Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:54, доклад
Рынок кетчупа в России является одним из наиболее активно развивающихся. В последнее время этот продукт пользуется устойчивым спросом в среднем у 60% от общего числа семей. Тем не менее, в условиях возрастающей конкуренции многими экспертами прогнозируется некоторое снижение темпов его роста.
Интересно отметить, что уровень потребления кетчупа значительно различается по регионам: наибольшее число потребителей этого продукта приходится на Москву и Московскую область — около 72%. Меньше всего кетчуп потребляют в Поволжье (59% семей от общего числа), Северо-Западном регионе (58%) и на Северном Кавказе (49%).
Обзор Российского рынка кетчупа
Рынок кетчупа в России является одним из наиболее активно развивающихся. В последнее время этот продукт пользуется устойчивым спросом в среднем у 60% от общего числа семей. Тем не менее, в условиях возрастающей конкуренции многими экспертами прогнозируется некоторое снижение темпов его роста.
Интересно отметить,
что уровень потребления
По данным компании ACNielsen, рост рынка кетчупа в последнее время не очень большой и составляет примерно 3-4% в год в денежном выражении, и в основном благодаря выпуску лидерами-производителями новых марок и активности региональных производителей. Несомненно, у российского рынка кетчупа есть резервы для роста, и прежде всего за счет Северо-Западного региона. Россия — страна, активно потребляющая мясо, поэтому в большей или меньшей степени кетчуп присутствует в рационе каждой семьи (см.табл.2.1).
Таблица 2.1 - Частота покупок кетчупа, % от числа опрошенных, 2 квартал 2009 г.
Частота покупок кетчупа |
Число опрошенных, % |
Каждый месяц |
39 |
Несколько раз в неделю |
21 |
Не покупают |
21 |
Несколько раз в год |
16 |
1 раз в год и реже |
3 |
Из таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что кетчуп пользуется спросом на территории России.
Сейчас под видом
кетчупов в России, иногда продаются
разнообразные томатные соусы. Недобросовестные
производители заменяют основной компонент
кетчупа крахмалом, всевозможными
фруктовыми и овощными пюре. Но в
соответствии с традициями кетчупы
и соусы имеют четкое разделение.
Чем меньше различных добавок
и замен, тем выше качество продукта.
Кетчупы изготавливаются только
из томатов с добавлением
Рынок кетчупов можно разделить на три сегмента по критериям цена-качество: премиум (в основном это иностранные производители — например, Heinz), средний и нижний. Наибольшая доля рынка кетчупов (до 60% всего рынка) приходится на кетчуп среднего ценового сегмента. Причем в большей степени это качественный и доступный по цене товар. Понятие “цена-качество” практически сравнялось для покупателей с понятием “цена-вкус”: потребитель уже привык к тому, что качественный соус должен быть и вкусным и доступным по цене. Гораздо меньшая доля принадлежит кетчупу нижнего ценового сегмента, или эконом-класса. Сегмент “премиум” на сегодняшний день является самым быстрорастущим. При этом в сегменте премиум-класса уровень конкуренции несколько ниже, чем в других категориях, по причине небольшого числа компаний, специализирующихся на производстве и поставках такой продукции. Наиболее динамично данный сегмент развивается в силу роста интереса потребителей. Именно здесь велика вероятность появления новых игроков или частичный переход производителей из других сегментов, что повлияет на ужесточение конкуренции.
Также кетчупы можно разделить по разновидностям: шашлычный, классический, острый, сладкий, барбекю и др. Нельзя не упомянуть деление кетчупов по упаковке (стеклянная, пластиковая, мягкий пакет).
Сегодня на рынке представлен значительный ассортимент кетчупов. В России больше всего популярен шашлычный кетчуп. Он пользуется спросом почти у 48% опрошенных респондентов (см.рис.2.1). Это, скорее всего, обусловлено тем, что баланс специй в нем наиболее близок к болгарскому кетчупу.
Рис. 1.1 - Предпочтения потребителей по видам кетчупа, 2-й квартал 2009 г., % от числа опрошенных
Классический кетчуп, по сравнению с шашлычным, мягче, имеет совместимость с более широким спектром блюд, но он, по мнению россиян, недостаточно острый для того, чтобы быть достойной приправой к жареному мясу и, в частности, к шашлыку.
Нельзя забывать, что предпочтения россиян напрямую зависят от региона проживания. Например, на Дальнем Востоке доля семей, потребляющих классический кетчуп, больше, чем доля потребителей шашлычного.
