Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:13, контрольная работа
Исходные данные:
входное (ведущее) звено 1 (кривошип АВ) вращается по часовой стрелке с угловой скоростью ω1= 25 рад / с (по условию (ω1 = const); угол мгновенного положения φ = 330º; размеры звеньев: l AB = 0,15 м, l BС = 0,30 м, l СD =0,35 м; центры тяжести S1 и S2 звеньев расположены посередине каждого звена (на чертеже - точки S1 и S2), центр тяжести S3 третьего звена (ползуна) совпадает с точкой С.
Исходные данные:
Рис.1 – Расчетная схема
Длина одного пролета l=0,5м
Внешние нагрузки
F1=11 кН
F2=5 кН
(M1=12 кН·м)
M2=15 кН·м
Решение
1. Изобразим балку с действующими на неё нагрузками.
2. Изображаем оси координат X и Y.
3. Освобождаем балку от опор, заменив их опорными реакциями (рис.1,в).
4. Составляем уравнение равновесия статики и определяем неизвестные реакции опор.
а) Из уравнения суммы моментов всех действующих на балку сил, составленного относительно одной из точек опор, сразу определяем одну из неизвестных вертикальных реакций:
ΣМВ = F2 · l +M – F1 ·2l + REy ·3l = 0
REy = (F1 ·2l - F2 · l – M)/3l = кН
б) Определяем другую вертикальную реакцию:
ΣМE = F2 · 4l + M + F1 ·l - RBy ·3l = 0
RBy = (F1 ·l + F2 · 4l + M)/3l = кН
в) Определяем горизонтальную реакцию:
ΣXi = RBx = 0
5. Проверяем правильность найденных результатов:
ΣYi = RBy + REy -F2– F1 = 0
20,33 -4,33 – 5 - 11 = 0
Условие равновесия выполняется, следовательно, реакции опор найдены верно.
Разбиваем балку на 4 участка.
Поперечные силы на каждом участке постоянны и эпюра изобразится прямыми, параллельными базовой линии. Применяя метод сечений, определяем значения поперечных сил на каждом участке:
Qy1=-F2 =-5 кН;
Qy2=-F2+ RBy =-5+20,33=15,33 кН;
Qy3=-F2+ RBy =-5+20,33=15,33 кН;
Qy4=-F2+ RBy -F1=-5+20,33-11=4,33 кН;
Для построения эпюры M, применяя метод сечений, вычисляем значения изгибающих моментов в характерных сечениях. При этом каждый раз рассматриваем равновесие левой отсеченной части (можно рассматривать правую часть или ту и другую части поочередно - результаты будут те же):
MzE=0;
MzD=-REy·l = -4,33·0,5= -2,2 кН·м;
MzС1= -REy·2l –F1·l= -4,33·2·0,5-11·0,5 = -9,8 кН·м;
MzС2= -REy·2l –F1·l+M=-4,33·2·0,5-11·0,5+15 = 5,2 кН·м;
MzВ= -REy·3l –F1·2l+M+F2·l=-4,33·3·0,5-11·
MzA=-F2·l=-5·0,5=-2,5 кН·м;
Определяем опасное сечение. Опасное сечение балки, где действует максимальный момент. Это сечение С, в нем М = 9,8 кНм.
Подбираем размеры балки в опасном сечении по условию прочности.
σиmax = Миmax / Wх ≤ [σ]; Wх ≥ Ми max / [σх]
Wх = 9,8 · 103 · 103 / 120 = 81,9 · 103 мм3 = 82 см3.
Для квадратного сечения
Wx = b3 / 6;
b ≥ √6Wx.
b = 3 √6 · 82 = 7,9 см, b – сторона квадрата.
А = b2 = 7,92 = 62 см – площадь сечения квадрата.
Cпроектировать электро-механический привод, схема которого представлена на рис.2, при следующих исходных данных:
Рвых = 2,3 кВт;
Up = 1,75;
β = 8◦ ;
nвых= 500 об/мин.
Рис. 2. Схема электро-механического привода.
