Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:01, курсовая работа
Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
• исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
• раскрыть сущность процессов стандартизации,
• проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
• разобрать цикл Деминга,
• рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.
Введение
Актуальность темы контроля качества важна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Повысить качество — это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности.
Проблемой повышения качества
продукции занимаются во всех странах
мира, о чем свидетельствуют
Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
Предметом исследования является контроль качества материалов и изделий.
Объектом исследования является перерабатываемая, изготовляемая, выпускаемая и эксплуатируемая продукция.
При написании курсовой работы использовалась учебная, учебно-методическая литература.
1.Стандартизация в системе управления качеством
1.1 Сущность процессов стандартизации
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является
одним из важнейших элементов
современного механизма управления
качеством продукции (работ, услуг).
По определению международной
Стандарт – это нормативно-
Действующая система стандартизации
позволяет разрабатывать и
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:
Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.
Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.
Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.
Главная задача стандартизации
– создание системы нормативно-
Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются в том, что стандарты регламентируют научно-техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.
Экономические требования:
1) стандарты являются
нормативом и масштабом
2) стандарты являются
средством организации и
3) стандарты обеспечивают взаимосвязь между различными звеньями народного хозяйства;
4) стандарты минимизируют
затраты на работы и продукты,
т. к. однотипные работы и
продукты обходятся всегда
Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов:
1. Отбор объекта стандартизации
(систематические,
2. Моделирование объекта стандартизации (абстрактная модель реального объекта);
3. Оптимизация модели
(оптимальная модель
4. Стандартизация модели
(разработка нормативного
Объектами стандартизации могут
быть продукция, услуги и процессы,
имеющие перспективу
Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ – средство стандартизации.
Рис.1.1. Классификация объектов стандартизации
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, регламенты, общероссийские классификаторы. Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия. Правила (ПР) – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ. Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
Управление качеством происходит на межгосударственном, государственном, межотраслевом, внутриотраслевом и региональном уровнях, а также на уровне фирмы или предприятия. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.
В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:
Методы стандартизации –
это прием или совокупность приемов,
с помощью которых достигаются
цели стандартизации. Стандартизация
базируется на общенаучных и специфических
методах. К общенаучным методам
относят упорядочение объектов стандартизации
и параметрическую
Рис. 1.2. Основные элементы и категории действующей системы стандартизации
1.2 Система стандартизации России
Органы и службы стандартизации
– организации, учреждения, объединения
и их подразделения, основной деятельностью
которых является осуществление
работ по стандартизации или выполнение
определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации – это
органы, признанные на определенном официальном
уровне, основная функция которых
заключается в руководстве
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.
К функциям Госстандарта относятся: