Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:03, реферат
Передачей называется устройство для передачи энергии на расстояние. В зависимости от способа осуществления передачи энергии различают механические, электрические, пневматические и гидравлические передачи. Из механических передач самые распространенные передачи вращательного движения, так как вращательное движение легко сделать непрерывным, проще и легче осуществить в виде компактной конструкции, при нем легче достигнуть равномерности хода, уменьшить потери на трение.
Центрирование по боковым граням шлицев (см. вид г) применяют:
а) в соединениях, требующих строгой прямолинейности и плоскостности боковых граней шлицев (например, в передвижных направляющих соединениях);
б) в соединениях, где насадная деталь нагревается при работе или подвергается растяжению действием центробежных сил (роторы), в результате чего размеры посадочного отверстия увеличиваются. Центрирование по боковым граням позволяет сохранить правильность посадки детали на вал.
Боковые грани шлицев вала
обычно шлифуют. У основания
шлицев предусматривают
Эвольвентные шлицы
Шлицы треугольного профиля применяют
главным образом в
Подобно эвольвентным шлицам треугольные шлицы применимы в соединениях со ступицами, выполненными из не слишком твердого материала (НВ < 350).Треугольные шлицы с галтелями большого радиуса у основания шлицев обладают несколько большей прочностью на изгиб, чем эвольвентные.
Мелкие шлицы треугольного профиля можно получить на валу накатыванием с выигрышем в прочности и производительности изготовления.
Разновидностью треугольных
Конусные шлицевые соединения обеспечивают беззазорное центрирование; ступица не нуждается в упоре; затяжка на конус предупреждает наклеп и разбивание шлицев.
Однако изготовление этих соединений значительно сложнее, чем цилиндрических. При центрировании по наружному диаметру (рис. 14, а) на конус выполняют вал и поверхности впадин в отверстии. Угол конусности делают равным 3-5º. Впадины в отверстии протягивают каждую в отдельности одношлицевой протяжкой под углом к оси отверстия.
При центрировании по
В основе сравнительной оценки прочности шлицев принято следующее:
а) высота шлицев мала по сравнению с диаметром вала.
Это допущение, позволяющее пренебрегать кривизной средней окружности шлицевого соединения и рассматривать шлицы как бы расположенными в одной плоскости.
б) доля числа шлицев, воспринимающих крутящий момент, одинакова.
Для прямоугольных шлицев предполагается, что ширина их по средней окружности равна ширине пазов. Это – условие равнопрочности щлицев вала и ступицы и вместе с тем условие размещения максимального числа их по окружности соединения и получения наименьших напряжений в шлицах.
В цилиндрических соединениях прочность шлицев ступицы на изгиб получается при этих исходных данных несколько больше, чем на валу, вследствие уширения шлицев ступицы к основанию.
Прочность на изгиб и смятие шлицевых соединений с симметричными шлицами не зависит от размера и числа шлицев и определяется только их профилем.
Наиболее выгодны по прочности треугольные шлицы, практически равноценны им – эвольвентные, наименее прочны – прямоугольные.
Прочность прямоугольных шлицев определяется отношением ширины шлица к его высоте и = Ь/Н; треугольных – углом α при вершине и радиусом Рн у основания шлицев; эвольвентных – углом профиля α0 и коэффициентом f высоты профиля.
Оптимальные по прочности параметры: для прямоугольных шлицев и = 1÷2; для треугольных α = 60 ÷ 70º при Рн = 0,1 ÷ 0,2; для эвольвентных α0 = 30º при f = 1 и α0 = 20 ÷ 25º при f = 0,6.
Выгодно применять мелкие шлицы, способствующие уменьшению радиальных размеров соединения и повышению прочности вала и втулки.
Для упрощения изготовления целесообразно унифицировать размеры шлицев в возможно большем диапазоне диаметров.
Торцовые шлицы
В соединениях с ограниченными осевыми размерами применяют торцевые шлицы, представляющие собой зубья треугольного профиля, нарезанные на торцах соединяемых деталей (рис. 15) и стянутые осевой силой.