Решение
1. Как видно из задания,
привод состоит из
Электродвигатель относится к числу унифицированных узлов, преобразующих электрическую энергию в механическую.
Редуктором называют зубчатый механизм, предназначенный для передачи вращательного движения с понижением числа оборотов на выходном валу (по сравнению с входным) и увеличения вращающего момента.
Редуктор может состоять из одной или нескольких зубчатых передач. В зависимости от числа зубчатых передач различают редукторы одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.
Наиболее распространенными являются цилиндрические, конические и червячные редукторы. Цилиндрические предназначены для передачи вращательного движения между валами с параллельными осями, конические - с пересекающимися осями, червячные - со скрещивающимися осями.
В задании используется одноступенчатый (применяется одна передача) цилиндрический (оси валов, между которыми осуществляется передача вращения - параллельны) косозубый (угол наклона линии зуба β =8◦) редуктор.
2. Определение кинематических параметров привода
2.1. Подбор стандартного электродвигателя
Входная мощность Рвх на валу электродвигателя, которая обеспечит заданную мощность на выходном валу привода Рвых, определяется с учетом потерь в элементах привода из формулы общего коэффициента полезного действия (КПД):
Общий КПД заданного привода ηобщ определяется по формуле
ηобщ=ηрп∙ηзп∙ηподшк
где ηрп - КПД ременной передачи, ηзп - КПД зубчатой передачи, ηподш- КПД одной пары подшипников. Для клиноременной передачи рекомендуется η=0,95...0,96; для зубчатой цилиндрической передачи η= 0,97...0,98; КПД одной пары подшипников η= 0,99...0,995; к - число пар подшипников.
В соответствии с вышеизложенными рекомендациями, принимаем КПД
ηрп = 0,95, ηзп = 0,97, ηподш = 0,99.
Анализируя конструкцию заданного привода (см. рис. 1), приходим к выводу, что в данной конструкции 2 пары подшипников (т.е. к = 2). Тогда:
ηобщ=0,95∙0,97∙0,992=0,9032
Входная (требуемая) мощность электродвигателя:
По найденному значению Рвх подбираем стандартный электродвигатель. При выборе электродвигателя должно быть выполнено условие Рвх > Рвх. С учетом этого условия принимаем электродвигатель 4A90L2 с номинальной мощностью Рвх = 3 кВт и асинхронным числом оборотов вала электродвигателя nвх = 2820 об/мин.
2.2. Определение передаточных чисел элементов привода.
Передаточное число привода можно определить из соотношения
Общее передаточное число привода представляет собой также произведение передаточного числа ременной передачи Upeм и цилиндрического редуктора Up (т.е. Unp= Upeм-Up)
Отсюда:
(Значение передаточного числа
ременной передачи
2.3. Определение частот вращения валов привода
Частоты вращения определяются с учетом рассчитанных передаточных чисел привода.
Частота вращения первого (ведущего) вала привода (вала электродвигателя)
n1= пвх=2820 об/мин.
Частота вращения второго вала привода (входного вала редуктора):
Частота вращения третьего вала привода (выходного вала редуктора):
Мощности определяются с учетом значений КПД всех элементов привода.
Мощность, передаваемая первым (ведущим) валом привода (валом электродвигателя)
Р1 = Рвх= 2,55 кВт.
Мощность, передаваемая вторым валом привода:
Р2= P1∙η12∙ηподш = 2,55 ∙ 0,95 ∙ 0,99 = 2,39 кВт.
Мощность, передаваемая третьим валом привода
Р3= P2∙η34∙ηподш = 2,39 ∙ 0,97 ∙ 0,99 = 2,3 кВт.
Вращающие моменты, передаваемые каждым валом привода, определяем с учетом мощности Р (кВт) и частоты вращения вала n (об/мин) рассчитываемого вала по зависимости:
В соответствии с данной формулой, для первого вала привода:
Для второго вала привода
Для третьего вала привода (выходного вала редуктора):
Для наглядности сведем полученные данные в табл. 1.
Таблица 1. Нагрузочные характеристики на валах
Вал |
Р, кВт |
n, об/мин |
Т, Н∙м |
I |
2,55 |
2820 |
8,62 |
II |
2,39 |
875 |
26,1 |
III |
2,3 |
500 |
43,9 |
3. Определение межосевого расстояния редуктора
Для расчета межосевого расстояния используется следующая формула
где U = Uр - передаточное число зубчатой передачи; Т2 = Т3 - вращающий момент на ведомом валу зубчатой передачи, Н∙м; [σН] - допускаемое контактное напряжение для материала колеса, МПа; КМ - коэффициент, зависящий от вида передачи (для прямозубых колес КМ= 10000, для косозубых колес величина КМ = 8500); Кн- коэффициент учета неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого колеса (Кн = 1,1...1,15); коэффициент ширины колеса ψba= 0,25..0,4; КНα - коэффициент учета распределения нагрузки между зубьями (для прямозубых колес величина КНа = 1, для косозубых КНа = 1,05..1,1).
Тогда:
мм
Вычисленное межосевое расстояние округляем до стандартного ближайшего значения.
На основании приложения и расчетов принимаем 63 мм.
4. Определение геометрических параметров зубчатой передачи
Основным параметром передачи является модуль зацепления m, величину которого
выбираем из стандартного ряда (прил. 4).
Модуль зацепления назначаем из интервала
т = (0,01...0,02)∙aw, мм.
С учетом данной зависимости (подставляя aw= 63 мм), получаем:
m = 0,63…1,26 мм.
По прил. 4 принимаем стандартный модуль т= 1 мм .
Вычисляем суммарное число зубьев Z∑ шестерни и колеса по формуле:
Число зубьев шестерни
Принимаем Z3 = 46 (округляем до целого).
Число зубьев колеса
z4=Z∑-z3=126-46=80
Фактическое передаточное число редуктора
Отличие Uф от Uр:
(что меньше допустимого ± 5 %).
Определяем диаметры зубчатых колес.
Диаметры делительных окружностей:
шестерни
d3= m∙Z3 =1∙46=46 мм
колеса
d4= m∙Z4 =1∙80=80 мм
Фактическое межосевое расстояние
Отличие аwфакт от aw =0 (что меньше допустимого ± 5 %)
Принимаем окончательно: m= 1 мм, Z3 = 46, Z4 = 80.
Диаметры вершин зубьев:
шестерни da3 = d3 + 2 ∙ m = 46 + 2∙1 = 48 мм;
колеса da4 = d4 + 2 ∙ m = 80 + 2 ∙ 1 = 82 мм.
Диаметры впадин зубьев:
шестерни df3 = d3 - 2,5 ∙ m = 46 - 2,5 ∙ 1 = 43,55 мм;
колеса d f4 = d4 - 2,5 ∙ m = 80 - 2,5 ∙ 1 = 77,5 мм.
Рабочая ширина зубчатого венца b4 определяется по принятому коэффициенту
ψbа = 0,4. Из выражения ψbа = b4/aw находим:
b4= ψbа ∙ aw =0,4∙63=25,2 мм.
Принимаем ширину зубчатого венца b4 = 25 мм.
Для того чтобы обеспечить передачу вращающего момента с шестерни на колесо, ширину шестерни назначают на 2..5 мм больше ширины колеса. Таким образом, примем ширину шестерни b3 = 25 + 5 = 30 мм.
5. Определение сил,
действующих в зубчатом
Рис 3. Схема сил в зубчатом зацеплении
В косозубом зацеплении двух зубчатых колес (рис. 3) зубья шестерни воздействуют на зубья колеса равнодействующей силой Fn, которая раскладывается на силу F (направленную перпендикулярно линии зуба) и радиальную силу Fr (направленную от зуба к центру зубчатого колеса). Сила F в свою очередь раскладывается на окружную силу Ft и осевую силу Fa (направленную вдоль оси вращения зубчатого колеса).