Острый, чили и чесночный кетчупы отличаются более специфическим вкусом, это так называемые “продукты на любителя”, поэтому уровень их потребления значительно ниже, чем у шашлычного и классического. К тому же следует учесть, что кетчуп — продукт семейного потребления и обычно при его покупке люди стараются выбрать ту разновидность, которая придется по вкусу всем членам семьи. В то же время есть регионы, где эти виды кетчупа пользуются значительной популярностью: острый на Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири его потребляют 32% семей; чесночный на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Санкт-Петербурге пользуется спросом у 16-20% потребителей кетчупа.
В ассортиментной линейке
практически каждого
Основным критерием выбора кетчупа являются его вкусовые качества. Во вторую очередь потребителей волнует соотношение цены и качества. Правда, данный критерий заметно отстает от предыдущего — его отметили 38% опрошенных.
С увеличением уровня дохода для россиян все большее значение приобретают вкус и ингредиенты, входящие в состав продукта.
Если говорить об упаковке для кетчупа, то в предпочтениях потребителей лидируют два основных типа — стеклянные и пластиковые бутылки (47 и 40% опрошенных соответственно). Т.е. стеклянная упаковка остается по-прежнему самой востребованной. Продукты в стеклянной таре традиционно считаются товаром более высокого качества. К тому же продукция в стекле более привлекательна внешне и товар приобретает оттенок премиальности.
Но, несмотря на то что большая часть представленных на рынке кетчупов продается в стеклянных бутылках, постепенное переключение на пластиковую упаковку занимает вполне определенное место в тенденциях российских потребителей. Эксперты прогнозируют, что постепенно стеклянная бутылка будет терять свои позиции.
Многие компании выпускают продукцию как в стекле, так и в пластике. Впрочем, если говорить о региональных предпочтениях, то в стеклянной бутылке кетчуп наиболее популярен в Северо-Западном и Центральном регионах, а также на Северном Кавказе. Восточнее Центрального региона наиболее популярной упаковкой является пластиковая бутылка. Такая ситуация может быть связана как с более высокой ценой на продукцию в стеклянной таре, так и с политикой дистрибьюторов — транспортировка продуктов в пластиковой упаковке значительно проще, чем продуктов в стеклянной упаковке. Рост популярности пластиковой упаковки связан и с тем, что для многих она гораздо удобнее, чем стекло (см.табл.2.2).
Таблица 2.2 - Предпочтения потребителей по типу упаковки кетчупа, 2-й квартал 2009 г.,%
Тип упаковки кетчупа |
Число опрошенных, % |
Стеклянная бутылка |
47 |
Пластиковая бутылка |
40 |
Мягкий пакет |
8 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Несмотря на то что рынок кетчупов в достаточной степени сформирован, на нем остается ниша для новых фирм, поэтому он выглядит чрезвычайно привлекательным для многих производителей. В течение последних 5-6 лет на нем появилось значительное количество новых марок, поэтому не исключено, что в самое ближайшее время ситуация в отрасли может измениться.
До кризиса 1998 года в России была довольно высока конкуренция со стороны зарубежных производителей, но после 1998 года объем импорта кетчупов неуклонно снижался и к 2002 году составил всего 20,6 тыс. тонн. Освободившуюся долю на рынке сразу заняли ведущие российские производители — промышленные группы “Балтимор” и “Петросоюз”. По данным ACNielsen, лидерами по продажам кетчупа являются также марки “Восточный гурман”, “Источник”, “Краснодарье”, “Моя семья” и “Пикадор”.
Безусловно, есть на российском рынке производители и бренды федерального значения, известные во многих регионах. Есть местные игроки, которым отдают предпочтение жители того или иного региона или центральных областей. Но в целом российский потребитель еще не разобрался в брендах, и статистика аналитических агентств свидетельствует скорее о знании марок, а не о реальных предпочтениях.
Пока на российском рынке востребованы многие виды кетчупов, какой-то один выделить нельзя. На выбор покупателя не влияет известность торговая марка, потребитель выбирает по вкусу, качеству и по цене. У каждого производителя своя собственная технология, и при условии производства качественного продукта у молодых компаний есть шансы найти своего покупателя. Слоган “Покупайте отечественное” сейчас действительно актуален. Производителю нужно бороться за качество, это первое, что ценит покупатель. В выборе страны-производителя кетчупа россияне действительно весьма патриотичны — отечественную продукцию предпочитают 87% опрошенных. Но с одной стороны, это можно объяснить достаточно узким ассортиментом кетчупов зарубежного производства, а с другой — их более высокой ценой по сравнению с продукцией российских производителей.
