Расчёт и исследование системы стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков практического расчета и теоретического исследования систем автоматического управления, углубление знаний по отдельным разделам курса «Теория автоматического управления», развитие самостоятельности в принятии наиболее целесообразных решений при анализе полученных результатов.
При изучении процессов управления в ТАУ абстрагируются, от физических и конструктивных особенностей систем и вместо реальных систем рассматривают их адекватные математические модели, поэтому основным методом исследования в ТАУ является математическое моделирование. Кроме того, методологическую основу ТАУ образуют теория обыкновенных дифференциальных уравнений, операционное исчисление (преобразование Лапласа), гармонический анализ (преобразование Фурье).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………6
1 Анализ качества регулирования в исходной системе
с пропорциональным регулятором скорости при ……………………………8
1.1 Составление по принципиальной схеме структурных
схем системы в динамике и статике………………………………………………..8
1.2 Расчёт коэффициентов передачи и постоянных времени……....…………….12
1.3 Определение передаточных функций системы по
задающему и возмущающему воздействиям, передаточную
функцию разомкнутой системы……………………………………………………19
1.4 Анализ устойчивости……………………….………….……....……………….21
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д-разбиения …..…..……………………………22
1.6 Расчет и построение амплитудно-частотной характеристики
замкнутой системы………..……….…………………………………………...........23
1.7 Расчет и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристики замкнутой системы………….…………………..24
1.8 Расчет и построение переходных характеристик
по задающему и возмущающему воздействиям …………….….…………………25
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода…………………..………………………………….........................26
1.10 Определение показателей качества регулирования……..…………………..29

2 Оптимизация контура регулирования скорости двигателя
по модульному оптимуму…………………………………………………………….33
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой
логарифмических амплитудно-частотных характеристики..….…………………33
2.2 Синтез логарифмической амплитудно-частотной
характеристики регулятора скорости и определение
его коэффициента усиления………………………………………………………...35
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчёт его
параметров……………………………………………………………………………38
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы
электропривода с синтезированным регулятором скорости……………………..39
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода………….……………………………………….………………......40
2.6 Определение показателей качества по переходным
характеристикам……………………………………………………………………..42
Научно-исследовательская работа………………………………….………………...45
Заключение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursak_15-spaces.ru.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

 

                       с-1                                 (1.7)

 

Определим номинальный  магнитный поток генератора.

                                                                                    (1.8)

 

Вб

 

где ωн – номинальная угловая частота вращения генератора.

 

Номинальная намагничивающая  сила определяется по кривой намагничивания генератора.



 

Рисунок 1.6 – Кривая намагничивания генератора

 

По кривой намагничивания генератора (рис. 1.6) определим номинальную намагничивающую силу генератора

 

FНГ=7800 А·вит

 

Определим индуктивность обмотки  возбуждения генератора на линейном участке кривой намагничивания

 

ΔФ1=4.2·10-2 Вб,                  ΔF1=4000 А·вит

 

                                                                                 (1.9)

 

 Гн

 

где ΔФ1 – приращение магнитного потока на линейном участке кривой намагничивания;

      ΔF1 – приращение намагничивающей силы, соответствующее приращению ΔФ1;

Определим индуктивность  обмотки возбуждения генератора в номинальной точке.

ΔФ2=0.45·10-2 Вб,                  ΔF2=1000 А·вит

 

                      

                              (1.10)

 

где δн=1,2 – коэффициент рассеяния номинального магнитного потока;

      ΔФ2 – приращение магнитного в номинальной точке;

     ΔF2 – приращение намагничивающей силы, соответствующее приращению ΔФ2.

 

 Гн

 

Индуктивность обмотки  возбуждения определим по формуле:

 

                                             

                                                    (1.11)

                                              Гн

Электромагнитную постоянную времени  генератора определим по формуле:

 

                                               

                                                         (1.12)

 

где, RВГ=1,32·RВ=1,32·4.15=5.478 Ом – сопротивление обмотки возбуждения приведенное к температуре 75ºС.

 с;

 

Определим коэффициент  усиления генератора:

                                                    

                                               (1.13)

где

                                          

                                   (1.14)

 

 

                                     

                                      (1.15)

 

 

 

Найдём эквивалентную электромагнитную постоянную времени Тэ и электромеханическую Тм используя следующие выражения

 

                                                

                                                  (1.16)

                                                

                                                   (1.17)

Номинальная угловая  скорость двигателя

 

                                  

с-1                                (1.18)

 

Индуктивности якорных  цепей двигателя и генератора:

 

                                

                                           (1.19)

 

Гн

 

                                      

                                            (1.20)

 

Гн

 

Полное активное сопротивление  якорной цепи системы Г-Д:

 

                        

                              (1.21)

где Ом – сопротивление щёток генератора;

        Ом – сопротивление щёток двигателя.

 

 



Электромагнитная постоянная времени якорной цепи:



с

 

Определим номинальную  ЭДС двигателя:

 

                       

                    (1.22)

 

В

 

                             

                                       (1.23)

 

Электромеханическая постоянная времени системы Г-Д соответствующая моменту инерции двигателя:

 

с

 

Коэффициент передачи двигателя:

                                                                                            (1.24)

Таблица 1.1 – Рассчитанные параметры

, с

, с

2.82

2.264

0.0004

0.047

0.079


 

 

 

1.3 Определение передаточных функций системы по задающему и возмущающему воздействиям, а также  передаточных функций разомкнутой

системы

 

В результате преобразования структурной схемы системы в  динамике можно получить:

 

;        
;

;
;

;      
;

                      

;    
;           (1.25)

;

                               

;                            (1.26)

.

 

Главная передаточная функция:

                         

                                         (1.27)               

 

Передаточная функция  разомкнутой системы имеет вид:

 

                                

                                     (1.28)

 

 

Передаточная функция  замкнутой системы по возмущающему воздействию

                                                                   (1.29)

 

Определив коэффициенты передачи и постоянные времени и  подставив их в выражения (1.27), (1.28), (1.29) получим:

 

1.4 Анализ устойчивости

 

Проверим замкнутую систему на устойчивость с помощью критерия Михайлова по ЛАЧХ.

Строим ЛАЧХ и ЛФЧХ с помощью пакета прикладных программ Matlab Simulink

Рисунок 1.6.1 ЛАЧХ

Как видно из графика, при достижении фазовой частотной характеристикой (ЛФЧХ) значения - 180 Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика (ЛАЧХ) отрицательна следовательно система устойчива

 

 

1.5 Определение критического коэффициента усиления

разомкнутой системы  по методу Д- разбиения

Характеристическое уравнение замкнутой системы имеет вид

                       

                                                (1.31)

 Подставив в уравнение p=j·ω, решим его относительно коэффициента k:

 

                   

               (1.32)

Где  А=TU·TG·TM·TЭ=0,000025;

 

        B= TU·TG·TM+ TU·TЭ·TM+ TЭ·TG·TM=0,0037;

 

        С= TU·TG+ TU·TM+ TM·TG=0,113;

       

          D= TU+ TG+ TM=0.957;   

 

         F=1.

 

Рисунок 1.7 – Д разбиение плоскости одного параметра.

 

По рисунку 1.7 определяем критический коэффициент усиления разомкнутой системы:

KКР=26.75

 

1.6 Расчёт и  построение амплитудно-частотной  характеристики 

замкнутой системы

 

Для построения амплитудно-частотной характеристики замкнутой системы воспользуемся передаточной функцией по управляющему воздействию

Воспользуемся пакетом прикладных программ Matlab Simulink и построим амплитудно-частотную характеристику замкнутой системы.

 

Рисунок 1.8 – Амплитудно-частотная характеристика замкнутой системы

 

Из рисунка 1.8 определим показатель колебательности М:

 

                                                                        (1.33)

 

1.7 Расчёт и построение логарифмических амплитудно- и

 фазо-частотной  характеристик системы

 

Используя передаточную функцию разомкнутой системы и пакет прикладных

программ Matlab Simmulink строим логарифмические амплитудно- и фазочастотные характеристики системы.

    

      Рисунок 1.9 – Логарифмические амплитудно- и фазо-частотные характеристики системы

 

По рисунку 1.9 определяем запасы устойчивости:

ΔL=16 дБ - запас устойчивости по амплитуде;

Δφ=22 º - запас устойчивости по фазе.

 рад/с

1.8 Расчёт и построение переходных характеристик по задающему

и возмущающему воздействиям

 

Для расчёта и построения переходной характеристики по задающему  воздействию используем передаточную функцию по управляющему воздействию и пакет прикладных программ Matlab Simmulink.

 

Рисунок 1.10 – Переходная характеристика по задающему воздействию

 

Для расчёта и построения переходной характеристики по задающему  воздействию используем передаточную функцию по возмущающему воздействию и пакет прикладных программ Matlab Simmulink.

 


Рисунок 1.11 – Переходная характеристика по возмущающему воздействию

 

 

1.9 Расчёт по  структурной схеме в статике  и построение

электромеханической характеристики в замкнутой системе

электропривода

 

Скорость двигателя  в установившемся режиме при отсутствии возмущения:

 

                                       ω0=Wх0х(p)·Uз                                                 (1.34)

 

так, как при р=0 Wх0х(0)=0,94, то ω0=0,94·Uз .

 

При наличии возмущения скорость двигателя уменьшится на величину

 

                                   Δω= WFx(p)·Ic                                                    (1.35)

 

так, как при р=0 WFx(0)=7.486·10-4, то Δω=3.752·10-4·Ic.

При наличии и управляющего и возмущающего воздействий скорость двигателя определяется следующим выражением:

 

                          ω= ω0 - Δω=0,94·Uз – 3,752·10-4·Ic                             (1.36)

 

Чтобы при номинальной  нагрузке двигатель развивал номинальную скорость необходимо подать задающее воздействие

 

                                                                    (1.37)

 В

 

Задаваясь значениями тока нагрузки строим электромеханическую  характеристику замкнутой системы электропривода.

Таблица 1.2

I, A

0

318

w, рад/с

52.594

52.36


 

Рисунок 1.12 – Электромеханическая характеристика замкнутой системы

Диапазон регулирования  скорости в замкнутой системе  электропривода:

 

                                       D=Dраз·(1+kp)                                                   (1.38)

 

Модуль жесткости механической характеристики электропривода:

 

                             

                                   (1.39)

 

Номинальный момент двигателя:

 

                                Н·м                         (1.40)

 

Минимальная скорость двигателя:

 

                    с-1                                                   (1.41)

 

где  δдоп=0,25 – астатизм в относительных единицах.

 

Диапазон регулирования скорости в разомкнутой системе электропривода:

 

                                  

                                      (1.42)

 

D=1.756·(1+14.961)=28.021

 

 

 

1.10 Определение показателей качества регулирования

 

Показатели качества по управлению определим по переходной характеристике по управляющему воздействию по рисунку 1.10.

Информация о работе Расчёт и исследование системы стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока