Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:23, курсовая работа
Современный автомобиль невозможно представить себе без электрооборудования. Все потребители нуждаются в стабильном источнике постоянного тока, которым является генератор. Конечно, помимо генератора в автомобилях есть ещё один источник электроэнергии - аккумуляторная батарея, однако в её задачи входит только питание стартера в моменты пуска ДВС и кратковременное снабжение маломощных потребителей.
В данном расчётном задании рассматривается автомобильная система электроснабжения, в основе которой лежит синхронный генератор независимого возбуждения с когтеобразным (клювообразным) ротором.
Введение …………………………………………………………………………..2
1 Общее описание электромеханической системы и принцип её действия…...3
1.2 Принцип действия системы в целом. Характеристики системы……..3
1.3 Основные технические данные рассматриваемой ЭМС………………4
1.4 Описание элементов, входящих в состав ЭМС………………………..5
1.4.1 Генераторная установка………………………………………….5
1.4.2 Выпрямитель……………………………………………………...7
1.4.3 Регулятор напряжения……………………………………………9
2 Регуляторы напряжения КАМАЗ 5320………………………………………11
2.1 Вибрационный регулятор напряжения РР-127………………….........11
2.2 Бесконтактный транзисторный регулятор напряжения РР-356….....16
2.3 Генераторная установка Г-273 с встроенным интегральным регулятором напряжения Я-120 применяется на дизельных двигателях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 (автомобили МАЗ, КАМАЗ)………………..19
3 Расчёт элементов регулятор напряжения Я-120…………………………….25
4 Список использованной литературы…………………………………………29
5 Ресурсы удалённого доступа………………………
Принцип работы генераторной установки Г-273 на примере включения ее в схему электрооборудования автомобилей КАМАЗ показан на рис.9. При включении выключателя массы ВМ и замка выключателя ВК (положение 1) генераторная установка подключается к аккумуляторной батарее АБ.
Рисунок 9 - Электрическая схема (а) генераторной установки Г-273 и ее подключение в схему (б) электрооборудования автомобиля с дизельным двигателем (без термостарта): Rпр — резистор посезонной регулировки 8,2 — 10 кОм; Rпод — резистор подпиточный 14 — 25 Ом; ВК — замок-выключатель; ВМ — выключатель «массы»; А — амперметр; РП — реле промежуточное выключателя «массы»; КН — кнопка дистанционного выключателя массы; П — переключатель посезонной регулировки. Обозначения элементов схемы Я-120: R = 0,02~0,06 Ом; R1 = 300 — 400 Ом; R2 = 300 Ом; RЗ = 1300 Ом; R4 = 800 Ом; R5 = 2000 Ом; Яос = 8 кОм; С1, С2 по 0,1 мкФ; Т1 — транзистор КТ808А; Т2 — транзистор КТ807Б; ТЗ — транзистор КТ315Б; Д1 — гасящий диод, переход эмиттер — база транзистора КТ808А; Д2 и ДЗ — стабилитроны, переход эмиттер — база транзистора КТ315. Стрелками показан ток возбуждения Iв при открытом транзисторе Т1; Б и К — маркировка зажимов на приборах ВМ и РП; 0 — «Выключено», 1 — «Приборы», 2 — «Стартер», 3 — «Стоянка, приемник».
Пути тока:
- тока делителя: «+» АБ, амперметр А, ВК, клеммы В генератора и регулятора, резисторы R4 и RЗ делителя, «масса»;
- тока управления транзистором T1: «+» AБ, клеммы В генератора и регуляторов, резистор R5, переход база — эмиттер T2, переход база — эмиттер T1, резистор R, «масса»;
- тока возбуждения при
При повышении напряжения генератора выше настройки регулятора напряжения (Uг > Uрн) стабилитроны Д2 и Д3 открываются, появляется ток базы транзистора Т3, транзистор Т3 открывается, а транзисторы Т2 и Т1 запираются, и ток возбуждения снижается. При снижении тока возбуждения напряжение генератора падает, стабилитроны Д2 и Д3 вновь запираются, схема переходит в исходное положение, и напряжение генератора снова начинает расти. Процесс повторяется с большой частотой аналогично работе вибрационного регулятора.
Уход за регулятором сводится к периодической проверке уровня регулируемого напряжения и проверке надежности контакта между плоскими выводами «В», «Ш», «С» и «Д» (см. рис. 8) и соответствующими шинами щеткодержателя. Замену вышедшего из строя регулятора и щеток надо проводить в мастерской.
