Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:54, реферат
Любая методика направлена на решение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив и ее компонентами. Решая для себя вопрос о способе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, минусы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из методик набирает очков больше.
Профориентация — огромная ответственность. Эта деятельность должна быть очень тонко сбалансирована, все направления должны быть равно представлены. Иначе всегда остается угроза «посадить ребенка не в тот поезд».
Направления и методы
профориентации
■ Н. Пряжников
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в школе в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Основные группы профориентационных методов
Любая методика направлена на решение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив и ее компонентами. Решая для себя вопрос о способе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, минусы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из методик набирает очков больше.
В соответствии с основными задачами профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) морально-эмоциональной поддержки; 4) помощи в конкретном выборе и принятии решения.
К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Но традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания. Во-вторых, справочная литература.
Далее, информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, однако для них нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.
Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.
Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг. Познавательные лекции о путях решения проем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия.
Учебные фильмы и видеофильмы. К сожалению, фильмов по профориентации фактически нет. Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения проса. Одна из главных задач для их авторов - произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры.
Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. Эта форма работы позволяет экономить много времени, поскольку, чтобы договориться, не нужно куда-то неоднократно идти или ехать — просто переходишь от стола к столу и быстро завязываешь контакты с представителями организаций.
Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании. Сюда относятся закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам. Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.
Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Правда, это касается тех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросники профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда. А для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов).
Личностные опросники - работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно.
Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д. Опрос должен быть тактичным, дабы не превращал знакомых и друзей в стукачей и доносчиков. Психофизиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда.
Профессиональные пробы в учебном процессе, организованном по типу F-теста японского профессора Фукуямы (см. ниже). Обычно это связано с очень большими материальными затратами (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций). Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение подростка. Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.
Третья группа. На фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, на экзаменах, в деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределением. «-Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения. А могут стать и сильным манипуляционным средством.
Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультанта - и природное и благоприобретенное. Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Праздники труда - эти мероприятия способствуют престижности конкретных профессий. Естественно - при учете специфики аудитории и при такой организации, которая создает обстановку праздника (развлечения, буфет), а не торжественного заорганизованного собрания.
Четвертая группа. Построение последовательности действий, реализующих намеченную цель. Действия должны быть четко сформулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько вариантов таких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить из них оптимальную траекторию - в том числе с учетом набора профессий, которые предлагает школа или конкретное профессиональное учебное заведение.
Типы профконсультаций
Ранняя, детская консультация. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника и частично - для младшего школьника. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самоопределения. Консультация на этом этапе адресована скорее родителям и воспитателям, чем детям. Она связана с формированием положительного отношения к труду, с выбором кружка или спецшколы, если ребенок рано проявил свою одаренность. Такие рекомендации нередко дают родителям воспитатели и учителя, опираясь на свою профессиональную интуицию и опыт.
Профориентация и профконсультация учащихся средних классов. В этот период у детей формируется представление об основных действиях по выбору и реализации их жизненных целей. Важно обеспечить информационной основой для такого самоопределения. Начинать нужно с профессий которые особенно интересны детям этого возраста. Постепенно расширяя их кругозор, надо закладывать умение системно ориентироваться в мире профессионального труда. Определять «профпригодность», на наш взгляд, еще рано и потому ошибочно. Работа должна носить диагностико-корректирующий, а не диагностико-рекомендательный характер. Хотя, если школьник станет интересоваться своей готовностью к каким-то профессиям, то можно провести определенные диагностические методики, не делая окончательных выводов и рекомендаций.
Профконсультация учителей. Прежде начинать разговор с учителем о пробах учеников, важно научиться выслушать его собственные проблемы. Иначе зрительные отношения с ним могут так сложиться. В целом, важно наладить сотрудничество с учителями - особенно с классными руководителями и учителями труда. Часть профориентационной помощи ученику должна исходить от них, и эти их функции необходимо правильно распределить.
Профконсультация родителей учащихся.
Надо быть готовым выслушивать и их проблемы, но одновременно и постепенно о вести родителей к сотрудничеству, предполагающему согласование и распределение усилий по оказанию помощи их собственным детям.
Профконсультация старшеклассников выпускников школ. Главное направление этой работы - содействие конкретному выбору, проверка и уточнение сделанного выбора. Консультация должна быть максимально прагматичной, основанной на осмыслении и просчитывание реальных факторов, на волевой готовности школьника сделать конкретный выбор.
Помощь абитуриенту. Она состоит в уточнении факультета, кафедры или специальности, когда профессиональное учебное заведение им уже выбрано. Школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализации, главное для них -обеспечить абитуриенту взаимодействие с представителями учебного заведения.
Профконсультация подростков-инвалидов. При работе с ними очень важны тактичность и деликатность. Они быстро влюбляются в человека, открывают ему душу, но и быстро разочаровываются, обнаруживая слабую заинтересованность, неискренность, фальшь. Многие исследователи отмечают, что самооценка инвалидов часто сильно завышена, особенно в интернатах, где социализация практически отсутствует. Подросток-инвалид, выпускник интерната, может впасть в глубокую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны общества.
Опыт профориентационной работы в российской школе
С середины 80-х годов, после семидесятилетнего перерыва, профориентационная работа в стране возобновилась в широком масштабе. Сначала - в подшефных школах крупных предприятий в виде отдельных мероприятий, исследований и консультаций. Затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». В силу своей серьезности и некоторой академичности такой курс больше подходил взрослым, а не школьникам. Кроме того, в те годы было довольно мало активизирующих и игровых методов работы, и занятия проходили неинтересно. Их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-
Позже под руководством А. Г. Владимирова была разработана достаточно эффективная по тем временам профориен-тационная технология, использующая специальные «Тетради выбора профессии». В них, в частности, имелись бланки, разработанные по разным психодиагностическим методикам. Учащиеся регулярно заполняли их, и в итоге по каждому ученику накапливалась информация, позволяющая выводить профконсультационную рекомендацию. Авторский коллектив под руководством С. Н. Чистяковой предложил программу «Твоя профессиональная карьера», где помимо общеориентирующего материала предлагались традиционные формы профориентационной работы, обогащенные элементами фольклора (пословицы о труде и профессиях), и различные активизирующие методы (профориентацион-ные викторины, игры, кроссворды, дискуссии).
В первой половине 90-х годов на базе Томского городского Центра профориентации молодежи тоже была разработана оригинальная система профориентационных занятий и консультаций. Программа включала в себя многие интересные наработки, ранее неизвестные отечественным психологам. Проводилась она с активным использованием различных игровых методов и дискуссий. Вот как, к примеру, выглядит план работы с учащимися 10-11 классов:
Часть I «Мой выбор»: 1) профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) профессиональный старт: древо возможностей; 3) работающее решение; 4) расширяем пространство выбора; 5) заказываем желательную работу; 6) подбираем подходящие профессии; 7) моя область превосходства; 8) горячие проблемы; 9) проясняем внутреннее «небо»; 10) взгляд из будущего; 11) моя роль и безопасность на рынке труда; 12) рисуем портрет подходящей профессии; 13) вычисляем самую подходящую профессию; 14) что подскажет внутренний голос; 15) насыщаем решение энергией; 16) планируем профессиональный старт.