Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:01, курсовая работа
Целью данной курсовой является повышение контроля качества материалов и изделий.
В соответствии с поставленной целью необходимо:
• исследовать стандартизацию в системе управления качеством,
• раскрыть сущность процессов стандартизации,
• проанализировать технологию контроля качеством в системе «ДЖИТ»,
• разобрать цикл Деминга,
• рассмотреть комплексную систему управления качеством продукции.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).
Российские службы стандартизации
– научно-исследовательские
Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.
ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:
I. Техническое законодательство
– правовая основа ГСС. Оно
представляет совокупность
II. Государственные стандарты,
общероссийские классификаторы
технико-экономической
Ш. Стандарты отрасли и
стандарты научно-технических
IV .Стандарты предприятий
и технические условия
Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:
Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).
Отраслевые стандарты
– ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая
система конструкторской
К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:
Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.
1.3 Система международных стандартов
В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д. Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
· МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
· МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402. Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000
Учитывая прогрессивный
характер международных стандартов,
их регулирующую роль при выходе на
международный рынок, отметим, что
эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001,
ИСО 9004 – приняты в России для
прямого использования в
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994»
Согласно новой редакции
стандартов ИСО серия 9000:2000, система
менеджмента качества – это управляющая
система, используемая руководством и
менеджментом компании для решения
внутренних задач управления, подкрепленная
соответствующей
Таблица 1.1
Различия между стандартами
ИСО 9000:94 |
ИСО 9000:2000 |
Обеспечение удовлетворения определенных требований потребителя. |
Понимание настоящих и будущих потребностей и ожиданий потребителя. Измерение удовлетворенности потребителя и действия в соответствии с их результатами. |
Установление политики и проверяемых целей, распространение политики на всю организацию, обеспечение ресурсами и создание обстановки, способствующей качеству. |
Создание видения пути и разделяемых ценностей. Установление вызывающих показателей и целей и разработка стратегий их достижения. Тренировка людей, оказание им поддержки и делегирование полномочий. |
Продолжение таб. 1.1 | |
Установление уровней
компетентности, обучение и повышение
квалификации персонала. Достижение ясности
в полномочиях и |
Создание персональной собственности на показатели и цели организации с помощью опыта и знаний людей и благодаря обучению достичь вовлечения их в оперативные решения и в процесс совершенствования. |
Создание, управление и обслуживание документированных процессов. |
Явное установление внешних и внутренних потребителей и поставщиков процессов. Сосредоточение на использовании ресурсов в действиях процессов, что ведёт к эффективному использованию людей, оборудования, методов и материалов. |
Создание и поддержание
в рабочем состоянии подходящей
и эффективной |
Выявление множества процессов в некоторой системе. Понимание их внутренних взаимосвязей. Оценивать процессы по организационным показателям и цепям. Сравнивать результаты с основными задачами. |
2. Технология контроля качеством.
2.1 Петля качества. Цикл Деминга
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 2.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
Рис.2.1. Петля качества
Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 2.2 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).
Рис.2.2. Цикл Деминга
В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.
Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.
Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.