Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:36, лекция
При наличии давления углеводородные цепочки делятся в основном в центральной части, что увеличивает выход бензиновых и соляровых дистиллятов. При отсутствии давления от углеводородных цепочек в основном отделяются боковые радикалы, что увеличивает выход попутного газа. Условия, при которых проводится процесс, оказывают большое влияние на выходы отдельных продуктов крекинга и их качество. Путем изменения условий можно регулировать общую глубину крекинга сырья и в известных пределах выходы отдельных продуктов и их качества. Не рекомендуется прибегать к чрезмерному перегреву сырья во избежание образования больших количеств газа и бензина термического крекинга. Выходы продуктов крекинга зависят также от химического и фракционного состава сырья. При практически одинаковых глубине превращения и температуре процесса крекинг утяжеленных дистиллятных видов сырья сопровождается большим коксообразованием, чем крекинг сырья легкого фракционного состава.
Крекинг тяжелого сырья, проводимый
в присутствии водорода и катализатора
(соединений молибдена), называется гидрокрекингом.
Процесс осуществляется при температуре
420-500С и давлении 30-100атм. Он обеспечивает
получение стабильных продуктов.
Основной процесс получения
высокооктановых бензинов. Каталитический
риформинг предназначен для повышения
октанового числа прямогонных бензиновых
фракций путём химического превращения
углеводородов, входящих в их состав, до
92-100 пунктов. Процесс ведётся в присутствии
алюмо-платино-рениевого катализатора.
Повышение октанового числа происходит
за счёт увеличения доли ароматических
углеводородов. Научные основы процесса
разработаны нашим соотечественником
- выдающимся русским химиком Н.Д.Зелинским
в начале ХХ века. Выход высокооктанового
компонента составляет 85-90% на исходное
сырьё. В качестве побочного продукта
образуется водород, который используется
на других установках НПЗ.
Описание принципиальной схемы технологического процесса каталитического риформинга.
Сырье нагревается в теплообменниках и трубчатой печи (до 480С), после чего поступает в испаритель, где отделяется тяжелый смолистый остаток. Пары из испарителя поступают в одну из реакционных камер (реактор), заполненных катализатором (алюмосиликатами, представляющими собой либо обычные глины, обработанные или обогащенные присадками окисей никеля, кобальта, меди, марганца и других металлов, либо специальными синтетическими массами). Здесь происходит реакция крекинга. Продукты крекинга направляются в ректификационную колонну, сверху из которой уходят пары бензина, газ, сбоку – крекинг – дистилляты, идущие для получения автомобильного и авиационного бензина, а снизу – тяжелый газойль. После конденсации и охлаждения в конденсаторе бензин отделяется от газов в сепараторе, откуда откачивается в приемник. В процессе работы катализатор покрывается углистыми отложениями, и активность падает. Для восстановления активности катализаторов углистые отложения периодически выжигают продуванием через него воздуха при температуре 510С. Выход продукта составляет: авиабензина 25-28% или автобензина 40-45%, газа 15-21%, газойля 40-50% и углистых отложений 5-7%. Повышение качества бензиновых фракций обеспечивает каталитическая изомеризация легких алкановых углеводородов, которая проводится в присутствии платинового или палладиевого катализаторов, при давлении 20-40 атм. и температуре 370-480С.
Описание схема процесса висбрекинга гудрона.
Гудрон нагревается в теплообменниках
и поступает в трубчатую печь П – 1. Продукты
висбрекинга выводятся из печи, охлаждаются
подачей квенчинга и направляются в ректификационную
колонну К – 1. Парогазовая смесь с верха
К – 1* конденсируются, охлаждается и разделяется
в сепараторе С – 1 на газ, воду и бензиновую
фракцию. Часть бензина используется ля
орошения верха К – 1, а балансовое количество
направляется на стабилизацию. Из аккумулятора
К – 1* выводится фракция легкого газойля,
которая после охлаждения смешивается
с остатком висбрекинга или выводится
с установки.
Назначение процесса - квалифицированная переработка тяжёлых нефтяных остатков, как первичной, так и вторичной переработки, с получением нефтяного кокса, применяемого для производства электродов, используемых в металлургической промышленности, а также дополнительного количества светлых нефтепродуктов. В отличие от ранее описанных процессов, коксование является термическим процессом, не использующим катализатор. Существуют различные технологические решения для данного процесса. На российских НПЗ используются установки замедленного коксования. Замедленное коксование - полунепрерывный процесс, осуществляемый при температуре около 500°С и давлении, близком к атмосферному. Сырьё поступает в змеевики технологических печей, в которых идёт процесс термического разложения, после чего поступает в камеры, в которых происходит образование кокса. На установках сооружается 4 коксовые камеры, работающие попеременно. Камера в течении суток работает в режиме реакции, заполняясь коксом, после чего в течение суток осуществляются технологические операции по выгрузке кокса и подготовке к следующему циклу. Кокс из камеры удаляется при помощи гидрорезака, представляющего собой бур с расположенными на конце соплами, через которые под давлением 150 атм подаётся вода, которая раздробляет кокс. Раздробленный кокс сортируется на фракции, в зависимости от размера частиц. Сверху коксовых камер уходят пары продуктов и поступают на ректификацию. Светлые фракции, полученные при коксовании, характеризуются низким качеством из-за большого содержания олефинов и поэтому желательно их дальнейшее облагораживание. Выход кокса составляет порядка 25% при коксовании гудрона, выход светлых фракций - около 35%.
Описание схемы процесса замедленного коксования.
Сырье, подогретое в теплообменниках
и в конвекционной камере печи П – 1, поступает
под аккумулятор колонны К – 1. Часть сырья
подается на нижнюю каскадную тарелку
для регулирования коэффициента рисайкла.
Под нижнюю каскадную тарелку К – 1 поступают
горячие газы и пары продуктов коксования
из коксовых камер. В результате контакта
сырья с восходящими потоками газов и
паров продуктов коксования сырье нагревается,
при этом низкокипящие фракции сырья испаряются,
а тяжелые фракции паров конденсируются
и смешиваются с сырьем, образуя вторичное
сырье. Вторичное сырье с низа К – 1 нагревается
в радиантных трубах печей и поступает
в две работающие камеры. В камерах происходят
новые реакции крекинга и коксообразования.
Сырье коксования
Для коксования пригодны разнообразные тяжелые нефтяные остатки. К ним относятся гудроны, полугудроны, мазут, крекинг – остатки термо – и каталитического крекинга, асфальты и экстракты селективной очистки масел, тяжелые смолы пиролиза или их смеси.
Перечисленные остатки состоят из высокомолекулярных УВ, асфальто – смолистых веществ (АСВ), карбенов и карбоидов. Соотношение между этими компонентми не зависит от происхождения нефти и условий получения этих остатков. Основными требованиями к качеству сырья являются, % масс.: коксуемость (по Конрадсону) – 10-20; массовая доля серы – не более 0,5 – 0,8.
Ограничения по коксуемости сырья связано с тем, что при ее значении менее 10% выход целевого продукта – кокса невелик. При величинах коксуемости выше 20% наблюдается интенсивное коксование змеевика трубчатой печи. Ограничения по содержанию серы в сырье объясняются тем, что в коксе идет накопление серы, содержание которой в нем в 1,5 – 2 раза превышает ее долю в сырье.
Для производства специальных коксов необходим тщательный выбор сырья. Для этого случая наилучшим сырьем являются тяжелые смолы пиролиза.
Продукты коксования.
Ранее рассмотрены основные технологические процессы топливного производства, применяемые на НПЗ России. Однако, в ходе указанных процессов вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив с различными показателями качества. Например, октановое число прямогонного бензина составляет около 65, риформата - 95-100, бензина коксования - 60. Другие показатели качества (например, фракционный состав, содержание серы) у компонентов также различаются. Для получения же товарных нефтепродуктов организуется смешение полученных компонентов в соответствующих емкостях НПЗ в соотношениях, которые обеспечивают нормируемые показатели качества. Расчёт рецептуры смешения (компаундирования) компонентов осуществляется при помощи соответствующих модулей математических моделей, используемых для планирования производства по НПЗ в целом. Исходными данными для моделирования являются прогнозные остатки сырья, компонентов и товарной продукции, план реализации нефтепродуктов в разрезе ассортимента, плановый объём поставок нефти. Таким образом возможно рассчитать наиболее эффективные соотношения между компонентами при смешении. Зачастую на заводах используются устоявшиеся рецептуры смешения, которые корректируются при изменении технологической схемы. Компоненты нефтепродуктов в заданном соотношении закачиваются в ёмкость для смешения, куда также могут подаваться присадки. Полученные товарные нефтепродукты проходят контроль качества и откачиваются в соответствующие ёмкости товарно-сырьевой базы, откуда отгружаются потребителю. Основной способ доставки нефтепродуктов в России - перевозка железнодорожным транспортом. Для погрузки продукции в цистерны используются наливные эстакады. Поставки нефтепродуктов по России и на экспорт осуществляются также по системе магистральных нефтепродуктопроводов АК "Транснефтепродукт", речным и морским транспортом.
Информация о работе Надземные и наземные газопроводы. Сущность нефтеперерабатывающего производства