Безусловный лидер предпочтений по маркам кетчупа — “Балтимор”. Основными рынками сбыта группы “Балтимор” являются Москва, Санкт-Петербург и Краснодар — в этих городах находятся производственные мощности компании. Но следует отметить, что данный бренд лидирует почти во всех российских регионах. Во многом успех “Балтимора” связан с его чрезвычайно высокой рекламной активностью, а также с развитой системой дистрибуции и приемлемой стоимостью продукции.
Вторую позицию по уровню предпочтений потребителей занимает кетчуп “Пикадор”, а третью — марка компании “Петросоюз” “Моя семья”. Следует отметить, что лидирующие бренды не “наступают” друг другу на пятки — разрыв между ними довольно существенен (см.табл.2.3).
Таблица 2.3 - Предпочтения потребителей по маркам кетчупа, 2-й квартал 2009 г., % от числа семей-потребителей
Марки/производители |
Потребляют |
Знают |
«Балтимор» |
78 |
80 |
«Пикадор» |
21 |
48 |
«Моя семья» |
11 |
47 |
«Calve» |
20 |
48 |
«Восточный гурман» |
10 |
22 |
«Hеinz» |
5 |
20 |
«Чумак» |
2 |
8 |
Другие Российские |
20 |
20 |
Другие импортные |
3 |
3 |
Исходя из того,
что двумя основными критериями
выбора кетчупа являются вкусовые характеристики
продукта и разумное соотношение
цены и качества, россияне выбирают
те марки, которые максимально
Исследования компании «Левада-Центр»
В первом квартале 2006
года Аналитическим центром
Около 60% россиян являются активными покупателями
кетчупов: ежемесячно его приобретают
39% опрошенных, а еженедельно – 21% (рис.
1). Частота покупки определяется частотой
потребления. Так, большая часть покупателей
данного продукта – 45% – в среднем потребляет
его не реже раза в неделю. Возрастную
группу наиболее активных потребителей
кетчупов можно обозначить как 18–39 лет.
Большинство потребителей предпочитают добавлять кетчуп в мясные блюда и гарниры – так ответили соответственно 72 и 70% респондентов (рис. 2). Более 40% потребителей заправляют им пельмени. Около трети любителей кетчупа пытаются с его помощью разнообразить вкус блюд из птицы, а 26% потребляют этот соус с колбасными изделиями.
Из всего многообразия кетчупов
большинство потребителей выбирают шашлычный,
томатный и острый – так ответили соответственно
48, 35 и 32% опрошенных (рис. 3). Кроме того,
по 21% ответов приходится на такие виды
кетчупа, как сладкий и классический. Стоит
отметить, что данные вкусовые предпочтения
одинаковы для разных групп потребителей
– как самых активных, потребляющих кетчуп
не менее раза в неделю, так и тех, кто добавляет
его в пищу изредка. В то же время наиболее
активные потребители более разборчивы
при выборе кетчупа. Так, например, представители
этой группы чаще, чем потребители в целом,
выбирают вкусы чили и пикантный – соответственно
20 и 15% опрошенных.
Основным критерием выбора кетчупа являются
его вкусовые качества, на которые при
покупке обращают внимание 79% потребителей
(рис. 4). На втором месте по значимости
находится соотношение цены и качества.
Правда, данный критерий заметно отстает
от предыдущего – его отметили 38% опрошенных.
В том случае, если вкус кетчупа и соотношение
цены и качества соответствуют потребностям
любителей этого соуса, респонденты уделяют
внимание изучению ингредиентов и срока
годности продукта – эти критерии назвали
соответственно 33 и 32% участников опроса.
Такие приоритеты вполне закономерны
- опять-таки исходя из того, что кетчуп
является дополнением к готовым блюдам
и его потребление связано с определенного
рода излишеством, которое могут себе
позволить люди с относительно высоким
достатком.
Стоит отметить, что
в ответах наиболее активных
потребителей, чей возраст составляет
18–39 лет, также лидирует вкусовой
критерий. Соотношение цена/качество,
ингредиенты и срок годности
продукции значимы для
Что касается упаковки для кетчупа, то
в предпочтениях потребителей лидируют
два ее основных вида – стеклянные бутылки
и пластиковые бутылки, которые выбирают
соответственно 47 и 40% опрошенных (рис.
5). В группе наиболее активных потребителей
стеклянная упаковка пользуется еще большим
спросом – в среднем около половины опрошенных
отдают предпочтение кетчупу в этой таре,
тогда как 35–38% покупают данный продукт
в пластиковой упаковке.
В выборе страны производителя кетчупа
россияне весьма патриотичны – отечественную
продукцию предпочитают 87% опрошенных
(рис. 6). С одной стороны, это можно объяснить
достаточно узким ассортиментом кетчупов
зарубежного производства, а с другой
стороны – их более высокой ценой, по сравнению
с продукцией российских производителей.