Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, практическая работа
Биодизель – альтернативное дизельное топливо
Преимущества биодизеля:
воспроизводимое сырье.
отсутствие зависимости от нефти и газа.
позволяет достигнуть требований стандарта EURO IV (уменьшение.
выбросов СО2, отсутствие серы и ароматики).
нетоксичность, способность к биодеградации.
высокая смазывающая способность
которой, как показывают испытания, достигается увеличение срока службы
самого двигателя и топливного насоса в среднем на 60%. Важно отметить,
что нет необходимости модернизировать двигатель.
Высокая температура воспламенения. Точка воспламенения для биодизеля
превышает 150°С, что делает биогорючее сравнительно безопасным
веществом.
Побочный продукт производства - глицерин. Его можно использовать по
многим направлениям. Очищенный глицерин используют для производства
технических моющих средств (например, мыла). После глубокой очистки
получают фармакологический глицерин, тонна которого на рынке стоит
порядка 1 тыс. евро. При добавлении фосфорной кислоты к глицерину можно
получить фосфорные удобрения.
Недостатки
В холодное время года необходимо подогревать топливо, идущее из
топливного бака в топливный насос или применять смеси 20 % биодизеля
80 % солярки марка В20.
Ресурсы для производства биодизельного топлива
Европа демонстрирует пример стремительного развития этого направления.
США планируют в 2012 году производить до 20 млн. т жидкого биотоплива.
Преимуществами биодизеля над традиционным дизельным топливом
являются
его быстрое биологическое
время как дизельное топливо — лишь на 72%), низкий уровень эмиссий
вредных газов. Энергетические свойства биодизеля характеризуются
меньшей (на 12%) температурой сгорания, сниженной на 13% подачей
воздуха и увеличенным (на 4–5%) расходом топлива.
При определении перспектив развития возобновляемых источников энергии
в Украине необходимо подчеркнуть высокий потенциал жидкого биотоплива
как
продукта переработки
биодизеля в агропромышленном производстве и сельской местности
позволяет в комплексе решать проблемы обеспечения энергоресурсами,
дефицитными белковыми шротами, калийно-фосфорными удобрениями и
другими продуктами. Важное применение находит Биодизель в городском
хозяйстве — на транспорте.
Развитие производства биодизельного топлива представляет для Украины
важный
приоритет в связи с
развития сырьевой базы — площади выращивания рапса могут быть
увеличены в 10–15 раз;
создание
в больших городах парка
Экономическая эффективность жидкого биотоплива в условиях нашей
страны требует комплексного учета всех прямых и побочных продуктов при
его производстве. Расчеты, проведенные НАУ, свидетельствуют, что завод по
производству дизельного биотоплива мощностью до 1500 т/год может
окупиться за 2 года.
Наличие небольшого регионального завода по производству рапсового масла
и биодизельного топлива мощностью до 1500 т/год повышает стабильность
снабжения хозяйств энергетическими ресурсами, переводит часть
сельскохозяйственной
продукции в сферу
Проект такого завода (табл. 3) разработан совместными усилиями
специалистов
Национального аграрного
сельскохозяйственных машин (г. Прага).
ТАБЛИЦА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОБХОДИМОСТИ
КОЛИЧЕСТВА СЫРЬЯ ДЛЯ ЗАВОДА ПО
ПРОИЗВОДСТВУ БИОДИЗЕЛЯ МОЩНОСТЬЮ 1000/1500 Т/ГОД
Сырье, тонн
Рапсовое масло 1100 1650
Метанол 165 248
КОН 18 27
В настоящее
время у наших близких
Молдовы, не только интенсивно выращивается рапс, но и имеются заводы по
изготовлению биодизеля (рис. 1).
Рисунок 1. Соседние с Украиной страны, в которых изготовляют
биодизельное топливо.
Учитывая тенденцию постоянного роста цен на рапс на рынке Украины (рис.
2), можно прогнозировать прибыль с каждой его тонны на уровне — 255–631
грн/т.
Расчеты свидетельствуют (рис. 3), что при затратах на выращивание рапса на
уровне 569–895 грн/т, себестоимость биодизельного топлива составит 1,67–
2,31 грн/кг, что практически ниже рыночной стоимости традиционного
дизельного топлива в Украине.
Рисунок 2. Динамика изменения цен на
семена рапса в 2003−2006 гг. (2006 г. —
прогноз.)
Рисунок 3. Зависимость себестоимости
рапсового масла (См) и биодизельного
топлива (Сб) от затрат на выращивание
рапса.
В зависимости от технологии, оборудования и производственной мощности
завода себестоимость получения масла из семян рапса находится в пределах
580–760 грн/т, а себестоимость биодизельного топлива (РМЕ) из масла —
650–520 грн/т.
В связи с этим реализация рапсового масла себестоимостью 1,15–1,66 грн/кг
и РМЕ себестоимостью 1,67–2,31 грн./кг является прибыльной и
высокорентабельной.
Структура себестоимости
приведена на рис. 4.
Рисунок 4. Структура затрат при производстве биодизельного топлива.
Важное конкурентное преимущество такого завода — многовекторность его
продукции (семена рапса, высокобелковой жмых, комбикорм, биодизельное
топливо, глицерин, солома и т.д.), которую можно реализовать или
использовать для собственных потребностей в зависимости от конъюнктуры
внутреннего рынка. Реальным является и экспорт готовой продукции или
сырья.
Лидерами в выращивании рапса, изготовлении биодизеля, производстве
средств механизации и технологического оборудования считаются аграрии и
машиностроители Германии, Чешской Республики и других стран Западной
Европы. Их представители заверяют, что в случае заинтересованности со
стороны предпринимателей в Украине они могут за 6–8 месяцев оснастить и
наладить на эксплуатационный режим несколько заводов по производству
биотоплива.
Однако отечественные специалисты, ознакомившись с техническим
оснащением всего процесса и его рыночной конъюнктурой, приходят к
выводу, что на международном рынке стоимость оборудования завышается в
2–4 раза (табл. 4). Аналогичное оборудование изготовляют на украинских
промышленных предприятиях по более низким ценам.
ТАБЛИЦА 4. СРАВНЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ ЗАВОДА
ИМПОРТНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ
Стоимость оборудования, тыс. грн.
Происхождение цеха
оборудования завода
масла комбикорма биотоплива
Импортное 10986 2868 4158 3960
Отечественное 2995 775 1120 1100
Переплата 7991 2093 3038 2860
Соотношение стоимости в 3,7
раза
в 3,7
раза в 3,7 раза в 3,6 раза
Применение импортного оборудования не повышает качество биодизельного
топлива, хотя существенно увеличивает его себестоимость. Поэтому более
целесообразным может быть решение о комплектации завода
преимущественно отечественным оборудованием. Это не исключает
применения отдельных
производства, которые необходимы в технологии.
Для локализации негативного
традиционное дизельное
Украине необходимо построить сеть региональных заводов для производства
биодизеля.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ БИОДИЗЕЛЯ
при производстве 24000 литров в сутки
Исходный продукт:
масло, подсолнечное, рапсовое, соевое, пальмовое, хлопковое,
льняное, кокосовое, кукурузное, горчичное, арахисовое, касторовое,
конопляное, кунжутное, животные жиры, некондиционные и
отработанные масла
Цена закупки: 3,00 грн./кг
Конечные продукты: глицерин (95%),
цена __________реализации 5,00 грн./л
Режим работы: круглосуточный. Фактическое время работы – 24
часа в сутки. Количество работников для обслуживания линии:
3 человека (посменно 1 работник/8часов (автоматическая линия).
Зарплата рабочим в сутки: 240 грн
Масло + Хим. реактивы на 1000 литров:
(Масло – 1000л) + (Метанол – 170л) + (Щелочь – 5кг) = 3125
грн
Стоимость электроэнергии. Цена электроэнергии: 0,50 грн/кВт
Стоимость электроэнергии в сутки:
(30 кВт на 1000 литров) 30кВт х 0,5 грн. x 24 = 360 грн
Затраты на 24000 литров:
Зарплата: 240 грн
Электроэнергия: 360 грн
Сырье: 3125*24 = 75000 грн
Итого затрат на 24000
литров: 75600 грн
Выручка от реализации глицерина:
Глицерин (11%) 5 х 3088,8 = 15444 грн
Выход биодизеля в сутки:
24991,2 литров
Себестоимость 1 литра биодизеля при закупке масла
3грн/кг: (75600 – 15444)/24991,2 = 2,4
грн.
При закупке некондиционного масла
2грн/кг: 1,7 грн
Снижение себестоимости
Снижение стоимости сырья
(стоимость рафинированного
масла на 20-25 %)
Упрощение технологической схемы и снижение эксплуатационных расходов
Пути снижения себестоимости
Изменение технологии
Замена щелочного катализатора на кислотный
Повышение температуры процесса
Организация локального избытка спирта в зоне реакции
Ожидаемые преимущества
Снижение требований к качеству исходного сырья (использование
нерафинированного масла)
Упрощение стадии сепарации и исключение процесса отмывки мыла
Снижение количества технологического оборудования
Повышение скорости процесса
Исключение стадий отпарки спиртов
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Исходная смесь
Масло
Спирт
Катализатор
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Реакционная смесь
Эфиры
Спирт
Глицерин
Примеси
Схема производства биодизеля по предлагаемой технологии
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА:
І ЭТАП - ОЧИСТКА МАСЛА..
Для очистки масел и жиров используется высокоэффективная, низко
затратная, технология с применением экологически чистого абсорбента
“Фосфолисорб”, производства ДП ”ХИМТЕХИНВЕСТ”. На этом этапе
масло(жир), отфильтрованное от примесей, подается к реактору-
нейтрализатору и нагревается к температуре 60 0С, смешивается с
абсорбентом “Фосфолисорб”, а тогда с раствором луга. Длительность
этого этапа около 2-х часов. В дальнейшем раствор из реактора-
нейтрализатора вытекает в седиментационную емкость, где отстаивается в
течение 3-4-х часов, к оседанию соапстоку. Соапсток отбирается в
отдельную емкость, а очищенное масло(жир) перекачивается в реактор-
этерификатор.
ІІ ЭТАП - ТРАНСЕТЕРИФИКАЦИЯ МАСЛА (ЖИРУ).
На этом этапе очищенное масло(жир), нагревается в реакторе -
этерификаторе к температуре 55 0С. В это время в Смесителе катализатора
готовится спиртной раствор луга. В дальнейшем этот раствор подается к
Реактору, где в течение 50-60 минут смешивается маслом (жиром).
Длительность этого этапа от 1 до 2 часов. По окончании смешивания
раствор перекачивается в седиментационную емкость, где отстаивается в
течение 16-20 часов, к оседанию фракции глицерина. Фракция глицерина
отбирается в отдельную
Вакуумный испаритель.
ІІІ ЭТАП - ОЧИСТКА ДИЗЕЛЬНОГО БИОТОПЛИВА.
В Вакуумном испарителе дизельное биотопливо в течение 2-х часов
очищается от остатков метилового спирта и через шлифующие фильтры
перекачивается в емкость для хранения. Технология производства
биодизеля показана на схеме:
СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БИОДИЗЕЛЯ:
1.Масмло/Жир - 1000л/цикл
2.Метиловый спирт - 160-200л/цикл
3. Катализатор-гидрат окиси
Сырьем для производства биодизеля могут быть любые растительные масла,
подсолнечная, соевая, горчичная и другие, как свежеприготовленные, так и
отработанные, а также животные жиры. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Метиловый
спирт представляется взрывоопасным и ядовитым веществом, потому при
работе с ним необходимо придерживаться правил хранения и использования.
Гидрат окиси калию (натрию) представляется агрессивным химическим
веществом, потому при работе с ним необходимо придерживаться правил
хранения и использования.
ПРОДУКТЫ ПРОИЗВОДСТВА:
1.Биодизель - 950л/цикл
2.Гліцерин - 210-250л/цикл
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ.
Производство дизельного биотоплива может быть экономически выгодным
и значительно уменьшить расходы предприятия на приобретение топливных
материалов. Все зависит от стоимости или себестоимости сырья(масло,
семена масличных культур, животные жиры), что используются для
производства.
В своих расчетах принимаем, что
стоимость семян масличных
1100грн/т, стоимость макухи – 600грн/т, а выход масла из семян составляет
34%.
Высчитаем себестоимость 1л масла: Из 1т семян получим 340кг или 390л
масла. 1100грн(стоимость семян) - 400грн(стоимость макухи)= 700грн
800грн : 390л = 1,8грн/л
Прибавим 0,15грн/л - расходы на электроэнергию и оплату труда и получим
себестоимость масла - 1,95грн/л.
Стоимость компонентов для получения 1л биодизеля составляет 0,5грн.
Расходы на электроэнергию и оплату труда – 0,05грн/л.
Таким образом, себестоимость биодизеля без учета амортизационных
начислений будет составлять 1,95+0,5+0,05=2,5грн/л.
При стоимости семян 1200грн/т – себестоимость биодизеля – 2,75грн/л
При стоимости семян 1300грн/т – себестоимость биодизеля – 3,0грн/л
Значительно лучшие экономические показатели мы получим, если для
производства дизельного биотоплива будет использоваться отработанное
масло или отходы животных жиров. В этом случае себестоимость дизельного
биотоплива может составлять 2-2,2грн/л. А такое сырье можно найти в
каждом регионе Украины.
При годовом производстве 300т биодизеля экономический эффект может