Основные понятия и тенденции развития энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 02:03, реферат

Краткое описание

Современный этап развития Украины характеризуется острым энергодефицитом, так как потребность в использовании топливно-энергетических ресурсов за счет собственной их добычи удовлетворяется меньше, чем на 50%.
В 1998 году в Украине произведено 173 млрд. кВт ч электроэнергии (см. рис.1.1), в том числе электростанциями объединенной энергетической системы (ОЭС) Украины-171978,7 млн. кВт·ч. За 1997 год было выработано 177024,4 млн. кВт·ч. Следовательно, снижение производства электроэнергии в 1998 году составляет 5045,7 млн. кВт·ч, или 2,9 %.

Вложенные файлы: 1 файл

1ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.docx

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

Замечания: по выбору - значит, что свойство обеспечивается за отдельную плату; требуется - значит, что свойство обеспечивается в основной конструкции.

Частотно-регулируемый электропривод с синхронными двигателями наиболее экономичен при мощностях 1000 кВт и более. В таких системах обычно используется инвертор тока с коммутируемой нагрузкой. Использование синхронных двигателей с постоянным магнитным полем, выполненных на постоянных магнитах, в системах частотного управления постоянно возрастает.

Изолирующие трансформаторы практически всегда устанавливаются  для частотно-регулируемого электропривода мощностью 750 кВт и выше. Трансформаторы служат как промежуточное звено между внешним источником энергии и частотно-регулируемым электроприводом. Они уменьшают высшие гармоники и ограничивают перенапряжения.

Для обеспечения быстродействия электропривода в переходных процессах  разработан метод пространственного  векторного управления, называемый также  управлением с ориентацией магнитного поля. Этот метод основан на управлении двумя составляющими статорного поля, одна из которых обеспечивает поток в воздушном зазоре двигателя, а другая – момент на его валу. В результате становится возможным  быстро изменять значение момента в  широком диапазоне скоростей. Индукционный двигатель при таком способе  управления становится подобен двигателю постоянного тока с независимым возбуждением.

Управляемыми компонентами при реализации метода являются составляющие тока статора в системе вращающихся  координат. При этом различают прямое и косвенное векторное управление. Существуют много модификаций систем векторного управления. В частности, пространственный вектор  вычисляется  микроконтроллером с использованием модели, учитывающей параметры конкретного  типа двигателя, например, активных сопротивлений  ротора, статора, индуктивности рассеяния  и др. Одновременно учитывается информация, поступающая с датчика скорости двигателя. На рис.2.2 приведена обобщенная схема векторного управления. Здесь: СУ – система управления инвертором; ВВ – вычислитель вектора управления; ДС – датчик скорости; Д – двигатель; В – выпрямитель; И – инвертор.

  


 

Рисунок 2.2 - Обобщенная схема векторного управления

 

При любом способе управления посредством значения и частоты  питающего напряжения в системе электропривода необходимо иметь преобразователь частоты, который может быть выполнен на основе различных схем.

Тиристорные преобразователи  обладают рядом значительных недостатков, которые существенно снижают  технико-экономические показатели электропривода в целом. К таким  недостаткам относят, прежде всего, крайне низкие массогабаритные удельные показатели и наличие высших гармоник в выходном напряжении, снижение которых методами ШИМ затрудняется частотными характеристиками тиристоров. Поэтому для эффективного управления асинхронным электроприводом малой и средней мощности используют инверторы напряжения на IGBT – транзисторах с рабочей частотой, лежащей за переделами звукового диапазона.

Массовое производство преобразователей для электропривода на основе современных  двухоперационных приборов освоено  практически всеми ведущими электротехническими  компаниями мира. При этом многообразию существующих преобразователей свойственно  использование в качестве силовой  схемы одной и той же классической структуры (рис.2.3.): трехфазный мостовой неуправляемый (нерегулируемый) выпрямитель В, LC – фильтр Ф звена постоянного тока, трехфазный мостовой автономный инвертор напряжения АИН с широтно -

 импульсной модуляцией ШИМ.


Рисунок 2.3 – Структура  преобразователя

 

В силовом канале: КА –  коммутационный аппарат; БД – блок датчиков. В системе управления: ИП – источник питания; МК – микроконтроллер; УЗ – узел защиты; ФИ – формирователь  управляющих импульсов.

Неуправляемый режим работы выпрямителя и свойства силовых  управляемых ключей инвертора снимают вопросы ограничения di/dt и du/dt в цепях вентилей, применения громоздких снабберов для защиты от перенапряжений и т.п. 

Основное влияние на потребительские  свойства преобразователей и электроприводов  оказывает их информационный канал  – используемые алгоритмы управления и регулирования и реализующие  их микроконтроллерные системы МСУ. Именно последние определяют регулировочные свойства и динамические характеристики электропривода, его функциональность и адаптивность к сложным системам автоматического управления различными технологическими процессами.

Эффективность применения частотно-регулируемых асинхронных электроприводов на основе IGBT – инверторов с МСУ  включает:

  • энерго и ресурсосбережение;
  • существенное снижение потребления реактивной мощности из сети;
  • увеличение ресурса работы электрического, механического и гидравлического оборудования;
  • автоматизация и оптимизация управления технологическими процессами.

Кроме собственно двухступенчатого преобразования электрической энергии  – выпрямления и инвертирования, силовой канал решает следующие  задачи:

  • управляемой связи с сетью – оперативные включения и выключения электропривода;
  • аварийных отключений электропривода от сети и автоматических повторных включений;
  • электромагнитной совместимостью ЭМС электропривода с сетью, в том числе в части индустриальных радиопомех;
  • защиты элементов преобразователя и электродвигателя от недопустимых токов и напряжений;
  • реализация тормозных режимов электропривода.

Каждая из перечисленных  задач имеет, как правило, несколько  вариантов решения, отличающихся схемным  и аппаратным исполнением соответствующих  узлов силового канала. Управляемая  связь с сетью может быть реализована  двумя способами:

  • использованием контактного дистанционно управляемого электромагнитного аппарата в сочетании с неуправляемым диодным выпрямителем В;
  • использованием полууправляемого диодно–тиристорного выпрямителя УВ без аппарата КА.

Оперативное и аварийное  управление КА либо УВ осуществляет МСУ. Применение той или иной схемы  включения определяется системой электроснабжения электропривода на объекте эксплуатации: характеристиками сети, составом и  характеристиками коммутационного  оборудования.

Электромагнитная совместимость  электропривода с питающей сетью  должна обеспечиваться зарядкой фильтровой емкости при подключении к  питающей сети без опасных для  выпрямителя экстратоков и перенапряжений, режимами потребления активной мощности из сети и ее генерации в питающую сеть, высоким значением входного коэффициента мощности, ограничением радиопомех, генерируемых в питающую сеть, до оговоренных   стандартами    значений,  а  также,   токоограничением    при авариях в выпрямителе и звене постоянного тока.

Наиболее используемыми  вариантами обеспечения допустимых значений входного коэффициента мощности является применение входных реакторов  или (и) реакторов в цепи заряда фильтрующего конденсатора. Минимизация коэффициента несинусоидальности сетевых напряжений и токов обеспечивается соответствующим  расчётом и выбором входных дросселей  и дросселя фильтра звена постоянного  тока. Результаты проведенных исследований показали, что для обеспечения  приемлемого входного коэффициента мощности достаточно установить 1,5 – 5%  входные реакторы в зависимости  от индуктивности питающей сети.

Основным источником генерирования  индустриальных помех является АИН  из–за очень высоких скоростей  переключения IGBT. Входные реакторы при использовании установленного перед ними емкостного фильтра радиопомех решают проблему ограничения радиопомех, имеющих без фильтра недопустимую величину (120–130 дБ). Фильтр подавления радиопомех электроприводов выполняется в виде отдельного силового модуля и содержит комбинацию различных видов дросселей и конденсаторов, соединенных по определенной схеме.

Рисунок 2.4 – Силовой канал

 

Защита электропривода от недопустимых токов и напряжений в рабочих режимах, в режимах  перегрузки и аварий является одной  из наиболее сложных задач проектирования силового канала (рис.2.4.). Причем сложность заключается в оптимизации способов и средств защиты по критериям их эффективности (достаточности) и экономичности.

На схеме рис.2.4. цифрами 1 – 8 обозначены цепи протекания аварийных токов и соответствующие им аварийные режимы. Появление аварийных токов может быть вызвано коротким замыканием цепей преобразователя и двигателя (1,7), выходом из строя силовых полупроводниковых приборов преобразователя (3,6), несанкционированным включением транзистора АИН (5), нарушением изоляции и замыканием на корпус цепей преобразователя и двигателя (2,4,8) при питании от сетей с заземленной нейтралью N. Следствием отключения аварийных токов средствами защиты является возникновение недопустимых перенапряжений, что требует принятия мер по их ограничению в цепях вентилей выпрямителя и, особенно, транзисторов АИН.

Аварийные режимы 1 – 4 опасны для вентилей выпрямителя. Благодаря  большим кратностям ударных токов  и значениям интегралов I2t этих вентилей (диодов, тиристоров) их защита может быть обеспечена автоматическим выключателем либо быстродействующими плавкими предохранителями во входных цепях преобразователя. Ограничение неповторяющихся коммутационных перенапряжений в цепях вентилей обеспечено защитными RC – цепями либо варисторами.

Важнейшими узлами, влияющими  на работоспособность и надежность транзисторного АИН, являются емкостной  фильтр звена постоянного тока и  главная цепь разряда емкости  фильтра на выходные транзисторы  инвертора.

Выпускаемые сегодня IGBT допускают 8 – 10-кратный относительно номинального ток в режиме короткого замыкания  в течении 10-20 мкс. Максимально допустимые напряжения, приложенные к переходу IGBT, лежат в пределах 1200-3500 В. Характерное  время выключения IGBT составляет 1 мкс. Таким образом, при включении  инвертора с номинальным напряжением  в звене постоянного тока 514 В  из режима короткого замыкания суммарная  индуктивность емкостного фильтра  и ошиновки главной цепи (мкГн) должна находится в пределах от 75/Iн для прибора 12 класса до 150/Iн – для прибора 17 класса. Для привода мощностью 100 кВт, построенного на приборах 12 класса, она должна быть порядка 0,1 мкГн и уменьшаться с дальнейшим ростом мощности.

Для решения этой проблемы применяются плоскопараллельная ошиновка главной цепи и малоиндуктивные  электрические  конденсаторы европейских  изготовителей.

Аварийные токи режимов 5 – 8 протекают в цепях транзисторов АИН, существенно более уязвимых к токовым перегрузкам. Защитить IGBT аппаратными средствами силовых  цепей практически невозможно. В  режимах 5 – 7 ситуация усугубляется энергией мощного конденсатора Сd (тысяча микрофарад) фильтра звена постоянного напряжения. Здесь возможно лишь быстродействующее (1–3 мкс) выключение транзисторов по цепям управления. Для этих целей в цепи силового канала электропривода включены безинерционные датчики тока. Кроме того, аварийное выключение транзисторов может осуществляться специальными формирователями управляющих сигналов – интеллектуальными драйверами с функциями защиты.

Важная роль в организации  защиты, регулирования и измерения  рабочих параметров электропривода принадлежит датчикам тока и напряжения его силового канала. Датчики должны измерять постоянные, переменные в широком диапазоне частот и импульсные токи и напряжения в различных цепях электропривода. К датчикам предъявляются требования высокой точности измерения, линейности выходной характеристики, высокого быстродействия, гальванической развязки входных и выходных цепей с высоким уровнем изоляции. Всем этим требованиям удовлетворяют модули LEM, работающие по принципу компенсации магнитного потока с помощью элемента Холла и электронной измерительной схемы и названные по имени фирмы – производителя LEM (Швейцария).

На схеме риc. 6.4. показаны два варианта включения датчиков тока: А1 во входных цепях (постоянного  тока) либо А2 в выходных цепях (переменного  тока) АИН. Датчики А1 фиксируют аварийные  токи всех режимов 5 – 8. Включение двух датчиков А1 обусловлено режимом 8, в  котором аварийный ток протекает  лишь по одной из двух входных цепей  АИН. В остальных режимах достаточно одного датчика А1. Датчики А2 фиксируют  аварийные токи режимов 6 – 8 (в режиме 6 фиксируется дисбаланс трех фазных токов АД). Режим 5 при этом исключается  системой управления, а также специальной  схемой включения и свойствами драйверов. С позиций минимизации паразитной индуктивности входных цепей  АИН и соответствующего уменьшения коммутационных перенапряжений на IGBT предпочтительнее вариант включения  датчиков А2.

Отметим особенность режима 8: скорость di/dt нарастания аварийного тока ограничена индуктивностью Ld/2 и сети. Время достижения этим током значения уставки срабатывания защиты может оказаться достаточным для теплового пробоя IGBT. Это обстоятельство актуально при использовании датчиков А1, датчики А2 сразу же зафиксируют дисбаланс трех токов. Для увеличения di/dt и форсирования срабатывания защиты в исполнениях с датчиками А1 средняя точка конденсаторов Cd фильтра через дополнительный конденсатор Cк небольшой емкости (4 – 10 мкФ) подключена к заземленному корпусу. На время заряда конденсатора Cк индуктивность сети Ld/2 исключается из контура короткого замыкания. При этом необходимо учитывать увеличение напряжения на конденсаторе Cd в режимах холостого хода и прерывистого тока примерно в 1,21 раза по сравнению с напряжением режима непрерывного тока выпрямителя.

Для получения требуемой  индуктивности Ld с соответствующим номинальным током фильтра также используется групповое параллельно – последовательное соединение однотипных дросселей. Дроссель, как правило, выполняется на витом разрезном сердечнике с немагнитным зазором.

Информация о работе Основные понятия и тенденции развития энергосбережения