Направления и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Любая методика направлена на ре­шение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных професси­ональных перспектив и ее компонен­тами. Решая для себя вопрос о спосо­бе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пони­манию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, мину­сы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из ме­тодик набирает очков больше.

Вложенные файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)


Профориентация — огромная ответственность. Эта деятельность должна быть очень тонко сбалансирована, все направления долж­ны быть равно представлены. Иначе всегда остается угроза «поса­дить ребенка не в тот поезд».

 

Направления и методы
профориентации

 

■   Н. Пряжников

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в школе в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

 

Основные группы профориентационных методов

 

Любая методика направлена на ре­шение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных професси­ональных перспектив и ее компонен­тами. Решая для себя вопрос о спосо­бе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пони­манию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, мину­сы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из ме­тодик набирает очков больше.

В соответствии с основными задача­ми профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информа­ционно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психоди­агностики; 3) морально-эмоциональ­ной поддержки; 4) помощи в конкрет­ном выборе и принятии решения.

 

К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описа­ния профессий. Но традиционные про­фессиограммы с трудом воспринима­ются школьниками, поэтому надо да­вать более компактные и понятные опи­сания. Во-вторых, справочная литера­тура.

Далее, информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, однако для них нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.

 

Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.

 

Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг. Познавательные лекции о путях решения про­ем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия.

 

Учебные фильмы и видеофильмы. К сожалению, фильмов по профориентации фактически нет. Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения проса. Одна из главных задач для их авторов - произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода реда­кторские правки и цензурные купюры.

 

Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. Эта форма работы позволяет эконо­мить много времени, поскольку, чтобы договориться, не нужно куда-то неоднократно идти или ехать — просто переходишь от сто­ла к столу и быстро завязываешь контакты с представителями организаций.

 

Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании. Сюда относятся зак­рытые беседы-интервью по строго обозна­ченным вопросам. Открытые беседы-интер­вью, в ходе которых можно немного отвлечь­ся от заранее заготовленных вопросов. Опыт­ные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации боль­ше, чем традиционное тестирование.

 

Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профес­сии. Правда, это касается тех случаев, ког­да люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросни­ки профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использо­вания и специальной подготовки профкон­сультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя приме­нительно к профессиям с особыми услови­ями труда. А для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов).

 

Личностные опросники - работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчи­тать», с этим связана масса проблем. Ис­тинно личностный тест - это поступок че­ловека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жиз­ни сделать это очень трудно.

 

Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная под­готовка и специальная стажировка проф­консультанта. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педаго­гов, врачей и т. д. Опрос должен быть так­тичным, дабы не превращал знакомых и друзей в стукачей и доносчиков. Психофи­зиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми усло­виями труда.

 

Профессиональные пробы в учебном про­цессе, организованном по типу F-теста япон­ского профессора Фукуямы (см. ниже). Обычно это связано с очень большими ма­териальными затратами (создание мастер­ских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций). Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессиональ­ного общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволя­ют прогнозировать будущее профессио­нальное поведение подростка. Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих для на­работки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осва­ивать новые профессиональные действия.

 

Третья группа. На фоне благоприятной пси­хологической атмосферы удается более эф­фективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позво­ляют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на рабо­ту, на экзаменах, в деловых контактах. Слож­ные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое про­граммирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подго­товки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределени­ем. «-Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сфор­мировать серьезную мотивационную основу самоопределения. А могут стать и сильным манипуляционным средством.

 

Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультанта - и природное и благоприобретенное. Успешные приме­ры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связан­ных с будущей профессией и трудоустрой­ством. Праздники труда - эти мероприя­тия способствуют престижности конкретных профессий. Естественно - при учете спе­цифики аудитории и при такой организа­ции, которая создает обстановку праздни­ка (развлечения, буфет), а не торжествен­ного заорганизованного собрания.

 

Четвертая группа. Построение последова­тельности действий, реализующих намечен­ную цель. Действия должны быть четко сфор­мулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько ва­риантов таких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить из них оптимальную траекторию - в том числе с учетом набора профессий, которые пред­лагает школа или конкретное профессио­нальное учебное заведение.

 

Типы профконсультаций

 

Ранняя, детская консультация. Игровая деятельность является ведущей для до­школьника и частично - для младшего школьника. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самооп­ределения. Консультация на этом этапе адресована скорее родителям и воспита­телям, чем детям. Она связана с формиро­ванием положительного отношения к тру­ду, с выбором кружка или спецшколы, если ребенок рано проявил свою одаренность. Такие рекомендации нередко дают роди­телям воспитатели и учителя, опираясь на свою профессиональную интуицию и опыт.

 

Профориентация и профконсультация учащихся средних классов. В этот период у детей формируется представление об основных действиях по выбору и реализации их жизненных целей. Важно обеспечить информационной основой для такого самоопределения. Начинать нужно с профессий которые особенно интересны детям этого возраста. Постепенно расширяя их кругозор, надо закладывать умение системно ориентироваться в мире профессионального труда. Определять «профпригодность», на наш взгляд, еще рано и потому ошибочно. Работа должна носить диагностико-корректирующий, а не диагностико-рекомендательный характер. Хотя, если школьник станет интересоваться своей готовностью к каким-то профессиям, то можно провести  определенные диагностические методики, не делая окончательных выводов и рекомендаций.

 

Профконсультация учителей. Прежде начинать разговор с учителем о про­бах учеников, важно научиться выслушать его собственные проблемы. Иначе зрительные отношения с ним могут так сложиться. В целом, важно наладить  сотрудничество с учителями - особенно с классными руководителями и учителями труда. Часть профориентационной помощи ученику должна исходить от них, и эти их функции необходимо правильно распределить.

 

Профконсультация родителей учащихся.

 

Надо быть готовым выслушивать и их проблемы, но одновременно и постепенно о вести родителей к сотрудничеству, предполагающему согласование и распределение усилий по оказанию помощи их собственным детям.

 

Профконсультация старшеклассников выпускников школ. Главное направление этой работы - содействие конкретному выбору, проверка и уточнение сделанного выбора. Консультация должна быть максимально прагматичной, основанной на осмыслении и просчитывание реальных факторов, на волевой готовности школьни­ка сделать конкретный выбор.

 

Помощь абитуриенту. Она состоит в уточ­нении факультета, кафедры или специаль­ности, когда профессиональное учебное заведение им уже выбрано. Школьные профконсультанты могут и не знать особен­ностей специализации, главное для них -обеспечить абитуриенту взаимодействие с представителями учебного заведения.

 

Профконсультация подростков-инва­лидов. При работе с ними очень важны тактичность и деликатность. Они быстро влюбляются в человека, открывают ему душу, но и быстро разочаровываются, об­наруживая слабую заинтересованность, неискренность, фальшь. Многие исследо­ватели отмечают, что самооценка инвали­дов часто сильно завышена, особенно в интернатах, где социализация практичес­ки отсутствует. Подросток-инвалид, вы­пускник интерната, может впасть в глубо­кую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны общества.

 

Опыт профориентационной работы в российской школе

С середины 80-х годов, после семидесяти­летнего перерыва, профориентационная работа в стране возобновилась в широком масштабе. Сначала - в подшефных шко­лах крупных предприятий в виде отдель­ных мероприятий, исследований и кон­сультаций. Затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». В силу своей серьезности и некоторой академичности такой курс боль­ше подходил взрослым, а не школьникам. Кроме того, в те годы было довольно мало активизирующих и игровых методов рабо­ты, и занятия проходили неинтересно. Их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Позже под руководством А. Г. Владимирова была разрабо­тана достаточно эффективная по тем временам профориен-тационная технология, использующая специальные «Тетра­ди выбора профессии». В них, в частности, имелись бланки, разработанные по разным психодиагностическим методи­кам. Учащиеся регулярно заполняли их, и в итоге по каждо­му ученику накапливалась информация, позволяющая вы­водить профконсультационную рекомендацию. Авторский коллектив под руководством С. Н. Чистяковой предложил программу «Твоя профессиональная карьера», где помимо общеориентирующего материала предлагались традицион­ные формы профориентационной работы, обогащенные элементами фольклора (пословицы о труде и профессиях), и различные активизирующие методы (профориентацион-ные викторины, игры, кроссворды, дискуссии).

 

В первой половине 90-х годов на базе Томского городского Центра профориентации молодежи тоже была разработа­на оригинальная система профориентационных занятий и консультаций. Программа включала в себя многие инте­ресные наработки, ранее неизвестные отечественным пси­хологам. Проводилась она с активным использованием различных игровых методов и дискуссий. Вот как, к приме­ру, выглядит план работы с учащимися 10-11 классов:

 

Часть I «Мой выбор»: 1) профессиональный старт: моя ис­ходная ситуация; 2) профессиональный старт: древо воз­можностей; 3) работающее решение; 4) расширяем про­странство выбора; 5) заказываем желательную работу; 6) подбираем подходящие профессии; 7) моя область пре­восходства; 8) горячие проблемы; 9) проясняем внутрен­нее «небо»; 10) взгляд из будущего; 11) моя роль и безопас­ность на рынке труда; 12) рисуем портрет подходящей про­фессии; 13) вычисляем самую подходящую профессию; 14) что подскажет внутренний голос; 15) насыщаем решение энергией; 16) планируем профессиональный старт.

Информация о работе Направления и методы профориентации