Контроль качества материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
• исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
• раскрыть сущность процессов стандартизации,
• проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
• разобрать цикл Деминга,
• рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль качества материалов.docx

— 102.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Актуальность темы контроля качества важна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Повысить качество — это  значит из того же количества сырья  и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую  общественные потребности.

Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах  мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что  решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением.

Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.

В соответствии с поставленной целью необходимо:

    • исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
    • раскрыть сущность процессов стандартизации,
    • проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
    • разобрать цикл Деминга,
    • рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.

Предметом исследования является контроль качества материалов и изделий.

Объектом исследования является перерабатываемая, изготовляемая, выпускаемая и эксплуатируемая продукция.

 

При написании курсовой работы использовалась учебная, учебно-методическая литература.

 

1.Стандартизация  в системе управления качеством

1.1 Сущность процессов  стандартизации

 

Важным элементом в  системах управления качеством изделий  является стандартизация – нормотворческая  деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это  комплекс средств, устанавливающих  соответствие стандартам.

Стандартизация является одним из важнейших элементов  современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации  по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при  соблюдении функциональных условий  и требований техники безопасности.

Стандарт – это нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс правил, норм, требований к  объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
    • обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
    • техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
    • единство измерений;
    • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
    • экономию всех видов ресурсов.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы  и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой  сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непро­тиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к  которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим  свойством – повторяемостью во времени  или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к  технике) возможность сборки или  замены одинаковых деталей, изготовленных  в разное время и в различных  местах.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также  контроль за правильностью использования этой документации.

Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются  в том, что стандарты регламентируют научно-техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс  труда на всех стадиях создания и  эксплуатации изделий.

Экономические требования:

1) стандарты являются  нормативом и масштабом измерения  качества продукции;

2) стандарты являются  средством организации и управления  производством;

3) стандарты обеспечивают  взаимосвязь между различными  звеньями народного хозяйства;

4) стандарты минимизируют  затраты на работы и продукты, т. к. однотипные работы и  продукты обходятся всегда дешевле.

Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов:

1.  Отбор объекта стандартизации (систематические, повторяющиеся  объекты);

2.  Моделирование объекта  стандартизации (абстрактная модель  реального объекта);

3.  Оптимизация модели (оптимальная модель стандартизируемого  объекта);

4. Стандартизация модели (разработка нормативного документа  на базе унифицированной модели).

Объектами стандартизации могут  быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного  воспроизведения и (или) использования (рис. 1.1).

Непосредственным результатом  стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ – средство стандартизации.

 

 

 

 

Рис.1.1. Классификация объектов стандартизации

 

Нормативный документ –  документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, регламенты, общероссийские классификаторы. Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия. Правила (ПР) – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ. Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Управление качеством  происходит на межгосударственном, государственном, межотраслевом, внутриотраслевом и  региональном уровнях, а также на уровне фирмы или предприятия. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства харак­теристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

В зависимости от специфики  объекта стандартизации, а также  от содержания разрабатываемых и  предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Методы стандартизации –  это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются  цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических  методах. К общенаучным методам  относят упорядочение объектов стандартизации и параметрическую стандартизацию. Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области  стандартизации продукции, процессов  и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Результатом  работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих  изделий для конечной готовой  продукции; альбомы типовых конструкций  изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов.

  • Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от:
  • масштабов производства и кооперирования;
  • номенклатуры и сложности выпускаемой продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;
  • статуса службы стандартизации предприятия и возлагаемых на нее задач.
  • Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рис. 1.2

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Основные элементы и  категории действующей системы  стандартизации

 

1.2 Система стандартизации  России

 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения  и их подразделения, основной деятельностью  которых является осуществление  работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это  органы, признанные на определенном официальном  уровне, основная функция которых  заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в  России осуществляет Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт  России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

  • выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
  • рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
  • осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
  • руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
  • участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
  • издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
  • повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
  • нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Информация о работе Контроль качества материалов