Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг. [1].

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические основы изучения системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.

Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Срочное социальное обслуживание. Предназначено для оказания пожилым гражданам и инвалидам социальной помощи разового характера. Такую помощь оказывает только один вид социальных учреждений - это служба (отделение) срочного социального обслуживания.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке):

  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • оказание материальной помощи;
  • содействие в предоставлении временного жилого помещения;
  • обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • организация экстренной медико-психологической помощи;
  • содействие в трудоустройстве;
  • организация юридических и иных консультаций.

Подобные социальные учреждения оказывают так называемую вспомогательную социальную помощь, т.е. когда социальная помощь еще в полном объеме не нужна либо гражданин находится в таком состоянии, что вполне может обеспечить самостоятельно свои жизненные потребности, но нуждается в том, чтобы ему помогли, "подтолкнули" в нужном направлении.

Социально-консультативная помощь. Социально-консультативная помощь, оказываемая пожилым гражданам и инвалидам, - единственная форма социальной

помощи, которая носит скорее профилактический характер в определенных группах риска. Такая помощь оказывается населению в целях психологической поддержки инвалидов и пожилых граждан. Однако затрагивает она не только самих пожилых граждан и инвалидов, но и всех членов их семей, поскольку в первую очередь проблемы с адаптацией и привыкание к новым условиям жизни начинается у инвалида или пожилого гражданина именно из-за нездорового восприятия в семье такого человека, которого стараются не замечать, а в ряде случаев даже проявляют агрессию по отношению к нему. Поэтому определенный психологический настрой тут надо создавать не столько у самого инвалида или пожилого гражданина, сколько у членов его семьи. [6,c.216-218]

 

 

1.2  Законодательная база социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

 

 

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального значения:

  • Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 02.05.2066 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181 "О социальной защите инвалидов в РФ".

Следует признать, что правотворчество государства в области социального обслуживания развивается в последнее время довольно интенсивно. Важной вехой в

формировании системы социального обеспечения явилось принятие Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года.

По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения.

Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей). Что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.

Этот закон,  является базовым для института социального обслуживания, двух наиболее слабо социально защищенных групп населения – граждан пожилого возраста и инвалидов.

Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной политики в области социального обслуживания.

Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защиту малообеспеченных слоев населения, расширение видов их социального обслуживания.

Всего за последние годы Правительством РФ принято большое количество нормативных актов, в которых получили отражение различные жизненно важные аспекты проблем инвалидов. [7,c.109-111]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Организация системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

 

2.1 Стандарты социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

 

 

Важной составной частью законодательной базы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются государственные стандарты, призванные обеспечить качество предоставления социальных услуг гражданам.

К ним относятся:

ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";

ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг";

ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье";

ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения";

ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";

ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";

ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное

техническое оснащение учреждений соц. обслуживания";

ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу

учреждений соц. обслуживания";

Постановление Коллегии АКО №227 от 22.05.2099 г. "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания";

ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";

ГОСТ Р 53059-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам";

ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста";

ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документаций учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 53063-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества услуг семье".

На региональном уровне решаются задачи максимальной социальной помощи населению, развития социальной службы, интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранения единых целей при разнообразии движения к ним, придание большей адресности финансированию социальных программ.

Важным событием в жизни муниципальных общностей стало принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года. Принятие данного Закона открывает новые возможности в удовлетворении

потребностей инвалидов и пожилых людей. [8,c 145-147]

 

 

 

 

 

 

2.2  Учреждения системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и основные источники ее финансирования

 

 

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для его организации в соответствии с федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, а также выделять площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. [9,c 40-43]

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями

муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного

самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума для данного региона.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять

иные виды предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Деятельность муниципальных центров социального обслуживания

финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Доля расходов, производимых из средств местных бюджетов на финансирование деятельности муниципальных центров социального обслуживания, определяется по представлению вышестоящих органов управления социальным обслуживанием органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.

Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы. [10,c 77-79]

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. [11,c.56]

Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов