Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков практического расчета и теоретического исследования систем автоматического управления, углубление знаний по отдельным разделам курса «Теория автоматического управления», развитие самостоятельности в принятии наиболее целесообразных решений при анализе полученных результатов.
При изучении процессов управления в ТАУ абстрагируются, от физических и конструктивных особенностей систем и вместо реальных систем рассматривают их адекватные математические модели, поэтому основным методом исследования в ТАУ является математическое моделирование. Кроме того, методологическую основу ТАУ образуют теория обыкновенных дифференциальных уравнений, операционное исчисление (преобразование Лапласа), гармонический анализ (преобразование Фурье).
Введение…………………………………………………………………………………6
1 Анализ качества регулирования в исходной системе
с пропорциональным регулятором скорости при ……………………………8
1.1 Составление по принципиальной схеме структурных
схем системы в динамике и статике………………………………………………..8
1.2 Расчёт коэффициентов передачи и постоянных времени……....…………….12
1.3 Определение передаточных функций системы по
задающему и возмущающему воздействиям, передаточную
функцию разомкнутой системы……………………………………………………19
1.4 Анализ устойчивости……………………….………….……....……………….21
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д-разбиения …..…..……………………………22
1.6 Расчет и построение амплитудно-частотной характеристики
замкнутой системы………..……….…………………………………………...........23
1.7 Расчет и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристики замкнутой системы………….…………………..24
1.8 Расчет и построение переходных характеристик
по задающему и возмущающему воздействиям …………….….…………………25
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода…………………..………………………………….........................26
1.10 Определение показателей качества регулирования……..…………………..29
2 Оптимизация контура регулирования скорости двигателя
по модульному оптимуму…………………………………………………………….33
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой
логарифмических амплитудно-частотных характеристики..….…………………33
2.2 Синтез логарифмической амплитудно-частотной
характеристики регулятора скорости и определение
его коэффициента усиления………………………………………………………...35
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчёт его
параметров……………………………………………………………………………38
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы
электропривода с синтезированным регулятором скорости……………………..39
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода………….……………………………………….………………......40
2.6 Определение показателей качества по переходным
характеристикам……………………………………………………………………..42
Научно-исследовательская работа………………………………….………………...45
Заключение…………………………………………………………
с-1 (1.7)
Определим номинальный магнитный поток генератора.
(1.8)
где ωн – номинальная угловая частота вращения генератора.
Номинальная намагничивающая сила определяется по кривой намагничивания генератора.
Рисунок 1.6 – Кривая намагничивания генератора
По кривой намагничивания генератора (рис. 1.6) определим номинальную намагничивающую силу генератора
FНГ=7800 А·вит
Определим индуктивность обмотки возбуждения генератора на линейном участке кривой намагничивания
ΔФ1=4.2·10-2 Вб, ΔF1=4000 А·вит
(1.9)
где ΔФ1 – приращение магнитного потока на линейном участке кривой намагничивания;
ΔF1 – приращение намагничивающей силы, соответствующее приращению ΔФ1;
Определим индуктивность обмотки возбуждения генератора в номинальной точке.
ΔФ2=0.45·10-2 Вб, ΔF2=1000 А·вит
где δн=1,2 – коэффициент рассеяния номинального магнитного потока;
ΔФ2 – приращение магнитного в номинальной точке;
ΔF2 – приращение намагничивающей силы, соответствующее приращению ΔФ2.
Индуктивность обмотки возбуждения определим по формуле:
Электромагнитную постоянную времени генератора определим по формуле:
где, RВГ=1,32·RВ=1,32·4.15=5.478 Ом – сопротивление обмотки возбуждения приведенное к температуре 75ºС.
Определим коэффициент усиления генератора:
где
Найдём эквивалентную электромагнитную постоянную времени Тэ и электромеханическую Тм используя следующие выражения
Номинальная угловая скорость двигателя
Индуктивности якорных цепей двигателя и генератора:
Полное активное сопротивление якорной цепи системы Г-Д:
где Ом – сопротивление щёток генератора;
Ом – сопротивление щёток двигателя.
Электромагнитная постоянная времени якорной цепи:
с
Определим номинальную ЭДС двигателя:
Электромеханическая постоянная времени системы Г-Д соответствующая моменту инерции двигателя:
Коэффициент передачи двигателя:
(1.24)
Таблица 1.1 – Рассчитанные параметры
2.82 |
2.264 |
0.0004 |
0.047 |
0.079 |
1.3 Определение передаточных функций системы по задающему и возмущающему воздействиям, а также передаточных функций разомкнутой
системы
В результате преобразования структурной схемы системы в динамике можно получить:
Главная передаточная функция:
Передаточная функция разомкнутой системы имеет вид:
Передаточная функция замкнутой системы по возмущающему воздействию
Определив коэффициенты передачи и постоянные времени и подставив их в выражения (1.27), (1.28), (1.29) получим:
1.4 Анализ устойчивости
Проверим замкнутую систему на устойчивость с помощью критерия Михайлова по ЛАЧХ.
Строим ЛАЧХ и ЛФЧХ с помощью пакета прикладных программ Matlab Simulink
Рисунок 1.6.1 ЛАЧХ
Как видно из графика, при достижении фазовой частотной характеристикой (ЛФЧХ) значения - 180 Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика (ЛАЧХ) отрицательна следовательно система устойчива
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д- разбиения
Характеристическое уравнение замкнутой системы имеет вид
Подставив в уравнение p=j·ω, решим его относительно коэффициента k:
Где А=TU·TG·TM·TЭ=0,000025;
B= TU·TG·TM+ TU·TЭ·TM+ TЭ·TG·TM=0,0037;
С= TU·TG+ TU·TM+ TM·TG=0,113;
D= TU+ TG+ TM=0.957;
F=1.
Рисунок 1.7 – Д разбиение плоскости одного параметра.
По рисунку 1.7 определяем критический коэффициент усиления разомкнутой системы:
KКР=26.75
1.6 Расчёт и
построение амплитудно-
замкнутой системы
Для построения амплитудно-частотной характеристики замкнутой системы воспользуемся передаточной функцией по управляющему воздействию
Воспользуемся пакетом прикладных программ Matlab Simulink и построим амплитудно-частотную характеристику замкнутой системы.
Рисунок 1.8 – Амплитудно-частотная характеристика замкнутой системы
Из рисунка 1.8 определим показатель колебательности М:
(1.33)
1.7 Расчёт и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристик системы
Используя передаточную функцию разомкнутой системы и пакет прикладных
программ Matlab Simmulink строим логарифмические амплитудно- и фазочастотные характеристики системы.
Рисунок 1.9 – Логарифмические амплитудно- и фазо-частотные характеристики системы
По рисунку 1.9 определяем запасы устойчивости:
ΔL=16 дБ - запас устойчивости по амплитуде;
Δφ=22 º - запас устойчивости по фазе.
рад/с
1.8 Расчёт и построение переходных характеристик по задающему
и возмущающему воздействиям
Для расчёта и построения переходной характеристики по задающему воздействию используем передаточную функцию по управляющему воздействию и пакет прикладных программ Matlab Simmulink.
Рисунок 1.10 – Переходная характеристика по задающему воздействию
Для расчёта и построения переходной характеристики по задающему воздействию используем передаточную функцию по возмущающему воздействию и пакет прикладных программ Matlab Simmulink.
Рисунок 1.11 – Переходная характеристика по возмущающему воздействию
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода
Скорость двигателя в установившемся режиме при отсутствии возмущения:
ω0=Wх0х(p)·Uз (1.34)
так, как при р=0 Wх0х(0)=0,94, то ω0=0,94·Uз .
При наличии возмущения скорость двигателя уменьшится на величину
Δω= WFx(p)·Ic (1.35)
так, как при р=0 WFx(0)=7.486·10-4, то Δω=3.752·10-4·Ic.
При наличии и управляющего и возмущающего воздействий скорость двигателя определяется следующим выражением:
ω= ω0 - Δω=0,94·Uз – 3,752·10-4·Ic (1.36)
Чтобы при номинальной нагрузке двигатель развивал номинальную скорость необходимо подать задающее воздействие
(1.37)
Задаваясь значениями тока нагрузки строим электромеханическую характеристику замкнутой системы электропривода.
Таблица 1.2
I, A |
0 |
318 |
w, рад/с |
52.594 |
52.36 |
Рисунок 1.12 – Электромеханическая характеристика замкнутой системы
Диапазон регулирования скорости в замкнутой системе электропривода:
D=Dраз·(1+kp) (1.38)
Модуль жесткости механической характеристики электропривода:
Номинальный момент двигателя:
Минимальная скорость двигателя:
с-1
где δдоп=0,25 – астатизм в относительных единицах.
Диапазон регулирования скорости в разомкнутой системе электропривода:
D=1.756·(1+14.961)=28.021
1.10 Определение показателей качества регулирования
Показатели качества по управлению определим по переходной характеристике по управляющему воздействию по рисунку 1.10.