Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа
Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании учебно-воспитательного процесса.
Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания (заниматься, когда хочется играть, не выкрикивать в ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).
3. Какие волевые качества сформированы у ребенка:
- дисциплинированность:
подчиняется ли ребенок
- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет); настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий; как реагирует на препятствия в деятельности;
- организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
- инициативность:
умеет ли ребенок выполнять
деятельность по собственной
инициативе; в каких видах деятельности
это проявляется и каким
Основные показатели отражены в протоколах наблюдений, которые заполнялись как для группы детей, так и индивидуально (протоколы 1 - 2; Приложение 2).
Качественная и количественная обработка результатов наблюдений проводилась в соответствии с критериями сформированности самостоятельности (самостоятельная деятельность по достижению цели). Основные критерии и показатели сформированности субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника представлены в таблице (табл. 3.1; Приложение 3). Материалом для анализа послужили следующие показатели самостоятельности:
Выполнение деятельности по достижению цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с планом)
Осознанность деятельности
Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели
Принятие ответственности за осуществляемую деятельность
Анализ полученных в ходе наблюдений данных позволил выделить следующие проявления самостоятельности детей:
Выявлено, что доминирующим характером мотивации является ориентация на отметку; большая часть детей редко мобилизуют свои усилия на реализацию цели. 46% школьников экспериментальной группы не осознают цель и не планируют свою деятельность по достижению цели. В контрольной группе этот показатель выше – 59%.
Для большинства детей двух групп характерно использование более элементарных способов действия, например подражание образцу действия взрослого, копирование его. Что свидетельствует о неосознанности самостоятельной деятельности. 40 % учащихся контрольной группы запоминают учебный материал механически, заучивая; не способны к самостоятельному пересказу, не могут привести самостоятельно примеры, сделать выводы. Такие же трудности испытывают 58% учащихся экспериментальной группы.
При организации самостоятельной работы нуждаются в уточняющей помощи учителя 36% учащихся экспериментальной группы и 27% школьников контрольной группы.
В результате проведенной, уточняющей наблюдение, беседы установлено, что только 27% учеников экспериментального класса положительно относятся к самостоятельной деятельности, для большей части 62% это отношение безразличное и противоречивое.
Результаты наблюдения представлены в диаграмме 2.1.1.
Таким образом, уровень сформированности самостоятельности в двух группах представляется недостаточным для успешного осуществления самостоятельной деятельности. У школьников не сформированы умения самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность по достижению цели, осуществлять деятельность самостоятельно, без участия учителя, контролировать выполнение цели, оценивать эффективность результата. Для формирования перечисленных навыков самостоятельной деятельности необходимо создание условий, стимулирующих проявления самостоятельности детей.
2.2 Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов:
1) диагностирование
уровней самостоятельной
2) моделирование
стимулирующего воздействия на
процесс самостоятельной
4) анализ
и коррекция самостоятельной
познавательной деятельности
При разработке условий стимулирования самостоятельной деятельности детей, мы исходили из определения его сущности как организации взаимосвязанных педагогических условий становления личностного отношения учащихся к формируемой деятельности, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из его компонентов: мотивационного, операционно-действенного, эмоционального. Мотивационный компонент характеризуется уровнем отношения школьников к самостоятельной деятельности и отражает процессы индивидуального целеполагания. Действенный компонент показывает степень развития у учеников качеств самостоятельной деятельности таких, как ответственность, организованность, самостоятельность и активность, проявление которых зависит от характера приложения сил самого ученика и от его отношения к характеру деятельности. Эмоциональный компонент характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственной деятельности, удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом деятельности.
Комплекс
приемов, методов и условий
Таблица 2.1.1 Организационно – педагогические условия формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста
Организационно – педагогические условия |
Стимулирующее воздействие | |
1 |
Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. |
Развитие самостоятельной деятельности |
2 |
Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий. |
Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность |
3 |
Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». |
Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности. |
4 |
Использование
при организации |
Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. |
5 |
Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов: групповой формы организации обучения, систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций. |
Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность. |
Механизм
стимулирования включает в себя и
такие стимулы как внимание родителей
к самостоятельной деятельности
школьников, позволяющие ребенку
приобрести уверенность в правильности
своих самостоятельных
Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников, на наш взгляд, являются:
1. Учет
степени сформированности
2. Мотивированность
учебного труда. Мотивация
3. Наличие
учебной проблемы, понимаемой учеником.
При этом понимание
4. Разделение
труда между школьником и
5. Процесс
обучения должен обеспечить
6. Содержание
стимулирующих
7. Система
учебных заданий должна
Основное внимание педагогов в ходе работы по созданию условий стимулирующих самостоятельность было сконцентрировано на следующих задачах: учить школьников самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль за ходом ее выполнения и результатом работы. В ходе эксперимента активно использовались дидактические игры, проблемные ситуации (Приложение 5). С целью формирования мотивационной сферы личностного отношения школьников экспериментальной группы к самостоятельной деятельности использовались доступные задания, поддерживающие их уверенность в успехе; создавались условия для положительных переживаний успеха, система поощрений.
2.3 Результаты изучения
Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп.
Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений.
В ходе наблюдений были получены следующие результаты:
В контрольной группе незначительно повысился процент (4%) учащихся умеющих ставить самостоятельные цели и планировать деятельность по ее достижению. В экспериментальной группе этот показатель увеличился на 27%.
Осознанность выполняемого самостоятельного задания продемонстрировали 77 % учащихся экспериментальной группы, что на 32% выше по сравнению с первичными результатами наблюдений (Э1). Показатель данного критерия в контрольной группе увеличился на 3 %.
Увеличилось (22%) число детей эксп. группы, осуществляющих контроль результатов самостоятельной деятельности по достижению цели. Данный показатель в контрольной группе повысился на 4 %.
Число
детей, прибегающих к помощи учителя
в самостоятельной
Данные повторного наблюдения представлены в диаграмме 2.3.1
Как видно из диаграммы, в экспериментальной группе повысилось число детей, проявляющих самостоятельность при выполнении учебных и внеурочных заданий. В контрольной же группе показатели самостоятельности школьников остались практически без изменений. Такие высокие результаты в экспериментальной группе объясняются тем, что учитель сознательно стимулировал самостоятельную деятельность школьников, целенаправленно и систематически формировал мотивационную и операционно - деятельностную готовность учащихся к ней.
Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.
Особое
значение для развития младших школьников
имеет стимулирование и максимальное
использование
Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Организация
стимулирующей среды
Заключение
Интенсивность развития нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Такая личность самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность, определяет перспективы своего развития, пути и средства достижения поставленных целей. Чем больше развита самостоятельность, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.