Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании учебно-воспитательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Работу  по формированию самостоятельности  личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Целью нашего исследования было выявление  педагогических условий формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.

В ходе экспериментальной работы цель и  задачи исследования были достигнуты. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «самостоятельность», которая рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Была изучена психологическая характеристика младшего школьника, что дало возможность определить особенности данного возраста, способствующие развитию самостоятельности.

Теоретический анализ исследований самостоятельности  школьников позволил обозначить критерии самостоятельной деятельности детей. Показателями самостоятельности выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

В ходе исследования была определена система  педагогических стимулов и условий  формирования самостоятельности младших  школьников в деятельности. Педагогическое стимулирование самостоятельной деятельности младших школьников включает в себя мотивационный, операционно-действенный и эмоциональный компоненты и строится на системе позитивных побудителей внешнего и внутреннего характера. Критериями эффективности педагогического стимулирования самостоятельной деятельности младших школьников являются: личностное отношение учащихся к учению; овладение способами управления своей учебной деятельностью (с учетом возрастных особенностей и новообразований); удовлетворение от процесса самостоятельной работы. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников стимулы, способствующие формированию самостоятельной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, стимулы, связанные с интересным содержанием задания, успешным выполнением самостоятельной деятельности, доброжелательными отношениями, которые складываются между учениками и учителем в деятельности, посильностью работы и высокой оценкой ее результатов.

Были  разработаны рекомендации для педагогов  и родителей.

Результаты  исследования дают основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Повторное наблюдение проявлений самостоятельности в двух группах позволило отметить значительный рост показателей самостоятельной деятельности в экспериментальной группе, где были созданы условия, стимулирующие самостоятельность в деятельности. Действительно, организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

 

 

Список использованной литературы

 

Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Н.Ф.Виноградова. – Начальная школа. – 2001. – № 9 – С.10–13.

Возрастные  закономерности социализации личности : сб. науч. тр / Белорус. гос. пед. ун-т  им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2008. - 235 с. : рис.

Гармонизация  психофизического и социального  развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т  им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2008. - 175 c.

Гуз А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: Первый шаг; Учеб.-метод. пособие / А.А.Гуз; Акад. последиплом. образования. - Мн., 2004. - 219с. : ил.

Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности  и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с.

Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. – М: Просвещение. – 1980. – С.39–54.

Жарова  Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: ^, Просвещение, 1993. - 204 с.

Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный  процесс) . - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.

Культурно-психологические  закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2009. - 139 с. : табл.

Кушнер  Н.Я. Формирование и развитие учебной  деятельности в дошкольном и младшем  школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. – Мн, 2002. - с. 20 – 30.

Мухина  В.С. Возрастная психологии :Учебник  для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.

Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для  студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник  для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 1999. – 576 с.

Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская  педагогика, 1970. - №5. -76-83с.

Проничева Е.В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. – 3. – с. 110 -115.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога  в образовании. - М., 1996.- 425 с.

Содружество наук. Барановичи-2009 : материалы V междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Баранов. гос. ун-т ; редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. - Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 305 с.

Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно./ А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика –1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

Студенческая наука - 2008 : регион. науч.-практ. конф. студентов  вузов Могилев. обл., посвящ. 95-лет. МГУ  им. А. А. Кулешова : материалы конф. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ , 2008. - 313 с. : ил.

Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение –1990. – 160с.: ил.

Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М, 1992.- 39 с.

Шамова Т.И. Активизация  учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. — 209с.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

Щетинина А. М. Диагностика  социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий  Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.

 


Информация о работе Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников