Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:47, курсовая работа
Верхняя смотровая крышка редуктора снабжена ручкой-отдушиной, отверстие в которой соединяет закрытую полость редуктора с атмосферой. Для подъема и транспортировки редуктора в крышке корпуса выполнены проушины с отверстиями для троса. Для облегчения разъединения крышки с корпусом во фланцах крышки предусмотрены резьбовые отверстия для отжимных винтов.
Введение 2
Задание на проектирование 3
Таблица 1. Исходные данные. 4
1. Расчет силовых и кинематических характеристик привода 4
1.1. Определение общего КПД привода. 4
1.2. Определение мощности на приводном валу 4
1.3. Выбор электродвигателя 5
1.4. Определение общего передаточного числа привода. Определение вращающих моментов на валах редуктора и их частот вращения. 6
Таблица 2. Необходимые параметры для расчета редуктора. 7
2. Расчет параметров зубчатых колес 7
2.1. Выбор материала зубчатых колес, термообработки и твердости рабочих поверхностей зубьев. 7
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений 8
3. Расчет зубчатой передачи 9
Рис. Параметры зубчатого зацепления 9
Таблица 3. Основные параметры зубчатой передачи. 11
4. Разработка эскизной компоновки 11
5. Расчет шпоночных соединений 15
5.1. Расчет шпоночного соединения вала с колесом. 15
5.2. Расчет шпоночного соединения входного вала с муфтой. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Эскизная компоновка. 18
№ п/п |
Наименование параметра и размерность |
Обозначение |
Значение |
1. |
Момент на ведущем валу, |
Т1 |
144,26 |
1. |
Момент на ведомом валу, |
Т2 |
471,15 |
2. |
Частота вращения вала, – ведущего – ведомого |
n1 n2 |
1440 406 |
3. |
Межосевое расстояние, мм |
aw |
180 |
4. |
Число зубьев – шестерни – колеса |
z1 z2 |
35 125 |
5. |
Модуль зубьев нормальный, мм |
mn |
2,25 |
6. |
Передаточное число |
U |
3,55 |
7. |
Материал колес, термообработка |
40Х, нормализация | |
8. |
Твердость рабочих поверхностей зубьев – шестерни – колеса |
НВ1 HB2 |
225 205 |
9. |
Диаметры делительных окружностей, мм – шестерни – колеса |
d1 d2 |
78,8 281,3 |
10. |
Ширина зубчатого венца, мм – шестерни – колеса |
b1 b2 |
76 72 |
Эскизная компоновка редуктора выполняется в два этапа. На первом этапе выявляется расположение деталей в корпусе; определяются расстояния между деталями, ориентировочные диаметры ступеней валов, месторасположение опор и расстояния между средними плоскостями колес и опорами.
На втором этапе разрабатывается конструкция колес, валов, подшипниковых узлов и корпуса.
Последовательность выполнения первого этапа эскизной компоновки (см. рис. 4).
По найденному межосевому расстоянию aw наносим оси валов.
На осях валов вычерчиваем контуры зубчатых колес диаметрами da1 и da2 и шириной b1 и b2.
На расстоянии D = 5 мм от торцов шестерни и окружности вершин зубьев колеса и D = 10 мм от окружности вершин зубьев шестерни до внутренней стенки корпуса очерчиваем внутренний обвод стенок корпуса.
Определяем диаметры отдельных ступеней валов.
Основной внешней силой, действующей на вал редуктора с прямозубой цилиндрической передачей, является крутящий момент. Прочность вала, имеющего ступенчатую конструкцию в соответствии с заданием, лимитируется его цилиндрическим концом, где поперечное сечение наменьшее. Диаметр цилиндрического конца вала, обеспечивающий его прочность при кручении, рассчитывают по формуле
,
где -допускаемые напряжения кручения, определяемые механическими свойствами материала вала, так, что
,
где - коэффициент, учитывающий как динамические условия работы, так и наличие шпоночного паза на валу. Рекомендуемое значение =3 – 5,8 . При этом
В большинстве случаев (см. рис. 3 - 5) вал быстроходной ступени выполнен за одно целое с шестерней, следовательно для него механические свойства материала уже определены. Материал вала зубчатых колес принимают ст35, 40,45 и др.. При выполнении расчетов будем принимать при необходимости сталь 40 Х.
В рассмотренном примере для ведущего вала получим:
;
.
По ГОСТ 12080-66 принимаем . У двигателя 4А180S4Y3 диаметр вала dдв = 55 мм. Для соединения электродвигателя и редуктора будем использовать муфту МУВП 250-38-2-25-2 У3 ГОСТ 21424-93. Согласно ГОСТ посадочные отверстия полумуфт могут иметь диаметры 32, 35, 36 или 38 мм. Окончательно принимаем .
Для ведомого вала из стали 40Х принимаем то же значения и рассчитываем
.
Принимаем стандартный размер =38 мм.
Диаметры валов под подшипники определяем по формулам:
– для быстроходного вала ,
– для тихоходного вала ,
где t – высота буртика вала для упора подшипника.
Принимаем значения t по рекомендациям в зависимости от диаметра вала:
– для быстроходного вала t = 2,2 мм,
– для тихоходного вала t = 2,5 мм.
После подстановки получаем значения
диаметров валов под
,
.
Округляя полученные значения до стандартных значений из ряда размеров для подшипников качения, получаем:
,
.
По полученным значениям диаметров валов под подшипники по ГОСТ 8338-75 выбираем радиальные шариковые подшипники легкой серии (d – диаметр внутреннего кольца, D – диаметр наружного кольца, В – ширина подшипника, r – размер фаски):
– для быстроходного вала подшипник
208: d = 40 мм, D = 80 мм, B = 18 мм,
r = 2 мм.
– для тихоходного вала подшипник 209: d = 45 мм, D = 85 мм, B = 19 мм, r = 2 мм.
Диаметры буртиков валов для упора подшипников определяем по зависимостям
,
.
Принимаем: , .
Диаметр вала под зубчатым колесом принимаем равным
.
Диаметр буртика dбк2 для упора зубчатого колеса
,
где – размер фаски отверстия в ступице колеса.
Принимая размер фаски в зависимости от диаметра вала под колесом , получаем
.
Окончательно принимаем .
Диаметр буртика вала для упора шестерни не определяем, так как шестерня выполняется заодно с валом.
Для нанесения внешних контуров подшипников решаем вопрос об их смазке. При окружной скорости в зацеплении 3 м/c < V < 15 м/c принимается смазка подшипников масляным туманом. При этом рекомендуется подшипники отодвигать от внутренней стенки корпуса на величину е = 3…6 мм (из-за неровностей литой стенки корпуса). Принимая е = 5 мм, в местах расположения подшипников наносим их внешние контуры.
Определяем расчетные длины валов (расстояния между центрами подшипников l1 и l2, а также расстояния между сечениями колес, в которых приложены силы в зацеплении, и центрами подшипников a1 и a2). Для одноступенчатого редуктора принято симметричное расположение колес в корпусе.
Быстроходный вал:
l1 = b1 + 2·D + 2·e + B1 = 76 + 2·5 + 2·5 + 18 = 114 мм (В1 – ширина подшипника 207);
a1 = 0,5·l1 = 0,5·114 = 57 мм.
Тихоходный вал:
l2 = b1 + 2·D + 2·e + B2 = 76 + 2·5 + 2·5 + 19 = 115 мм (В2 – ширина подшипника 209);
a2 = 0,5·l2 = 0,5·88 = 57,5 мм.
Длины шеек быстроходного Lп1 и тихоходного Lп2 валов с номинальными диаметрами dп1 = 40 мм и dп2 = 45 мм на данном этапе компоновки определяем по приближенным зависимостям:
Lп1 = 1,5·dп1 = 1,5·40 = 60 мм;
Lп2 = 1,25·dп2 = 1,25·45 = 56,25 мм.
4.8. Длины выходных цилиндрических концов валов с диаметрами d1min = 32 мм и d2min = 38 мм принимаем по ГОСТ 12080-66:
l1цк = 58 мм;
l2цк = 58 мм.
По диаметру вала под колесом d = 60 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78, ширина которой b = 18 мм, высота h = 11 мм, глубина паза вала t1 = 7 мм (рис.).
Рис. К расчету шпоночных соединений
Минимальная рабочая длина шпонки определяется из условия прочности на смятие ее боковых граней
, (14)
где – допускаемое напряжение на смятие; при стальной ступице [8].
Подставляя значения параметров в формулу (14), получаем
.
Полная длина шпонки со скругленными торцами равна
.
Длина ступицы при отношении
принимается равной ширине венца зубчатого колеса, т.е. .
Конструктивную длину шпонки принимаем из ряда стандартных значений длин шпонок по ГОСТ 23360-78.
Таким образом, шпонка для соединения вала с колесом – 18х11х70 ГОСТ 23360-78.
По диаметру конца входного вала
d = 32 мм подбираем призматическую шпонку
со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78
с параметрами:
b = 10 мм, h = 8 мм, t1 = 5 мм.
Полная длина шпонки принимается в зависимости от длины конца вала lк вала
,
где lк вала = 58 мм – длина конца вала.
Определяем рабочую длину
.
Проверим выполнение условия прочности на смятие боковых граней выбранной шпонки по зависимости [8]
.
Так как условие прочности шпонки длиной lp = 38 мм выполняется, то окончательно принимаем конструктивную длину шпонки из ряда стандартных значений длин шпонок по ГОСТ 23360-78: .
Таким образом, шпонка для соединения
входного вала с муфтой – 10х8х40
ГОСТ 23360-78.
1. Курсовое проектирование деталей машин /Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. - Л. : Машиностроение, 1984. - 400 с .
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя. М.: Машиностроение. 1979 . Т. 1. 728 с. ; Т. 2. 559 с. ; Т. 3. 557 с .
3. Кудрявцев В.Н. Детали машин. Л.:Машиностроение, 1980 . 464 с.
4. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. - Л . : Машиностроение. 1983 . - 464 с.
5. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для машиностроительных вузов. М.: Высшая школа, 1985.
Информация о работе Расчет силовых и кинематических характеристик привода