтобы он соответствовал тем факторам, которые были перечислены ранее, и запросам клиентов, которые его будут посещать.
Следующий фактор – это тип меню, предлагаемый в каждом из ресторанов. Мы с вами уже выяснили, что в зависимости от вида ресторанов одни рестораны предлагают различное меню, а другие вообще о нем не упоминают.
Меню должно быть согласовано с концепцией ресторана и его типом. Перечислим шесть главных типов меню:
1) меню a la carte состоит из блюд с индивидуальной ценой на каждое блюдо;
2) меню table d'hote предлагает выбор одного и того же блюда по фиксированным ценам. Этот тип меню чаще всего используется в гостиницах Европы. Считается очень популярным для гостей, так как является достаточно экономным;
3) меню du jour включает в себя дежурные блюда;
4) туристское меню –
для привлечения внимания
5) калифорнийское меню
– меню, названное так потому,
что в некоторых
6) цикличное меню –
меню, повторяющееся через
Обычно меню включает в себя от шести до восьми холодных закусок, от двух до четырех типов супа, несколько салатов, несколько видов основного блюда и от четырех до шести видов десерта. Например, в Австралии в моде тайская кухня. Она легкая, хорошо усваивается, так как при приготовлении блюд используется большое количество овощей, зелени и нежирного мяса. Это очень важно, если учитывать, что австралийцы тщательно следят за своим здоровьем.
Или, например, в Австрии знамениты австрийские десерты, в особенности яблочный штрудель. У венской кухни есть давняя традиция, не нуждающаяся в рекламе: вареную говядину по-старовенски готовят в 15 вариантах. К тому же Вена славится своим превосходным кофе, который является наследием Востока и воспоминанием о временах турецкого соседства. Поэтому кофейни для австрийцев, особенно венцев, – это второй дом. Здесь вам всегда предложат чашечку ароматного кофе со знаменитым апфельштруделем в сочетании с интересными играми и газетами, большой выбор которых имеется в любой кофейне.
Факторы, необходимые для составления меню:
1) желания и предпочтения посетителей;
2) квалификация поваров;
3) оборудование;
4) ценовая стратегия;
5) маржа;
6) питательная ценность блюд;
7) точные формулировки блюд;
8) доступный и правильный анализ блюд;
9) внешнее оформление блюд.
Рассмотрим еще некоторые
факторы развития правильной концепции
ресторана – это условия
При организации обслуживания в ресторанах при гостиницах обычно используются следующие условия питания:
1) полный пансион,
2) полупансион, предоставляющий двухразовое питание (завтрак плюс обед или чаще всего ужин);
3) одноразовое питание, включающее только завтрак.
Условия питания важны в отелях, работающих в системе клубного отдыха. Чаще всего отдыхающим предлагается, кроме трехразового питания, огромный выбор бесплатных закусок или алкогольных напитков.
Исходя из того, включена
ли стоимость питания наряду с
размещением в гостиничный
1) по американскому плану.
В гостиничный тариф данного
плана входит стоимость
2) по европейскому плану.
Гостиничный тариф, где
Использование американского
плана влечет за собой ряд важных
организационных моментов. Здесь
важна точная фиксация времени приезда
и отъезда туриста. От этого зависит
привычное осуществление
Уровень обслуживания предприятий питания подразделяется на следующие категории: люкс, высшая, первая, вторая, третья.
Существуют следующие методы обслуживания в ресторанах:
1) «а-ля карт»;
2) «а парт»;
3) «табльдот»;
4) шведский стол;
5) буфетное обслуживание.
А теперь поподробнее о каждом из них.
Обслуживание «а-ля карт»
предоставляет возможность
Обслуживание «а парт» очень распространено в курортных гостиницах и небольших заведения общественного питания. Этот метод означает, что гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный период времени.
«Табльдот» – это метод
обслуживания, интересный тем, что все
гости обслуживаются
Шведский стол – это особенное изобретение, придуманное шведами в начале XIX в. и используемое до сих пор. Шведский стол представляет собой широкий выбор закусок и различных блюд со свободным доступом. Это может быть и скудный набор блюд (например, тосты, джем, вареные яйца, сыр, колбаса, один вид сока, чая и кофе), и по-настоящему обильный стол с многочисленными блюдами. Это, естественно, зависит не только от категории отеля, но и от страны.
Буфетное облуживание
– метод обслуживания клиентов спиртными
напитками под музыкальное
Среди последних тенденций в развитии ресторанного бизнеса можно выделить:
1) демографические (т.
е. люди в возрасте 35?54 лет –
возрастная группа, имеющая наиболее
высокий доход). Данная группа
составила примерно треть
2) брендинг. Управляющие
ресторанами используют
3) альтернативные точки
продаж. Возросло соперничество
со стороны торговых точек,
что повлекло за собой
4) глобализация. Означает
продолжение
Спрогнозировать развитие рынка
ресторанных услуг было достаточно
сложно, ведь необходимо учитывать
множественную классификацию
Одним из доминирующих факторов, определяющих количество потребностей населения, является его покупательная способность. Но если говорить о российском ресторанном бизнесе, то выделяют следующие факторы: