Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблему эффективной организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии и разработать систему уроков и методические рекомендации для её улучшения.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников
Предмет исследования: содержание проектной деятельности младших школьников.
В исследовании мы ставим следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
дать характеристику проектной деятельности, подобрать методику организации
подобрать методику организации проектной деятельности в начальной школе
4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. В основе этого этапа: анализ информации, формулирование выводов. Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования [21, с.22]. Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления [18, с.104]. Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.
5. Обсуждение полученных
1.3. Анализ авторских программ по технологии в начальных классах
Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам. Последние годы характеризуются массовым появлением новых программ или обновлением уже существующих. В данных условиях учителю технологии затруднительно соорентироваться и сделать правильный выбор. Наиболее известной программной является программа «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г, Машинистова, Н.М. Конышевой. Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами: «Технический труд», «Бытовой труд», «Сельскохозяйственный труд», «Основы художественной обработки различных материалов» и направлено на овладение детьми младшего школьного возраста необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.п. В разделах выделены виды труда. По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения и примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Детей, в частности, обучают технологическим операциям - видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки и т.д. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Большое значение для развития творчества имеют задания по условию, по замыслу, по словесному описанию. При изготовлении любого изделия, ребенок пользуется неизменным алгоритмом: предварительное планирование предстоящих трудовых действий - организация рабочего места - выполнение трудовых действий изготовления изделия - подведение итогов. Одним из основных требований программы является приобретение навыков культуры труда учащимися. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы с ними, рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает детали, аккуратно использует клей при соединении их, эстетично оформляет изделие и т.п. Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д. На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью и вышиванию. Содержание раздела «Бытовой труд» направлено и на организацию труда детей по самообслуживанию. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей младших школьников. Профессиональная ориентация в начальной школе осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интересов к профессиям родителей. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.
Авторская программа Т. М. Геронимус « Технология », утверждена МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального
образования. Изучение технологии на ступени
начального общего образования направлено
на достижение следующих целей: овладение
обучающимися начальными трудовыми умениями
и навыками, опытом практической деятельности
по созданию объектов труда, полезных
для человека и общества; способами планирования
и организации трудовой деятельности,
объективной оценки своей работы; умениями
использовать компьютерную технику для
работы с информацией в учебной деятельности
и повседневной жизни; развитие сенсорики,
мелкой моторики рук, пространственного
воображения, технического и логического
мышления, глазомера; освоение знаний о
роли трудовой деятельности человека
в преобразовании окружающего мира; формирование
первоначальных представлений о мире
профессий; воспитание
Авторская программа Лутцевой Е. В. «Технология».
Курс «Технология» носит интегрированный
характер. Интеграция заключается в знакомстве
с различными сторонами материального мира,
объединенными общими закономерностями,
которые обнаруживаются в способах реализации
человеческой деятельности, в технологиях
преобразования сырья, энергии, информации.
Эти общие понятия отражаются в отдельных
видах деятельности с присущими им спецификой,
особенностями. В связи с этим, задачами
курса являются: развитие личностных качеств
- отличие ФГОС от предшественников, интеллекта
(внимания, памяти, восприятия, образного
и образно-логического мышления, речи)
и творческих способностей (основ творческой
деятельности в целом и элементов технологического
и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире,
созданном умом и руками человека, об истории деятельностного
Выводы по главе I
Успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит
от условий её организации. Сегодня необходима
переориентация обучения, о чём говорится
в стандартах второго поколения. Вместо
усвоения готовых знаний, умений и навыков
требуется развитие личности ребенка,
его творческих способностей, самостоятельности
мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет учащимся
приобретать знания, которые не достигались
бы при традиционных методах обучения,
помогает связать то новое, что узнают
ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная
деятельность способствует формированию
ключевых компетентностей учащихся, подготовки
их к реальным условиям жизнедеятельности.
Обзор психолого-
Глава II. Разработка методических рекомендаций
2.1. Проблема организации
проектной деятельности
Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, поэтому было решено провести исследование на базе начальной школы. Экспериментальная база: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательной школе №2» отделении начального звена города Верхнего Уфалея Челябинской области. В нем приняли участие шесть педагогов вторых, третьих и четвертых классов. Анкетирование не было проведено у учителей первых классов, так как проектная деятельность в данной школе стала использоваться совсем недавно и раннее с первоклассниками не проводилась. Педагогам была предложена следующая анкета:
1) Как вы относитесь к проектной
деятельности младших
2) Какие вы видите проблемы в организации проектной деятельности в начальной школе?
3)Какие вы видите пути решения данной проблемы?
Таблица 1.
Результаты анкетирования педагогов по проблеме проектной деятельности у младших школьников
Вопросы |
1)Как вы относитесь к проектно |
2) Какие вы видите проблемы
в организации проектной |
3) Какие вы видите пути решения данной проблемы? |
Б. Г. А. |
Хорошо, так как каждый ребенок может провести исследование в интересной ему области. |
Незаинтересованность родителей в помощи детям в исследовании. |
Проводить родительские собрания, посвященные проектной деятельности учеников. |
Г. А. И. |
Положительно, так как дети учатся самостоятельности. |
Плохое техническое оснащение дома и в некоторых кабинетах школы. |
Использование кабинета информатики, библиотеки в подготовке проекта. |
Э. И. А. |
Неудовлетворительно, так как она занимает много времени во внерабочее время. |
Работа учителей в две смены, нехватка времени.
|
Привлечение специалистов в школу. |
К. Ж. Р. |
Хорошо, так как ребята учатся выступать перед сверстниками и учителями. |
Загруженность детей, посещение других кружков после уроков. |
Правильная организация родителями режима дня ребенка (родительское собрание). |
Н. Н. И. |
Положительно. |
Неосведомленность учителей, к сожалению не каждый учитель может качественно подготовить учеников к исследованию какой-либо проблемы (оформление, защита работы). |
Организовать курсы повышения знаний в данной области. |
Г. Н. И. |
Положительно. |
Отсутствие или недостаток методических разработок в школе |
Попытаться учителям создать свои методические разработки по исследовательской деятельности младших школьников. |