Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:47, курсовая работа
Верхняя смотровая крышка редуктора снабжена ручкой-отдушиной, отверстие в которой соединяет закрытую полость редуктора с атмосферой. Для подъема и транспортировки редуктора в крышке корпуса выполнены проушины с отверстиями для троса. Для облегчения разъединения крышки с корпусом во фланцах крышки предусмотрены резьбовые отверстия для отжимных винтов.
Введение 2
Задание на проектирование 3
Таблица 1. Исходные данные. 4
1. Расчет силовых и кинематических характеристик привода 4
1.1. Определение общего КПД привода. 4
1.2. Определение мощности на приводном валу 4
1.3. Выбор электродвигателя 5
1.4. Определение общего передаточного числа привода. Определение вращающих моментов на валах редуктора и их частот вращения. 6
Таблица 2. Необходимые параметры для расчета редуктора. 7
2. Расчет параметров зубчатых колес 7
2.1. Выбор материала зубчатых колес, термообработки и твердости рабочих поверхностей зубьев. 7
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений 8
3. Расчет зубчатой передачи 9
Рис. Параметры зубчатого зацепления 9
Таблица 3. Основные параметры зубчатой передачи. 11
4. Разработка эскизной компоновки 11
5. Расчет шпоночных соединений 15
5.1. Расчет шпоночного соединения вала с колесом. 15
5.2. Расчет шпоночного соединения входного вала с муфтой. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Эскизная компоновка. 18
Оглавление
Введение 2
Задание на проектирование 3
Таблица 1. Исходные данные. 4
1. Расчет силовых и кинематических характеристик привода 4
1.1. Определение общего КПД привода. 4
1.2. Определение мощности на приводном валу 4
1.3. Выбор электродвигателя 5
1.4. Определение общего передаточного числа привода. Определение вращающих моментов на валах редуктора и их частот вращения. 6
Таблица 2. Необходимые параметры для расчета редуктора. 7
2. Расчет параметров зубчатых колес 7
2.1. Выбор материала зубчатых колес, термообработки и твердости рабочих поверхностей зубьев. 7
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений 8
3. Расчет зубчатой передачи 9
Рис. Параметры зубчатого зацепления 9
Таблица 3. Основные параметры зубчатой передачи. 11
4. Разработка эскизной компоновки 11
5. Расчет шпоночных соединений 15
5.1. Расчет шпоночного соединения вала с колесом. 15
5.2. Расчет шпоночного соединения входного вала с муфтой. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Эскизная компоновка. 18
Рассматриваемый механический привод
состоит из электродвигателя, соединительной
муфты, цилиндрического
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с косозубыми цилиндрическими колесами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчатой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе. Корпус редуктора состоит из картера и крышки, скрепленных болтами. Разъем корпуса – горизонтальный, проходит по осям валов. В месте соединения поверхности картера и крышки пришабрены, при окончательной сборке покрыты герметиком. Положение крышки относительно корпуса фиксируется двумя штифтами, расположенными по диагонали.
Шестерня проектируется заодно с ведушим валом (вал-шестерня). Колесо насажено на ведомый вал по посадке H7/r6, вращающий момент передается призматической шпонкой. Смещение колеса ограничивает с одной стороны буртик ведомого вала, а с другой – распорная втулка, внутреннее кольцо подшипника и наружное кольцо подшипника, которое упирается в крышку подшипника.
Ведущий и ведомый валы редуктора
установлены на радиальных шариковых
подшипниках. Подшипники регулируются
подбором металлических прокладок,
устанавливаемых между
Смазка передачи и подшипников осуществляется разбрызгиванием жидкого масла, заливаемого через смотровое отверстие в крышке корпуса. Уровень масла проверяют жезловым маслоуказателем. Отработанное масло сливают через отверстие, расположенное в нижней части корпуса, которое закрывается резьбовой пробкой.
Верхняя смотровая крышка редуктора
снабжена ручкой-отдушиной, отверстие
в которой соединяет закрытую
полость редуктора с
В курсовой работе провести проектировочный и проверочный расчет деталей механизма привода. Производят выбор электродвигателя, расчет соединений, муфт и основных деталей редуктора (рис.), а также ориентировочного значения коэффициента полезного действия (к. п. д.). В графической части работы приводятся эскизы.
№ вар. |
Мощность N2, кВт |
Частота вращения n2, об/мин. |
Долговечность, час. |
Материал быстроходного вала |
Твердость НВ (HRC) |
12 |
20 |
400 |
15000 |
40Х "Н" |
225 |
Общий КПД привода равен произведению КПД его элементов
, (1)
где – КПД муфты, – КПД редуктора,
КПД редуктора определяется по зависимости
, (2)
где – КПД зубчатой пары,
– КПД пары подшипников качения,
k – число внешних зацеплений, k = 1,
m – число валов редуктора, m =2.
Принимая значения КПД , , по формуле (2) определяем КПД редуктора
.
Принимая значения КПД , по формуле (1) находим значение общего КПД привода
.
Привод состоит из редуктора и электродвигателя, соединенных посредством зубчатой муфты. Соединение муфты с валом электродвигателя и быстроходным валом редуктора производится посредством призматических шпонок. Выходной (тихоходный) вал редуктора также имеет шпоночный паз для соединения с последующими ступенями машины и обеспечивающий передачу выходного крутящего момента .
Изобразим расчетную кинематическую схему привода.
Требуемая мощность двигателя определяется по формуле
где -мощность на приводном (тихоходном) валу; - общий к. п. д. привода.
Требуемая мощность двигателя:
.
В общем машиностроении широкое распространение получили асинхронные двигатели трехфазного тока с короткозамкнутым ротором.
Асинхронные двигатели имеют ²жесткую² механическую характеристику. При этом значительное изменение нагрузки вызывает несущественное изменение частоты вращения ротора. Практически принимаем, что в рабочем диапазоне нагрузок (исключая период пуска) частота вращения ротора = const, тогда частота вращения двигателя связана с частотой вращения рабочего органа. Выбор двигателя производят из каталога по номинальной мощности , при условии, что
.
Для рассматриваемого примера определим из таблицы 3, электродвигатель 4А180S4Y3 со следующими характеристиками: синхронная частота вращения диаметр вала ротора кратность максимального момента .
Частота вращения ротора двигателя при номинальной нагрузке меньше синхронной частоты и определяется по формуле:
,
где s - коэффициент скольжения, изменяющийся в пределах 0,04 – 0,06, принимаем равным 0,04.
Определим передаточное число редуктора по отношению частот вращения входного и выходного валов
.
Полученное значение лежит в
рекомендованных для
.
При этом угловые скорости вращения валов рассчитаем по формулам:
;
Вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах (с учетом к. п. д.) соответственно:
; .
№ п/п |
Наименование параметра |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
1 |
Передаточное число |
– |
3,55 | |
2 |
Частота вращения ведущего вала |
1440 | ||
3 |
Частота вращения ведомого вала |
406 | ||
4 |
Вращающий момент на ведущем валу |
144,26 | ||
5 |
Вращающий момент на ведомом валу |
471,15 |
Основной причиной выхода из строя зубчатых колес является повреждение активных поверхностей зубьев в результате развития усталостного выкрашивания. В расчетах прочности вводят ограничения по контактным напряжениям, допустимые величины которых определяются на основании механических свойств материалов зубчатых колес.
Традиционными материалами, применяемыми для изготовления зубчатых колес являются конструкционные углеродистые и легированные стали. В технологическом процессе изготовления зубчатых колес и валов предполагается термическая обработка заготовок, которая изменяет механические свойства их материалов, в частности, твердости поверхности НВ или HRC. Так при нормализации ("Н") или улучшении ("У") твердость заготовки не превышает НВ 350, а при закалке "З" и цементации "Ц" или азотировании поверхности достигается большая твердость НВ> 350 (HRC 56 –63). При твердости НВ<350 с целью улучшения условий контактной прочности принимают материал для шестерни (меньшего по диаметру колеса) на 10 –30 единиц выше, чем для колеса.
В процессе термической обработки механические свойства материалов, как правило, неравномерны по толщине заготовки и по этой причине для детали в целом они определяются диаметром ее заготовки.
По марке материала шестерни, приведенной в задании, выбираем для шестерни конструкционную легированную хромистую сталь 40 с термообработкой нормализацией НВ 225, а для колеса ту же сталь 40 НВ 205.
Примем предварительно: для шестерни диаметр заготовки до 100 мм, а для колеса до 400 мм. При этом на основании таблицы 5 имеем:
-для материала шестерни: предел текучести =440 МПа, предел прочности =690 МПа;
-для материала колеса: предел текучести =490 МПа, предел прочности =760 МПа.
Рассчитаем допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса. Для чего по заданной долговечности t=15000 час. (см. табл. 1) определяем число рабочих циклов:
-шестерни ;
-колеса .
При принимаем коэффициент долговечности =1, в противном случае его определяют по следующей формуле:
.
Коэффициент безопасности для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при закалке принимают =1,1 – 1,2, а при поверхностном упрочнении (например, при цементации) =1,2 – 1,3.
Примем =1,15.
Допускаемые контактные напряжения для материалов зубчатой передачи определяются по формуле
,
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
По таблице принимаем при НВ£350 НВ = 2 НВ +70, тогда:
-для шестерни = 520 МПа;
452,2 МПа;
-для колеса = 480 МПа.
417,4 МПа;
Основные размеры
Введем коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки и неравномерность зацепления и определим межосевое расстояние (см. рис. 7) из условия контактной выносливости и выбранного значения коэффициента ширины колеса =0,4 (рекомендовано в пределах 0,125 – 0,4) по следующей формуле:
Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75. Принимаем:
=180 мм.
Приближенно оцениваем модуль зацепления
и выбираем по таблице:
.
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса
,
а также отдельно для быстроходной ступени передач
(с учетом округления ) и тихоходной ступени
(с учетом округления ). После чего уточняем передаточное число, изменившееся из-за округлений числа зубьев до целых значений:
.
Основные размеры шестерни и колеса вычислим с учетом следующих соотношений:
-делительные диаметры:
-диаметры вершин зубьев:
-ширина колеса прямозубой
-ширина шестерни
где 4 мм задано превышение ширины шестерни над колесом;
-диаметры окружностей впадин:
-коэффициент ширины шестерни по диаметру
Информация о работе Расчет силовых и кинематических характеристик привода