Проблема организации проектной деятельности младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить проблему эффективной организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии и разработать систему уроков и методические рекомендации для её улучшения.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников
Предмет исследования: содержание проектной деятельности младших школьников.
В исследовании мы ставим следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
дать характеристику проектной деятельности, подобрать методику организации
подобрать методику организации проектной деятельности в начальной школе

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа: анализ информации, формулирование выводов. Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования [21, с.22]. Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления [18, с.104]. Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.

5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок. Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников. Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Анализ авторских  программ по технологии в начальных классах

Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам. Последние годы характеризуются массовым появлением новых программ или обновлением уже существующих. В данных условиях учителю технологии затруднительно соорентироваться и сделать правильный выбор. Наиболее известной программной является программа «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г, Машинистова, Н.М. Конышевой. Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами: «Технический труд», «Бытовой труд», «Сельскохозяйственный труд», «Основы художественной обработки различных материалов» и направлено на овладение детьми младшего школьного возраста необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.п. В разделах выделены виды труда. По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения и примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Детей, в частности, обучают технологическим операциям - видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки и т.д. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Большое значение для развития творчества имеют задания по условию, по замыслу, по словесному описанию. При изготовлении любого изделия, ребенок пользуется неизменным алгоритмом: предварительное планирование предстоящих трудовых действий - организация рабочего места - выполнение трудовых действий изготовления изделия - подведение итогов. Одним из основных требований программы является приобретение навыков культуры труда учащимися. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы с ними, рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает детали, аккуратно использует клей при соединении их, эстетично оформляет изделие и т.п. Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д. На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью и вышиванию. Содержание раздела «Бытовой труд» направлено и на организацию труда детей по самообслуживанию. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей младших школьников. Профессиональная ориентация в начальной школе осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интересов к профессиям родителей. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.

Авторская программа Т. М. Геронимус « Технология », утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение обучающимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;  способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;  умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;  развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;  освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”. Именно это и является одним из условий стандарта второго поколения. Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал, и направить его на самостоятельное овладение материалом или изготовление изделия. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части:  теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы;  практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом. На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Учебный курс «Технология» также предусматривает в 3–4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере. По ФГОСу должен быть оборудованный кабинет для практической работы обучающихся на компьютере. Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера, поиска необходимой информации, изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты (важное отличие ФГОСа от предшественников): воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Авторская программа Лутцевой Е. В. «Технология». Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями. В связи с этим, задачами курса являются: развитие личностных качеств - отличие ФГОС от предшественников, интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека, то есть учащийся должен овладеть навыками. Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности – достижение цели ФГОСа. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к  познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел  включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие  закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания. Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент. Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации и учитывать его личностный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Успешность проектной  деятельности  в начальных классах напрямую зависит от условий её организации. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым  и  понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Обзор  психолого-педагогической  литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние  и  старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Проектная деятельность - необходимый этап: работа над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию самостоятельно, при поддержке преподавателя. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Профессионально проводимые уроки технологии способствуют возрастанию интереса учащихся к другим учебным предметам. И это понятно, ведь зная, «зачем?» ребенок сам ищет нужную информацию и легко в таком случае ее усваивает.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разработка методических рекомендаций

2.1. Проблема организации  проектной деятельности младших  школьников в практике работы школы

Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения,  в   начальной   школе  до недавнего времени использовался редко, поэтому было решено провести исследование на базе начальной школы. Экспериментальная база: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательной школе №2» отделении начального звена города Верхнего Уфалея Челябинской области. В нем приняли участие шесть педагогов вторых, третьих и четвертых классов. Анкетирование не было проведено у учителей первых классов, так как проектная деятельность в данной школе стала использоваться совсем недавно  и раннее с первоклассниками не проводилась. Педагогам была предложена следующая анкета:

1) Как вы относитесь к проектной  деятельности младших школьников?

2) Какие вы видите проблемы в организации проектной деятельности в начальной школе?

        3)Какие вы видите пути решения данной проблемы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Результаты анкетирования педагогов по проблеме проектной деятельности у младших школьников

Вопросы

1)Как вы относитесь к проектной деятельности младших школьников?

2) Какие вы видите проблемы  в организации проектной деятельности  в начальной школе?

3) Какие вы видите пути решения  данной проблемы?

Б. Г. А.

Хорошо, так как каждый ребенок может провести исследование в интересной ему области.

Незаинтересованность родителей в помощи детям в исследовании.

Проводить родительские собрания, посвященные проектной деятельности учеников.

Г. А. И.

Положительно, так как дети учатся самостоятельности.

Плохое техническое оснащение дома и в некоторых кабинетах школы.

Использование кабинета информатики, библиотеки в подготовке проекта.

Э. И. А.

Неудовлетворительно, так как она занимает много времени во внерабочее время.

Работа учителей в две смены, нехватка времени.

 

 

Привлечение специалистов в школу.

К. Ж. Р.

Хорошо, так как ребята учатся выступать перед сверстниками и учителями.

Загруженность детей, посещение других кружков после уроков.

Правильная организация родителями режима дня ребенка (родительское собрание).

Н. Н. И.

Положительно.

Неосведомленность учителей, к сожалению не каждый учитель может качественно подготовить учеников к исследованию какой-либо проблемы (оформление, защита работы).

Организовать курсы повышения знаний в данной области.

Г. Н. И.

Положительно.

Отсутствие или недостаток методических разработок в школе

Попытаться учителям создать свои методические разработки по исследовательской деятельности младших школьников.

Информация о работе Проблема организации проектной деятельности младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе