Международный дистрибьюторский контракт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Дистрибьюторское соглашение (его синонимы: дистрибьюторский контракт или дистрибьюторский договор, в иностранных вариантах - Distributorship или Distributor Contract\Agreement (анг) , Concession commerciale (фр), Vertragshandlervertrag (нем)) представляет собой один из наиболее часто используемых способов, применяемых производителями для организации сбыта своих товаров за границей, включая Российскую Федерацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежные договоры.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку работники организации-поверенного вступают в отношения с третьими лицами, они обязаны подтвердить наличие полномочий на совершение действий от имени доверителя. Поэтому кроме договора поверенному необходима еще и доверенность, которую должен выдать доверитель (п. 1 ст. 975 ГК РФ). Доверенность выполняет несколько функций. При отсутствии письменно оформленного договора поручения она служит доказательством наличия такого договора. Доверенность выступает условием исполнения договора поручения, поскольку при отсутствии ее некоторые юридические действия не могут быть совершены поверенным. Наконец, доверенность конкретизирует и уточняет объем полномочий поверенного, его права и обязанности.

Имеется еще один регулятор, который наряду с договором и доверенностью определяет права и обязанности поверенного. Статья 973 ГК РФ устанавливает, что поверенный выполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Такие указания могут быть устными или письменными. В договоре -важно определять порядок фиксирования даваемых доверителем указаний.

Торговых отношений п. 3 ст. 973 ГК РФ устанавливает, что поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать от его указаний без предварительного запроса об этом. Коммерческий представитель обязан в разумный срок лишь уведомить доверителя о допущенных отступлениях, к тому же если иное не предусмотрено договором поручения.

Указания доверителя в отношении условий продажи (покупки) товаров могут касаться технических условий и качественных характеристик товаров, продолжительности гарантийных сроков, максимальных размеров платежа, гарантий платежа и обеспечения исполнения других обязанностей и т. п.

Закон обязывает поверенного сообщать доверителю по его требованию сведения о ходе исполнения поручения. Поверенный должен без промедления передать доверителю все полученное в связи с исполнением поручения: товары, денежные суммы, ценные бумаги, подписанные оригиналы контрактов и иные документы, удостоверяющие возникновение обязательств в результате действий поверенного.

Договор поручения исполняется не только в интересах, но и за счет доверителя. Поэтому в обязанности доверителя входит возмещение поверенному всех расходов в связи с исполнением поручения. Это могут быть как прямые расходы по оплате стоимости приобретенного имущества, так и иные необходимые затраты: оплата проезда, телефонных переговоров, печатания и удостоверения документов.

Договор поручения носит доверительный характер. С учетом этого ст. 977 ГК РФ устанавливает, что доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от договора. Об одностороннем отказе от договора стороны обязаны заявить за 30 дней или в иной предусмотренный договором срок. Право участников на отказ от договора носит безусловный характер, не требует своего обоснования. Более того, закон признает ничтожными соглашения о недопустимости отказа от договора поручения.

Доверитель, отменивший поручение, обязан возместить издержки поверенного и выплатить ему часть вознаграждения соразмерно выполненной работе. Обычно в зачет таких затрат идет уплаченная сумма аванса. Поверенный со своей, стороны должен заблаговременно известить доверителя об отказе вести его дело, чтобы не создать затруднений для последнего.

 

Договор франшизы

Близким к договорам об исключительной продаже является договор франшизы. Слово «франшиза» — французского происхождения, оно переводится как «льгота», «уступка». Наряду с термином «франшиза» используется его английское производное — «франчайзинг». Франчайзинг означает систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров.

Уступка при франшизе состоит прежде всего в предоставлении изготовителем или головным оптовиком торговой скидки с цены посреднику, осуществляющему постоянную продажу его товаров. По мере развития отношений в договор включаются условия об оказании организационной или технической помощи покупателю. Изготовитель или крупный оптовик берут на себя типовое обустройство и оснащение оборудованием складских и торговых помещений посредников. Они обучают персонал мелких фирм приемам рекламы товара, осуществлению сервисного обслуживания пользователей товара. В необходимых случаях предоставляются льготные займы, хотя чаще практикуется предоставление складского и торгового оборудования.

По российскому законодательству, когда договор франшизы содержит условие об использовании фирменного наименования или товарного знака, он подлежит обязательной регистрации в органе, зарегистрировавшем юридическое лицо, или в патентном ведомстве (ст. 1028 ГК РФ).

Отдельные вопросы франшизы урегулированы в гл. 54 ГК РФ, носящей название «Коммерческая концессия». В ней основное внимание уделено не содействию в реализации товаров, а вопросам лицензионных соглашений. Между тем вопросы лицензионных соглашений — это лишь часть, причем вспомогательная, по отношению к задаче реализации товара. Недостатки в законодательном регулировании обусловливают медленное распространение договоров коммерческой концессии в отечественной торгово-предпринимательской практике.

 

Понятие и общая характеристика договора «факторинга»

Термин «факторинг» является российской транскрипцией английского слова factoring, означающего разновидность агентирования. Соответственно «фактор» (factor) — финансовый агент, комиссионер. В целях простоты изложения понятия «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» будут употребляться в качестве равнозначных.

Финансирование под уступку денежного требования — новый институт российского гражданского права. Своими корнями, с одной стороны, он уходит в общегражданскую цессию, существующую около двух тысяч лет и предусмотренную ныне ст. 382—390 ГК РФ, а с другой, — в особый институт факторинга, известный более ста лет практически всем государствам с рыночной экономикой.

Хозяйственный смысл договора о факторинге состоит в получении клиентом от финансового института (фактора, финансового агента, банка) денежных средств в обмен на передачу последнему прав требования клиента к покупателю (заказчику), вытекающих из заключенного договора на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг. Иными словами, факторинг — это способ кредитования одного лица другим с условием платежа в форме правопреемства («покупки», или передачи прав требования к третьему лицу). В современных комментариях нового гражданского законодательства справедливо подчеркивается тесная связь между правилами части первой ГК РФ о цессии, имеющими общее значение, и специальными правилами о факторинге.

Закон устанавливает сторону по договору (финансового агента) в виде специального субъекта, профессионального участника рынка по совершению деятельности финансирования под уступку денежного требования, связывая его обязательным наличием лицензии на совершение этой деятельности1.

Название, присвоенное в главе 43 ГК РФ этому договору, в наибольшей степени отражает содержание возникающего при факторинге обязательства. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование (ст. 824 ГК РФ).

Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что договор финансирования под уступку денежного требования в нашем законодательстве является взаимным и возмездным. При этом он может быть сконструирован и как реальный (агент передает деньги или клиент уступает требование), и как консенсуальный (агент обязуется передать денежные средства или клиент обязуется уступить требование) по усмотрению его сторон. Цель обычного факторинга — получение клиентом денежных средств, в счет уступаемого им права денежного требования.

Предметом договора является денежное требование, уступаемое в целях получения финансирования (ст. 826 ГК РФ). Требование, передаваемое в качестве предмета договора, должно быть именно денежным. В случае уступки иного имущественного требования (скажем, передать вещь или сделать какую-либо работу) следует руководствоваться общими нормами о цессии.

Предмет договора о факторинге должен обладать свойством определенности или потенциальной определимости. Существующее требование должно быть отражено в договоре с той степенью конкретности, которая позволяла бы выделить его (идентифицировать) из ряда других требований клиента уже в момент заключения договора. Будущее требование должно приобрести определенность не позднее чем в момент его возникновения. Однако момент перехода требования не всегда совпадает с моментом заключения договора о факторинге. В силу закона уступка считается состоявшейся, когда возникло само право на получение с должника денежных средств, являющихся предметом договора. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события. При этом каких-либо новых шагов по оформлению цессии не требуется2 (п. 2 ст. 826 ГК РФ).

Срок в договоре о факторинге определяется соглашением сторон. В интересах фактора срок исполнения договора может быть приурочен к моменту исполнения должником уступленного требования, особенно если клиент принял на себя ответственность за реальное исполнение последнего.

Цена договора — стоимость уступаемого требования клиента к должнику. При определении цены договора в расчет принимаются различные условия: стабильность положения клиента и его должника, способ платежа по договору (например, аккредитив и инкассо имеют различные гарантийные ценности), время наступления платежа (существующее или будущее требование), количество требований, переданных клиентом финансовому агенту, и пр. Размер вознаграждения финансового агента также может исчисляться по-разному: в виде твердой суммы, процента от стоимости переданных требований, разницы между номинальной стоимостью требования, указанной в договоре, и его оценочной (действительной, рыночной) стоимостью3.

Форма договора о факторинге подчиняется предписаниям закона о форме цессии (ст. 389 ГК РФ). Это может быть простая или квалифицированная письменная форма сделки. Последующая уступка денежного требования финансовым агентом не допускается, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Внешние отношения, порождаемые уступкой денежного требования по соответствующему договору, зависят от той цели, ради которой заключен договор о факторинге. В обычной ситуации речь идет о финансировании клиента под заключенный им договор на поставку имущества, выполнение работ или оказание услуг. В этом случае закон говорит о «покупке» требования клиента финансовым агентом (п. 1 ст. 831 ГК РФ). Термин «покупка» употребляется в данном контексте условно, ибо наше законодательство в отличие от англо-американского использует в отношении факторинга конструкцию цессии, а не договора купли-продажи4.

Помещение главы 43 в Гражданском кодексе РФ рядом с главами о кредите, счете и банковских операциях, а также указание на необходимость наличия лицензии, субъекта (банки, кредитные организации и др.), суть отношений выраженных в виде передачи денежных средств, только последующего представления другой стороне в виде передачи права денежного требования позволяет сделать вывод об отнесении договора факторинга к виду кредитного договора.

Факторинговому обслуживанию не подлежат:

    предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

    предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

    строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

    предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

    предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом.

В законе выделяются две разновидности предмета договора о факторинге:

денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование);

денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее требование).

Будущее требование может быть основано на уже заключенном договоре, срок исполнения платежного обязательства по которому еще не наступил (поставка товаров в кредит). Кроме того, будущее требование может базироваться на договоре, который только предстоит заключить клиенту и третьему лицу (например, на запродажу товаров). Существующее требование обычно является более ценным и его экономическая ликвидность выше5.

Информация о работе Международный дистрибьюторский контракт