При эксплуатации автомобильных генераторов переменного тока на автомобиле запрещается:
- пуск двигателя при
- включение батареи в сеть
обратной полярностью (выход
- работа генератора с
- проверять исправность
- проверять исправность схемы
электрооборудования от
Необходимо следить, чтобы вода и масло не попадали на генератор и регулятор.
3. Расчёт элементов регулятора напряжения Я -120
Исходные данные:
Сопротивление обмотки возбуждения Rов = 7,3 Ом; Напряжение генератора Uг=28 В.
В начале определяем ток обмотки возбуждения:
Подбираем силовой транзистор VT1 с параметрами:
Исходят из полученных значений выбираем силовой транзистор КТ808А npn - типа; Uкб max = 120 В; Uкэ max = 120 В; Iк мах = 10 А; Pк max = 50 Вт; h21э VT1 max = 50; Iк обр ≤ 3 мА; Uнас кэ <2,5 В.
Определим ток-базы силового транзистора VT1:
Примем коэффициент усиления транзистора h21э VT1 = 20, S – степень насыщения транзистора VT1, равная 1,5-2.
Подбираем диод VD1, шунтирующий обмотку возбуждения с параметрами:
Uобр = 100 В; Iпр = 5 А;
Подбираем составной транзистор VT2 с параметрами:
Исходят из полученных значений выбираем составной транзистор 2SC2235 npn - типа; Uкб max = 120 В; Uкэ max = 120 В; Iк мах = 0,8 А; Pк max = 0,9 Вт; h21э VT2 = 100.
Определим ток-базы составного транзистора VT2:
Примем коэффициент усиления транзистора h21э VT2 = 30, S – степень насыщения транзистора VT2, равная 1,5-2.
Определим величину сопротивления R1: Так как напряжение на эмиттер-база транзистора VT1 падает до 0,5 В, то: Ом.
Выберем из ряды номинальных сопротивлений резистор R1 = 0,13 Ом.
Подбираем транзистор VT3 с параметрами:
Исходят из полученных значений выбираем силовой транзистор BC639: npn - типа; Uкб max = 100 В; Uкэ max = 100 В; Iк мах = 0,1 А; h21э VT3 = 40;
Определим ток-базы силового транзистора VT3:
Примем коэффициент усиления транзистора h21э = 10, S – степень насыщения транзистора VT3, равная 1,5-2.
Подбираем стабилитрон с параметрами:
Так как той схеме применены
два последовательно
Диапазон рабочих температур: − 40…+120°С; Температурный коэффициент напряжения стабилизации Uст 0,2
Исходят из полученных значений выбираем стабилитроны КС183Ж:
Pрас = 0,125 Вт; Uном ст = 8,2 В; Rст = 40 Ом; Umin ст = 7,4 В; Umax ст = 9 В; Imax ст = 0,015 А; Imin ст = 0,0005 А; Температурный коэффициент напряжения стабилизации Uст = 0,08 %/С; Рабочая температура : − 60…+125 °С.
Для устойчивого закрытия транзистора VT3 и для устранения помех и устойчивой работы в схеме регулятора напряжения применяют RC-фильтр, в котором R4= 300 Ом, а С = 0,1 мкФ.
Рассчитаем сопротивление R5 и R6:
Предположим что: Uбэ = 0,5 В; UR1 = 0,3 В; IR5 = 0,005 А, Iст = 0,005 А.
Выберем из ряды номинальных сопротивлений резисторы R5 = 3300 Ом и R6 = 1100 Ом.
Определим величину сопротивления R2 и R3:
Выберем из ряды номинальных сопротивлений резисторы R2 = 300 Ом и R3 = 820 Ом.
Определим величину сопротивления R7.
Этот резистор применён для заряда в зимнее время АКБ до большего напряжения. Для увеличения напряжения на АКБ в зимнее время, увеличивают напряжение выдаваемое генератором, а также уменьшают сопротивления R4. Допустим, что напряжение на генераторе в зимнее и в летнее время: Uлг = 27,1 В; Uзг = 30,2 В.
Определим процент изменения напряжения:
, значит на 11% надо увеличить напряжение на АКБ и соответственно уменьшить сопротивление R4. Для этого параллельно R4 ставят сопротивление R7.
;
Выберем из ряды номинальных сопротивлений резистор R7 = 27000 Ом.
Список использованной литературы
Ресурсы удалённого доступа
Информация о работе Расчёт элементов регулятор напряжения Я-120