Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:53, курсовая работа
Изложенные в монографии исследования турбулентной структуры потоков показали значительное влияние изменения расхода на структуру потока, существенное значение гидродинамической нестационарности для теплообмена, а именно, что изменение скорости может влиять на интенсивность теплообмена из-за тепловой инерции потока, изменения турбулентной структуры потока и радиальных перетечек газа, обусловленных перестройкой профиля скорости.
- коэффициент теплоотдачи;
- поверхность теплообмена.
Коэффициент теплоотдачи зависит от характера течения, его скорости и от параметров вентилятора. Выбор проектных параметров вентилятора, к которым относится весовой расход G и напор которой зависит от скорости течения в отсеке ( Р).
Величина расхода газа G выбирается из условия обеспечения определенной краткости смен газа в отсеке, равной отношению объема газа в отсеке к объемному расходу вентилятора и условия обеспечения определенного значения коэффициентов теплоотдачи на приборах и тепловоспринимающей поверхности. Учитывая, что интересующие нас параметры теплообмена взаимосвязаны , зависит от скорости течения, скорость течения зависит от расхода и конструкции вентиляционного канала, а от скорости течения и конструкции каналов зависит электрическая мощность, потребляемая от вентилятора(Nвент).
Расчет аэродинамических потерь в приборном отсеке проводится для фиксированного значения расхода и при рабочем давлении газовой среды. В общем виде аэродинамические потери записываются выражением:
где - коэффициент потерь, определяемый по справочникам гидравлики для каждого участка вентиляционного канала с учетом поворотов, трения, сужения и расширения потоков.
При
децентрализованном методе теплового
обеспечения для отдельных приборов
возможно использование вентиляции, аналогично
рассмотренной, однако это вызовет
достаточно большие массовые затраты.
Как правило, теплопередача от элементов
радиоэлектронной аппаратуры к стенкам
прибора, часть которых при данном методе
используется в качестве радиационных
поверхностей, осуществляется путем теплопроводности
и излучения, т.е. при конструировании
прибора, тепловое обеспечение которого
должно проводиться индивидуально, необходимо
предусматривать специальные тепловоды,
развитие поверхности для излучения отдельных
тепловыделяющих элементов (радиаторы
мощных триодов и т.п.).
3.1 Основные параметры и состав насосной системы терморегулирования
Малорасходные насосы могут быть рассчитаны на очень высокий ресурс работы, исчисляемый годами, например, насосы системы терморегулирования различных космических аппаратов. Возможна и кратковременная работа насосов, исчисляемая часами, например, при работе в бортовой авиационной системе или минутами для создания импульса тяги в космической двигательной установке. Выбор типа и конструкции насоса будет определяться параметрами системы, для которой он проектируется, т.е. для заданного расхода V рабочего тела и напора Н.
Рассмотрим для примера работу насоса в системе терморегулирования, широко применяемой в космической технике. Работа такой системы основана на отводе тепла с помощью жидкого теплоносителя. Схема одной из них приведена на рис. 1.1. Весь гермоотсек закрыт теплоизоляцией ("шубой") 6. Тепло от приборов 7 снимается потоком газа, создаваемым вентилятором 1, и направляется в специальный теплообменник 2, представляющий собой набор трубок, по которым движется с помощью малорасходного насоса 3 теплоноситель. Газ, обдувая трубки, передает свое тепло этому теплоносителю, направляемому далее по гидромагистрали на радиационную поверхность 4, расположенную на какой-либо части космического аппарата, но изолированную тем или иным способом от корпуса гермоотсека. Проходя по системе трубок по радиационной поверхности, теплоноситель отдает ей свое тепло, которое затем излучается в космос. Если в результате охлаждения температура в гермоотсеке становится низкой, специальный датчик 8 подает сигнал перепускному клапану 5, который начинает направлять теплоноситель в обход теплообменника. Когда повышение температуры приборов достигает определенного уровня, по сигналу того же датчика перепускной клапан направляет теплоноситель в теплообменник — начинается отвод тепла из гермоотсека.
Уровень температуры и точность ее поддержания решающим образом влияют на выбор системы терморегулирования, тип теплоносителя и параметры насоса. Например, для рассматриваемой системы при использовании в качестве теплоносителя воды, которая охлаждается в излучателе от 50° до 15°С и движется по контуру его со скоростью с- 1 м/с, величина подачи насоса составит не более 200 см3/с с напором, обеспечивающим прокачку теплоносителя по магистралям контура с минимальным энергопотреблением. В наиболее общем случае задача выбора параметров насоса решается из условия обеспечения минимальных габаритов и массы системы (часто с учетом излучателя).
В авиационных системах широко используются насосные агрегаты с подачей рабочего тела (50 ... 150) -10-6 м3/с при сравнительно невысоком напоре (не более 200 ... 250 Дж/кг), малыми кавитационными запасами давления на входе, с ресурсом в десятки и сотни часов.
Общие требования к агрегатам авиационной или космической системы в полной мере относятся и к насосам. Так, насос в системе подачи должен обеспечивать заданные напор и расход при максимальном КПД, при заданном ресурсе и минимальной стоимости изготовления. Однако к МН предъявляются и специальные требования:
— высокая надежность в пределах установленного срока непрерывной работы с возможностью резервирования блоками;
— полная герметичность насоса и всей системы в целом, особенно при работе с высоким ресурсом;
— высокое совершенство гидравлических и энергетических параметров;
— минимальные габариты, либо осевые, либо радиальные;
— минимально возможная масса;
— технологичность и минимальная себестоимость, которые оценивают- ся в совокупности для всей проектируемой системы.
В практике применяются различные по принципу действия и конструктивному исполнению насосы, обеспечивающие заданные малые величины расходов с широким диапазоном создаваемых напоров. В каждой проектируемой системе тот или иной тип насоса должен выбираться
исходя из конкретных требований, предъявляемых к системе, особенно
по ресурсу
непрерывной работы.
3.2
Конструктивная схема
малорасходных насосов
с электроприводом
Малорасходные насосы с приводом от электродвигателя постоянного тока, как правило, выполняются герметичными и имеют высокий ресурс работы, Герметизация ЭНА достигается применением моноблочной конструкции, в которой крыльчатка насоса устанавливается на выходной конец вала электродвигателя. Наиболее перспективными являются бесконтактные двигатели постоянного тока с коллектором в виде статического полупроводникового коммутатора, что обеспечивает работу двигателя без скользящего контакта, а следовательно, без присущих ему недостатков. При работе полупроводниковый коммутатор включает ток в соответствующие секции обмотки якоря 5, располагаемого неподвижно на статоре. Возбуждение осуществляется постоянными магнитами, закрепленными на роторе 6. Управление коммутатором производится датчиками 8, смонтированными на статоре и получающими сигнал о положении ротора от управляющего магнита, смонтированного на роторе. Отсутствие скользящих контактов между ротором и статором позволяет выполнить бесконтактный двигатель постоянного тока с экраном на статоре.
Коммутатор двигателя монтируется в виде отдельного блока, соединяемого с двигателем электрическим разъемом.
Особенностью
конструкции герметических
Схема
электронасосного агрегата на гидродинамических
опорах: 1 - рабочее колесо насоса;
2 — корпус насоса; 3 - щелевое уплотнение
на борту колеса; 4 - упорная гидродинамическая
пята; 5 - гидродинамические радиальные
опоры; 6 — обмотка статора; 7 — ротор; 8
— экранирующая гильза статора; 9 —датчик
положения ротора
После выхода из центробежного колеса часть жидкости в виде утечек через щелевое уплотнение по буртам колеса и боковой пазухе насоса попадает во внутренние полости электродвигателя, ограниченные герметизирующей гильзой 7. При этом расход жидкости в основном определяется параметрами щелевого уплотнения и гидравлически связан с перепадом давления на отверстиях в ведущем диске колеса насоса. Величина этого перепада выбирается из условия разгрузки ротора ЭНА от осевой силы и необходимой величины расходного течения циркулирующей жидкости в полостях подшипников качения 4. Подшипники 4 охлаждаются и смазываются основной рабочей жидкостью, что необходимо учитывать при выборе их материалов. Ресурс работы ЭНА, выполненного по рассмотренной схеме, ограничивается ресурсом опор ротора.
В
настоящее время
Развитие
высокоресурсных малорасходных
систем подачи насоса идет в направлении
постоянного увеличения ресурса
при сложной циклограмме работы
с многократными пусками и остановками,
с паузами от нескольких минут до десятков
часов, что и определяет применение в качестве
основного привода электрического.
3.3
Разработка высокоресурсного
малорасходного нагнетателя
3.3.1 Общие положения
Проблема
повышения долговечности
Рассматриваемые нами нагнетатели характеризуются сравнительно малыми массой вращающихся роторов (до 0,5 кг) и размерами опор, которые по результатам ресурсных испытаний и эксплуатации являются наиболее слабым звеном. В отечественной практике разработки высокоресурсных нагнетателей резкое повышение СНР обеспечивается и применением бесколлекторных электроприводов. В современных автономных нагнетателях механический износ наблюдается лишь в шарикоподшипниковых опорах электроприводов, он вызывает разрушение сепараторов, шариков,' выработку беговых дорожек и большого количества продуктов износа и заклинивание опор. Проверенный нами ресурс малорасходных вентиляторов и насосов на шарикоподшипниковых опорах составляет 6000-600ОО часов. Больше значения ОНP получены после тщательной балансировки нагрузки на ротор в сборе с электродвигателем, применение подшипников с проточной смазкой, селективного подбора шарикоподшипниковых опор по профилю беговых дорожек с помощью профилометра и ряда других мероприятий, уменьшающих механический износ.
Проведенный анализ конструкций опор с заданными скоростями вращения и нагрузками на высокий ресурс показал, что возможности шарикоподшипниковых опор при высоких требованиях к долговечности исчерпаны. Этот вывод подтверждают результаты других исследователей. Дальнейшее повышение ресурса непрерывной работы нагнетателей связано с частичным или полным исключением механического износа посредством применения газовой и жидкостной смазки.
Информация о работе Расчет системы охлаждения спутника и малорасходного насоса для нее