Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков практического расчета и теоретического исследования систем автоматического управления, углубление знаний по отдельным разделам курса «Теория автоматического управления», развитие самостоятельности в принятии наиболее целесообразных решений при анализе полученных результатов.
При изучении процессов управления в ТАУ абстрагируются, от физических и конструктивных особенностей систем и вместо реальных систем рассматривают их адекватные математические модели, поэтому основным методом исследования в ТАУ является математическое моделирование. Кроме того, методологическую основу ТАУ образуют теория обыкновенных дифференциальных уравнений, операционное исчисление (преобразование Лапласа), гармонический анализ (преобразование Фурье).
Введение…………………………………………………………………………………6
1 Анализ качества регулирования в исходной системе
с пропорциональным регулятором скорости при ……………………………8
1.1 Составление по принципиальной схеме структурных
схем системы в динамике и статике………………………………………………..8
1.2 Расчёт коэффициентов передачи и постоянных времени……....…………….12
1.3 Определение передаточных функций системы по
задающему и возмущающему воздействиям, передаточную
функцию разомкнутой системы……………………………………………………19
1.4 Анализ устойчивости……………………….………….……....……………….21
1.5 Определение критического коэффициента усиления
разомкнутой системы по методу Д-разбиения …..…..……………………………22
1.6 Расчет и построение амплитудно-частотной характеристики
замкнутой системы………..……….…………………………………………...........23
1.7 Расчет и построение логарифмических амплитудно- и
фазо-частотной характеристики замкнутой системы………….…………………..24
1.8 Расчет и построение переходных характеристик
по задающему и возмущающему воздействиям …………….….…………………25
1.9 Расчёт по структурной схеме в статике и построение
электромеханической характеристики в замкнутой системе
электропривода…………………..………………………………….........................26
1.10 Определение показателей качества регулирования……..…………………..29
2 Оптимизация контура регулирования скорости двигателя
по модульному оптимуму…………………………………………………………….33
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой
логарифмических амплитудно-частотных характеристики..….…………………33
2.2 Синтез логарифмической амплитудно-частотной
характеристики регулятора скорости и определение
его коэффициента усиления………………………………………………………...35
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчёт его
параметров……………………………………………………………………………38
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы
электропривода с синтезированным регулятором скорости……………………..39
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода………….……………………………………….………………......40
2.6 Определение показателей качества по переходным
характеристикам……………………………………………………………………..42
Научно-исследовательская работа………………………………….………………...45
Заключение…………………………………………………………
Время регулирования:
tр=1.54 с
Максимальное перерегулирование
(1.43)
Количество колебаний:
n=3
Период колебаний:
Т=0,52 с
Частота собственных колебаний:
ω=12.083 с-1
Время достижения первый раз установившегося значения:
tу=0,284 с
Показатели качества в установившемся режиме:
Установившаяся ошибка
Δxуст=1-hуст (1.44)
Δxуст=1-0,938=0,062
Коэффициент ошибки
С0= Δxуст=0,062
Показатели качества по возмущению определим по переходной характеристике по возмущающему воздействию по рис. 1.11.
Время регулирования:
tр=2.5 с
Максимальное перерегулирование
(1.45)
Количество колебаний:
n=3
Период колебаний:
Т=0,43 с
Частота собственных колебаний:
с-1 (1.46)
ω=14,612 с-1
Время достижения первый раз установившегося значения:
tу=0,006 с
Показатели качества в установившемся режиме:
Установившаяся ошибка
Δxуст=hуст (1.47)
Δxуст=0,0075
Коэффициент ошибки
С0= Δxуст=0,0075
2 ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
ДВИГАТЕЛЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ОПТИМУМУ
2.1 Расчёт и построение располагаемой и желаемой логарифмических
амплитудно-частотных характеристик
Типовая, оптимизированная по модульному оптимуму, передаточная функция разомкнутого контура скорости имеет вид:
(2.1)
где - передаточная функция регулятора скорости;
- передаточная функция объекта регулирования;
- эквивалентная некомпенсируемая постоянная времени контура скорости.
Передаточная функция объекта регулирования
(2.2)
где
(2.3)
С учётом 2.3 приближенно:
(2.4)
где TG- «большая» компенсируемая постоянная времени.
Тогда
Tμ=TM+TU (2.5)
Tμ=0,123+0,009=0,132 с
Передаточная функция регулятора скорости с учётом (2.3),(2.4) и (2.5) равна
(2.6)
В выражении (2.6)
(2.7)
где kAR- коэффициент усиления регулятора скорости.
Из (2.6) видим, что регулятор скорости является пропорционально-интегральным звеном (ПИ-регулятор).
По передаточным функциям (2.1) и (2.2) записываем выражения для ЛАЧХ оптимизированного контура скорости и объекта:
(2.8)
(2.9)
Рисунок 2.1 – Располагаемая и желаемая логарифмические амплитудно-частотные характеристики
2.2 Синтез логарифмической
амплитудно-частотной характери
регулятора скорости и определение его коэффициента усиления
Разница между желаемой и располагаемой ЛАЧХ даёт ЛАЧХ регулятора скорости
(2.10)
Рисунок 2.2 – Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика
регулятора скорости
Коэффициент усиления регулятора скорости найдём из уравнения:
(2.11)
где ΔL берётся из рисунка 2.2
Из выражения (47) имеем
(2.12)
(2.13)
Качество работы контура регулирования можно оценить приближенно с помощью следующих показателей:
частота среза оптимизированной системы
(2.14)
запаса устойчивости
(2.15)
где с-1 – частота сопряжения инерционных звеньев.
времени достижения первого максимума
(2.16)
максимального перерегулирования
(2.17)
2.3 Схемная реализация регулятора скорости и расчет его параметров
Регуляторы современных
автоматизированных электроприводов
выполняются на операционных усилителях.
Принципиальная схема пропорционально–
Регуляторы выполняют на ОУ :
Рисунок 2.3 – Схема ПИ-регулятора скорости
При расчете RC-цепи вначале зададимся значениями С, а затем определим R.
Пусть СОС = 2 мкФ, тогда из условия ТG = Roω /Coω имеем:
|
Roω = 0.825 / (2·10–6) =413 кОм |
Величина сопротивления резистора Rз определяется из уравнения (2.18) :
Примем RЗ = Rω , значит Rω =4.5 MОм.
2.4 Составление принципиальной и структурной схемы электропривода с синтезированным регулятором
Принципиальна схема электропривода с синтезированным регулятором приведена на рис. 2.4:
Рисунок 2.4 – Принципиальная схема электропривода с синтезированным
регулятором
2.5 Расчет переходных характеристик оптимизированной системы
электропривода
Расчёт переходных характеристик
по структурной схеме
Рисунок 2.5 – Структурная схема электропривода с синтезированным
регулятором
Для расчёта и построения переходной характеристики по задающему воздействию используем передаточную функцию скорректированной системы и пакет прикладных программ Matlab Simmulink.
Рисунок 2.6 – Переходная характеристика скорректированной системы электропривода по задающему воздействию
Для расчёта и построения переходной характеристики используем передаточную функцию скорректированной системы по возмущающему воздействию и пакет прикладных программ Matlab Simulink.
Рисунок 2.7 – Переходная характеристика скорректированной системы
электропривода по возмущающему воздействию
2.6 Определение показателей качества регулирования по переходным
характеристикам
Показатели качества по управлению определим по переходной характеристике по управляющему воздействию по рис. 2.5.
Время регулирования:
tр=0,595 с
Максимальное перерегулирование
Количество колебаний:
n=0
Время достижения первый раз установившегося значения:
tу=0,72 с
Показатели качества в установившемся режиме:
Установившаяся ошибка
Δxуст=1-1=0
Коэффициент ошибки
С0= Δxуст=0
Показатели качества по управлению определим по переходной характеристике по возмущающему воздействию по рис. 2.5.
Время регулирования:
tр=1.5 с
Максимальное перерегулирование
Время достижения первый раз установившегося значения:
tу=0,00769 с
Показатели качества в установившемся режиме:
Установившаяся ошибка
Δxуст=0
Коэффициент ошибки
С0= Δxуст=0
Таблица 2.1- Показатели качества оптимизированной системы
0.595 |
1.5 |
2 |
2.054 |
0 |
0 |
Заключение
В ходе проделанной работы приобрёл навыки практического расчёта и теоретического исследования систем автоматического управления в области электропривода промышленных установок, изучил следующие разделы курса «Теория автоматического управления»: составление по принципиальной схеме структурных схем системы, определение передаточных функций системы, анализ устойчивости, расчет и построение логарифмических амплитудно- и фазо-частотных характеристик, определение показателей качества регулирования, оптимизация контура регулирования скорости двигателя по модульному оптимуму.
Показатели качества исходной системы:
1.54 |
2.5 |
58.529 |
46.501 |
0.062 |
0.0075 |
Показатели качества оптимизированной системы:
0.595 |
1.5 |
2 |
2.054 |
0 |
0 |
Как видно из таблиц показатели качества оптимизированной системы как по управляющему так и возмущающему воздействию намного лучше чем у исходной.
Перечень ссылок
1.Лукас В.А. Теория автоматического управления: Учеб. Для вузов.-2-е изд., В.Ш. 1990.-416с.
2.Теория автоматического управления ./ под ред. А. В. Нетушила.-М. В. Ш. 1976.-400с.