Направления и методы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Любая методика направлена на ре­шение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных професси­ональных перспектив и ее компонен­тами. Решая для себя вопрос о спосо­бе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пони­манию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, мину­сы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из ме­тодик набирает очков больше.

Вложенные файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

Часть II «Альфаплан_2015»: 1) победители и неудачники; 2) мои взаимоотношения со временем; 3) экстерналы и интерналы; 4) что такое планирование карьеры; 5) прояс­нение жизненных ценностей; 6) идеальное будущее; 7) постановка целей; 8) мои ресурсы; 9) проблемная карта; 10) план действий; 11) оформление плана карьеры.

 

Сейчас издается много пособий, где реализуется традицион­ная западная модель построения карьеры, ориентированная на успех в конкурентной борьбе. В. А. Поляков в «Технологии карьеры» откровенно пишет: «Вы - товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии марке­тинга, произвести собственную переоценку» и предлагает

«конкретные рекомендации по саморекламе». При всей сомнительности такой «профориен­тации» следует признать, что подобными со­ветами пользуются лица, ориентированные на ценности «массового сознания» и «цивили­зованного потребления».

 

 

Зарубежный опыт

 

Американская система школьной психоло­гической службы, гайденс- это совокуп­ность психологических служб, куда входят специалисты (каунсперы), работающие по разным проблемам - учебным, професси­ональной и социальной ориентации и т. д. -вплоть до организации контактов с право­охранительными органами. Эта служба рас­считана на формирование личности, усво­ившей ценности и стереотипы поведения американского общества. В последние де­сятилетия появляется все больше привер­женцев подхода, ориентированного на уни­кальную личность школьника.

 

В. Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера-суперигра», рассматривая понятие «карьера», пишет, что слово «каррус» озна­чало для древних римлян боевые колесни­цы, построенные в определенном порядке. А французы и сегодня называют карьерой по­водья, которыми лошадь пристегивается к по­возке. Не правда ли, значение этого слова, как его понимали еще древние римляне, не­сет в себе огромный смысл? Упряжка - это ваше профессиональное желание поднять­ся на ступеньку выше по служебной лестни­це. Жизнь в больших концернах и фирмах часто похожа на большие и непрекращаю­щиеся гонки. На вашем пути к вершине вы встретите немало крутых поворотов и скольз­ких дорог. Эта тема во многом ключевая не только для профессионального, но и для лич­ностного самоопределения.

 

Интересный опыт профориентационной рабо­ты накоплен в Японии. Профессор С. Фукуяма разработал систему профессиональных проб, позволяющих школьникам попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. Про­исходит это в течение трех лет - примерно от

12 до 14 лет, когда, по мнению многих япон­ских специалистов, и должна вестись профо-риентационная работа. По специальной сис­теме школьники оценивают свои успехи. Так­же их успехи оцениваются педагогами. При этом акцент переносится с прогнозирования успешности будущего труда на диагноз в це­лях совершенствования обучения. Эффектив­ная реализация системы профессиональных проб возможна только при наличии полно­ценного внимания к школе со стороны госу­дарства и производства.

 

Другим интересным направлением проф­ориентации является увязывание ее с судь­бой, роком, предназначением, жизненными циклами, биографическими закономернос­тями. Г. Буркхарт в работе «Возьми жизнь в свои руки» утверждает, что свою жизнь че­ловек должен строить с учетом религиозно­го начала, своего духовного мира, особен­ностей своей семьи и народа, своей природ­ной сущности. Биография человека имеет определенные закономерности, этапы. На ранних этапах он больше берет от людей, на средних - то берет, то отдает, а на заверша­ющих - больше отдает другим. Его «линия развития духа» и «кривая биологического развития» определенным образом соотно­сятся, так же как и значимые события жиз­ни с этапами и жизненными циклами. Сти­мулом для разработки этой теории автору по­служило «естественное» для него как для вра­ча «желание помочь пациентам». Эта мистико-ориентированная профориентация тоже имеет право на существование, по­скольку реально помогает больным, отчаяв­шимся людям, которые нуждаются не столько в деловых советах, сколько в человеческом участии, в надежде. Но это все-таки предпо­лагает некоторый отход от научных традиций, основанных на большем учете реальности, на осознанном и самостоятельном принятии клиентом решений.

 

 

 



Информация о работе Направления и методы профориентации