Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа
Талевые системы буровых установок предназначены для проведения спуско-подъемных работ и поддержания на весу в процессе бурения колонн, а также колонн обсадных труб.
В процессе этих операций при помощи талевой системы осуществляются подъем колонны на длину свечи, поддержание свечей, их отвинчивание от колонны, захват и извлечение свечей из магазина и поддержание их при свинчивании с колонной в процессе спуска, а также различные вспомогательные операции по подъему грузов в процессе бурения скважины.
Глава VII
Глава VII
Таблица VII 1
ТАЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ
§ 1. Назначение и устройство
Талевые системы
буровых установок
В процессе этих операций при помощи талевой системы осуществляются подъем колонны на длину свечи, поддержание свечей, их отвинчивание от колонны, захват и извлечение свечей из магазина и поддержание их при свинчивании с колонной в процессе спуска, а также различные вспомогательные операции по подъему грузов в процессе бурения скважины.
Талевая система состоит из неподвижной группы шкивов — кронблока, установленного в верхней части буровой вышки; подвижной группы шкивов талевого блока, соединенных между собой стальным тросом — талевым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а второй через приспособление к основанию вышки. Крепление неподвижного конца каната к основанию буровой обусловлено необходимостью уравновесить горизонтальную составляющую усилия в ведущей ветви, установки на нем измерительной аппаратуры, предназначенной для контроля нагрузки на крюке, а также осуществления перепуска талевого каната для уменьшения его износа.
При такой системе число шкивов кронблока всегда на один больше, чем в талевом блоке, а количество ветвей в оснастке четное
1 = 2ит6, а ик6 = итб +1, (УН-1)
где ит6 и икб — число шкивов талевого блока и кронблока.
Талевые системы характеризуются номинальной и максимальной грузоподъемностью, числом ветвей каната в оснастке и диаметром каната.
Характеристика типоразмеров талевых систем, принятых размерным рядом в СССР и США, приведена в табл. УП-1.
Число блоков, их
размеры и количество ветвей каната
в талевой системе определяются
грузоподъемностью на крюке, тяговым
уси-
Характеристика талевых систем
Класс буровой установки |
БУ-50 |
БУ-80 |
БУ-100 |
БУ-125 |
БУ-160 |
БУ-200 |
БУ-250 |
БУ-500 * |
Грузоподъемность иа крюке номинальная, Т |
50 |
80 |
100 |
125 |
160 |
200 |
250 |
500 |
Грузоподъемность максимальная, Т |
110 |
140 |
170 |
200 |
250 |
320 |
450 |
600 |
Число рабочих ветвей каната в оснастке |
6-8 |
8—10 |
8—10 |
10—12 |
10-12 |
10—12 |
10-12 |
12—14 |
Диаметр шкива по дну канавки, мм |
900 |
1100 |
1100 |
1250 |
1250 |
1400 |
1400 |
1600 |
Диаметр каната, мм |
25 |
28 |
28 |
32 |
32 |
36 |
38 |
38-42 |
* Грузоподъемность, принятая в США.
лием лебедки,
количеством слоев навивки
Скорость ведущей ветви каната г?в по условиям намотки на барабан лебедки не должна превышать 20 м/сек, т. е.
р6 — I>кг 20 м/сек. (УП-2)
В то же время натяжение ведущей ветви должно быть
Д,
т
(УН-З)
Т) •* тал в— г
где ув— скорость крюка;
/?д — действительная разрывная прочность каната; п —запас прочности каната (для буровых установок не менее 2) по отношению к максимальной нагрузке.
Число шкивов в талевой системе определяется из соотношения
Т
2Рп
(УН-4)
При этом число слоев навивки каната на барабане лебедки стремятся выбрать наименьшее. Чем больше шкивов и ветвей в оснастке, тем сильнее истирается канат, а чем меньше шкивов и ветвей, тем канат более нагружен и сокращается его усталостная долговечность.
