Контроль качества материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
• исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
• раскрыть сущность процессов стандартизации,
• проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
• разобрать цикл Деминга,
• рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль качества материалов.docx

— 102.60 Кб (Скачать файл)

Службы стандартизации –  специально создаваемые организации  и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты  Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих  в данной области наиболее высокий  научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система  стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Основой государственной  системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных  документов по стандартизации, имеющий  четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство  – правовая основа ГСС. Оно  представляет совокупность законов  РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов  исполнительной власти), применяемых  для государственного регулирования  качества продукции, работ и  услуг.

II. Государственные стандарты,  общероссийские классификаторы  технико-экономической информации, представлены государственными  стандартами РФ; межгосударственными  стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и  стандарты научно-технических и  инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV .Стандарты предприятий  и технические условия представлены  НД, сфера действия которых ограничена  рамками организации (предприятия)  – стандартами предприятий (СТП)  и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные  документы по стандартизации, действующие  в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
  • межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • технические условия – ТУ;
  • стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты  – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем  случае относятся:

  • ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;
  • разработка технических условий на выпускаемую продукцию;
  • экспертиза и согласование проектов нормативно-технических документов, поступающих на предприятие со стороны;
  • разработка необходимых стандартов предприятия.

Умелое использование  возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить  хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.

 

1.3 Система международных стандартов

 

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством  существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д. Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

·  МС 9000 «Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества»;

·  МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

·  МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

·  МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и  испытаниях»;

·  МС 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания»;

·  МС 8402 терминологический  стандарт.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила  в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка  систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение  качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.

В 2000 г. Техническим комитетом  ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения  качества», который аннулировал  и заменил ИСО 8402. Структура комплекса  стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рис. 1.3.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000

 

Учитывая прогрессивный  характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что  эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для  прямого использования в следующем  виде:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Кроме этих стандартов к  серии стандартов ИСО 9000 относятся  следующие:

ИСО 10012 – «Система управления измерением»;

ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;

ИСО 10015:1999 – «Менеджмент  качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;

ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические  указания по статистическим методам  в ИСО 9001:1994»

Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система  менеджмента качества – это управляющая  система, используемая руководством и  менеджментом компании для решения  внутренних задач управления, подкрепленная  соответствующей организационной  структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования  компании, которая разрабатывает  систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение  года с действиями по внедрению изменений  и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей  системы управления и руководства  организацией. Сравнивая стандарты, важно видеть различия: так, ИСО 9000:94 направлены на обеспечение качества, а стандарт ИСО 9000:2000 направлены на менеджмент качества. Для примера приведем некоторые отличия между стандартами ИСО 9000:94 и 9000:2000 – табл. 1.1

 

Таблица 1.1

Различия между  стандартами

 

ИСО 9000:94

ИСО 9000:2000

Обеспечение удовлетворения определенных требований потребителя.

Понимание настоящих и  будущих потребностей и ожиданий потребителя. Измерение удовлетворенности  потребителя и действия в соответствии с их результатами.

Установление политики и  проверяемых целей, распространение  политики на всю организацию, обеспечение ресурсами и создание обстановки, способствующей качеству.

Создание видения пути и разделяемых ценностей. Установление вызывающих показателей и целей  и разработка стратегий их достижения. Тренировка людей, оказание им поддержки  и делегирование полномочий.

Продолжение таб. 1.1

Установление уровней  компетентности, обучение и повышение  квалификации персонала. Достижение ясности  в полномочиях и ответственности.

Создание персональной собственности  на показатели и цели организации  с помощью опыта и знаний людей  и благодаря обучению достичь  вовлечения их в оперативные решения  и в процесс совершенствования.

Создание, управление и обслуживание документированных процессов.

Явное установление внешних  и внутренних потребителей и поставщиков  процессов. Сосредоточение на использовании  ресурсов в действиях процессов, что ведёт к эффективному использованию  людей, оборудования, методов и материалов.

Создание и поддержание  в рабочем состоянии подходящей и эффективной документированной  системы качества

Выявление множества процессов  в некоторой системе. Понимание  их внутренних взаимосвязей. Оценивать  процессы по организационным показателям  и цепям. Сравнивать результаты с  основными задачами.


 

2. Технология контроля  качеством.

2.1 Петля качества. Цикл Деминга

 

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 2.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими  решение задач управления качеством  продукции.

 

 

Рис.2.1. Петля качества

 

Управление качеством  продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 2.2 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

 

 

Рис.2.2. Цикл Деминга

 

В круговом цикле, который  мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

Управление качеством  отличается от контроля, который в  основном сводится к отделению хороших  изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

Управление качеством  имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

 

Информация о работе Контроль качества материалов