Для полного прилегания рабочих поверхностей сопрягающихся шлицев необходимо, чтобы образующие шлицев сходились в центре соединения. Соединение самоцентрирующееся.
Торцовые шлицы нарезают фрезерованием профильной фрезой или строганием фасонным резцом. Точные поверхности стягиваемых деталей (например, поверхность т на рис. 15) обрабатывают в сборе после затяжки шлицев. Во избежание нарушения достигнутой точности необходимо конструктивно обеспечить сборку соединения каждый раз в исходном положении.
Торцовые шлицы отличаются от радиальных следующим:
а) длина L шлицев ограничена диаметральными размерами соединения L = (0,3 ÷0,5) R;
б) окружная сила, действующая на торцовые шлицы, увеличена по сравнению с силой, действующей на радиальные шлицы, в отношении R/Rcp = 1,2 ÷ 1,4;
в) при передаче крутящего момента в соединении возникает осевая сила
Рос = (Мкр/Rср)*tg α/2, где α – угол при вершине профиля шлица в среднем сечении. Во избежание расхождения стыка сила затяжки должна быть Р зат = п * Рос, где п – коэффициент запаса (обычно п = 1,5 ÷ 2).
Положительной особенностью торцовых шлицев является затяжка рабочих поверхностей (стесненный изгиб). Практически они работают на срез, и прочность их почти всецело определяется напряжениями смятия.
В шлицевых валах наиболее напряженным является сечение А - А (рис. 16, а), в котором действуют полный крутящий момент, передаваемый соединением, и напряжения изгиба шлицев. Степень концентрации напряжений зависит от формы перехода от шлицев к валу.
Для снижения напряжений в этом сечении
целесообразно увеличивать
Равномерность нагрузки по длине шлицев сильно зависит от формы ступицы и вала. Следует избегать резких изменений сечений, а там, где они необходимы по конструкции, учитывать направление силового потока. Конструкция в насадной детали нецелесообразна. Нагрузка на шлицы передается преимущественно в узле жесткости (участок перехода ступицы в диск); остальная часть шлицев нагружена слабо. Нагрузка на шлицы выравнивается, если диск перенести к переднему обрезу ступицы и сделать переход диска в ступицу более плавным (вид г).
Входные кромки шлицев
как на валу так и во втулке
должны иметь фаски для
Снятие фасок на угловых кромках (рис. 17, а) недостаточно. Правильнее выполнять шлицы со скосом (вид б) под углом В = 15÷30º так, чтобы наружный диаметр D1 фаски на ступице был несколько больше диаметра Dнар впадин шлицев, а внутренний диаметр d2 фаски на валу – несколько меньше диаметра dвн впадин на валу.
Заправка торцов по контуру обязательна в шлицах, предназначенных для переключения (например, в муфтах сцепления).
Шлицы ступиц рекомендуется утапливать по отношению к торцу (вид г). Эта мера предупреждает забой шлицев, увеличивает, прочность участка выхода шлицев и облегчает сборку, особенно при соединении тяжелых деталей в горизонтальном положении.
Если шлицевой вал имеет продолжение, то можно облегчить сборку, выполнив на ближайшей к шлицам части вала центрирующий поясок m (вид д) диаметром, несколько меньшим внутреннего диаметра шлицев.
Центрирование по специальным поверхностям применяют:
а) в соединениях с короткими шлицами, не обеспечивающими продольной устойчивости насадной детали;
б) в соединениях, передающих переменный крутящий момент или нагруженных периодически действующим опрокидывающим моментом;
в) в соединениях с эвольвентными или треугольными шлицами со ступицами, термически обработанными до твердости более HRC 40, когда точное центрирование по боковым граням шлицев неосуществимо из-за невозможности шлифования пазов отверстия.
В конструкции на рис. 18,а вал снабжен дополнительным центрирующим пояском f на участке выхода шлицев. Если необходима повышенная точность центрирования, а передаваемый крутящий момент невелик, то протяженность центрирующей поверхности увеличивают, уменьшая длину шлицев (вид б).
При центрировании цилиндрическим пояском h на гладкой части вала (вид в) шлицы вала ослабляются кольцевой выточкой на выходе шлицев. В конструкции г ступица центрируется пояском на уменьшенном внутреннем диаметре шлицев по цилиндрическому пояску 1 на валу.
Центрирование производят также по разрезному кольцу 1 (вид д), заложенному в выточку на выходе шлицев; по цилиндрическому пояску т (вид е) на валу и по кольцу 2 у входа на шлицы; по двум втулкам (вид ж), одна из которых 3 – разрезная, а другая 4 – целая.
Тяжелонагруженные соединения, работающие
при циклических нагрузках, центрируют
по коническим поверхностям (виды з-м). Натяг на конусах, возникающий
при силовой затяжке, эффективно тормозит
угловые
микросмещения ступицы относительно вала,
предупреждая выработку, разбивание и
наклеп рабочих поверхностей. Вместе с
тем конические поверхности воспринимают
трением значительную долю крутящего
момента, благодаря чему нагрузка на шлицы
уменьшаются.
Затяжка на конические поверхности вала n (вид з) и q (вид и) нередко приводит к свариванию ступицы и вала.
На виде к представлена конструкция с разрезным коническим кольцом 5, заведенным в кольцевую выточку на участке выхода шлицев. Конструкция л с двумя кольцами, одно из которых разрезное 6, а другое целое 7, помимо гашения угловых колебаний втулок относительно вала, обеспечивает устойчивость против действия опрокидывающих моментов. Недостаток этих конструкций – ослабление шлицев вала кольцевой выточкой.
Целые кольца 8, 9 (вид м) обеспечивают, как и разрезные, практически беззазорное центрирование; упруго деформируясь под действием затяжки, кольца плотно охватывают цилиндрические поверхности вала.
В призматических соединениях крутящий момент передается напряжениями смятия на плоских поверхностях вала – лысках и гранях (рис. 19).
В этих соединениях нет выступающих элементов, вызывающих концентрацию напряжений. Однако значительные скачки напряжений возникают на участках перехода несущих плоских поверхностей в цилиндрическую поверхность вала.
Силы, передающие крутящий момент, направлены перпендикулярно к граням и действуют на небольшом плече относительно центра вала. Вследствие этого на краях граней возникают повышенные напряжения смятия, возрастающие с увеличением числа граней, т.е. по мере приближения многогранника к окружности.
Простейшая зубчатая передача состоит из двух колес с зубьями, посредством которых они сцепляются между собой (20, а-и). Вращение ведущего зубчатого колеса преобразуется во вращение ведомого колеса путем нажатия зубьев первого на зубья второго. Меньшее зубчатое колесо передачи называется шестерней, большее — колесом.
Зубчатые передачи могут преобразовывать вращательное движение между валами с параллельными (а-г), пересекающимися (д-ж) и перекрещивающимися (з-и) геометрическими осями. По форме различают цилиндрические (а-г, з), конические (д-ж, и), эллиптические, фигурные зубчатые колеса и с неполным числом зубьев. По форме и расположению на зубчатом колесе различают прямые (а, б, д), косые (з, и), шевронные (г), а также круговые (ж) и другие криволинейные зубья. В зависимости от взаимного расположения валов передачи формы зубчатых колес и формы зубьев передачи бывают: цилиндрические — прямозубые (а, б), косозубые (в) и шевронные (г); конические — прямозубые (д), с тангенциальными зубьями или косозубые (е) и с круговыми зубьями (ж); винтовые (з), состоящие из двух цилиндрических косозубых колес, установленных на перекрещивающихся валах; гипоидные или конические винтовые (и), состоящие из двух конических косозубых или с криволинейными зубьями колес, которые установлены на перекрещивающихся валах.
Угол между геометрическими осями валов конических и винтовых передач может быть в пределах 0...180°, но обычно этот угол равен 90°. В гипоидной передаче угол скрещивания валов принимают равным 90°.
Информация о работе Проектирование узлов и механизмов для передачи крутящего момента