Практикой эксплуатации
установлено, что целесообразнее умень-
тг^'.ть число шкивов в талевой
системе, увеличивать их диаметр
и при- а нять прочные канаты большего
диаметра с тем, чтобы уменьшить
число слоев навивки каната на барабан лебедки, так как миого- слойность навивки сильно разрушает канат. Для этого также применяют большие соотношения между диаметром шкива и каната (до 40) и более жесткие, но износостойкие канаты с линейным контактом проволок в пряди и металлическим сердечником, обеспечивающие меньшее поперечное смятие каната.
§ 2. Стальные канаты талевых систем
По форме поперечного сечения стальные канаты бывают круглыми и плоскими.
Круглые канаты по конструкции разделяют на три группы: канаты одинарной, двойной и тройной свивок.
Канат одинарной свивки в канате двойной свивки называется прядью, а канат двойной свивки в канате тройной свивки называется стренгой.
Канат, состоящий из одного слоя прядей, называется тросом, а канат, состоящий из двух или трех слоев прядей, называется много-
прядным или кабельным. Тросовые канаты бывают с числом прядей от трех до восьми.
В многошкивных тяжело- нагруженных талевых системах буровых установок применяют только стальные канаты круглого сечения тросовой конструкции с шестью прядями и одним сердечником (рис. УИ-1).
По направлению свивки прядей в канате и проволо- Рис. VII-!. Талевый канат с шестью прядя- ке в прядях каната тросовой ми и одним стальным пружинным сердечни- конструкции различают каком- наты крестовой свивки и канаты односторонней свивки. Свивка этих канатов может быть как правой, так и левой.
Крестовой свивкой называется свивка канатов, при которой направление свивки прядей в канат противоположно направлению свивки проволок в верхнем слое прядей.
Проволоки наружных слоев прядей в таких канатах располагаются на поверхности каната параллельно его оси.
Односторонней называется свивка, при которой направление свивки прядей в канате совпадает по направлению со свивкой проволок в прядях.
Канаты односторонней
свивки вследствие совпадения направлений
свивок более долговечны и гибки
по сравнению с канатами крестовой
свивки, однако первые канаты самораскручиваются,
в результате
чего нарушается их строение. Эти канаты
не пригодны для вертикального подъема
без направляющих, не допускают резкого
ослабления и свивания ветвей каната.
Поэтому они не применяются в талевых
системах буровых установок.
В прядях стальных канатов группа проволок располагается по спирали вокруг проволоки, называемой сердечником пряди, в один или несколько концентричных слоев.
Каждый слой пряди изготовляют или из разного числа проволок одного диаметра, навитых вокруг предыдущего слоя (рис. УН-2, а), или с одинаковым числом проволок, но различного диаметра в каждом слое (рис. УН-2, б).
Направление свивки проволок в каждом ряду многослойной пряди может быть различным.
а Ь
Рис. УН-2. Канат одинарной свивки (пряди).
а — однослойная прядь из проволок одного диаметра; б — двухслойная прядь из проволок разных диаметров.
Пряди одинарной односторонней свивки изготовляют двух типов с одинаковым шагом и одинаковым углом свивки во всех сл^ях.
В первом случае углы свивки по слоям разные, а проволоки перекрещиваются, в результате чего происходит их точечное касание. Канаты с такой свивкой условно называются канатами типа ТК.
Во втором случае проволоки в слоях не перекрещиваются и происходит их линейное касание; канаты с такой свивкой относят к типу ЛК. Пряди с разносторонней свивкой не раскручиваются, при этом всегда происходит точечное касание проволок.
В зависимости от направления свивки проволок верхнего слоя различают пряди правой и левой свивки.
В канатах, трущихся и изгибающихся на барабане лебедки и шкивах, для уменьшения износа истиранием наружный слой пряди свивается из проволок большего диаметра, а для обеспечения гибкости и усталостной долговечности внутренние слои их изготовляются из проволок меньшего диаметра.
В буровых установках расход талевых канатов составляет несколько килограммов на 1 м проходки скважины, а долговечность их исчисляется иногда несколькими днями или неделями. Поэтому вопросы правильного выбора и расчета канатов для обеспечения необходимой их долговечности имеют большое значение.
На основании
длительного опыта эксплуатации
канатов различных конструкций в талевых
системах буровых установок применяются
круглые шестипрядные канаты, в которых:
1) число проволок во внешнем и внутренних
слоях одинаково, диаметр проволок различен,
свивка прядей в канате крестовая, а сама
прядь свита с линейным касанием проволок;
2) число проволок во внешнем и внутренних
слоях различно, диаметр их одинаков, свивка
прядей в канате крестовая, а касание проволок в прядях линейное.
Преимуществами канатов второй конструкции являются увеличенная плотность каната, повышенное сопротивление износу, большая работоспособность. Такие канаты не раскручиваются. Кроме того, в этой конструкции достигается уменьшение величины контактных напряжений, а также уменьшение потерь прочности от свивки. Уменьшение раскручиваемости достигается тем, что при свивке проволок в пряди, а прядей в канаты за счет применения переформированных проволок и прядей снижаются внутренние напряжения.
Раскручиваемость
канатов также зависит от угла
свивки. Углом свивки называется угол,
под которым проволоки
Опытами установлено, что работоспособность канатов возрастает, если при свивке деформация проволок превышает предел упругих деформаций. С другой стороны, установлено, что чем больше искривление проволок в канате, тем больше разность между суммарной прочностью проволок и прочностью каната в целом. Для прочности каната более выгодны наименьшие углы свивки, для долговечности — большие.
Практикой установлено, что оптимальными для талевых канатов являются углы 10—20°. Применение канатов с углом свивки менее 10° ограничено условиями выносливости, а более 20° — условиями прочности.
Канаты, у которых основным условием является прочность, выбирают с меньшими углами свивки (для прядей не более 10—12°).
Направление свивки прядей в канате по внешнему слою выбирают таким, чтобы он дополнительно подкручивался, в результате чего увеличились бы плотность каната и срок его службы.
Для легких условий работы применяются канаты с одним органическим сердечником, а для тяжелонагруженных талевых систем — с одним металлическим. В качестве органического сердечника применяют синтетические волокна или пеньку, а металлического сердечника — стальной канат из семи прядей по семь проволок в каждой или стальную пружину. Канаты этого типа по сравнению с канатами с органическим сердечником, обеспечивая необходимую гибкость, имеют более высокую поперечную жесткость, предохраняющую их от раздавливания.
Свойства и прочность канатов
Плотность, гибкость и удлинение. Для оценки свойств каната служат следующие конструктивные показатели.
К.-Щ, (У11-5)
где Къ — коэффициент заполнения для талевых канатов, равный
0,5-0,6;
с1к — номинальный диаметр каната.
(УП-6)
Коэффициент Кг характеризует способность каната к изгибу в пределах упругой деформации за счет внутреннего скольжения проволок. Для талевых канатов величина этого коэффициента составляет 12—16.
Такое удлинение, называемое конструкционным, является неупру- гпм п равно 0,2—4% первоначальной длины каната, к концу работы каната оно может еще увеличиться.
Упругое удлинение каната зависит от модуля его упругости и напряжения:
где Р — растягивающее усилие;
Ь — длина каната;
Ек — модуль упругости каната в целом.
Модуль упругости каната ниже, чем проволоки, а следовательно, и жесткость канатов также меньше, чем металлического стержня с поперечным сечением, равным суммарной площади проволок.
Модуль упругости каната является переменной величиной, зависящей от воспринимаемой им нагрузки и продолжительности работы до испытаний. По экспериментальным данным модуль упругости при растяжении нового шестипрядного каната при нагружении в пределах, когда среднедействующая нагрузка Рэ = (0,3 — 1) Рп, где Рв — нагрузка каната при номинальной грузоподъемности; прп коэффициенте запаса прочности п = 5 может составлять: