Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:52, курсовая работа
Талевые системы буровых установок предназначены для проведения спуско-подъемных работ и поддержания на весу в процессе бурения колонн, а также колонн обсадных труб.
В процессе этих операций при помощи талевой системы осуществляются подъем колонны на длину свечи, поддержание свечей, их отвинчивание от колонны, захват и извлечение свечей из магазина и поддержание их при свинчивании с колонной в процессе спуска, а также различные вспомогательные операции по подъему грузов в процессе бурения скважины.
(УП-8)
Модуль упругости при поперечном сжатии зависит от типа сердечника. Для канатов с органическим сердечником
#„ = (2,5 4-3,5) -Ю»^. (УН-9)
Для канатов с металлическим сердечником
Яя = 6-Ю2^. (УН-10)
Податливостью называется способность канатов упруго удлиняться в зависимости от нагрузки растяжения.
Жесткость при растяжении является величиной обратной податливости
С = 4 = —(УН-11)
I Ь
где Ь — длина каната.
Условной прочностью каната Еа называется суммарное разрывное усилие всех проволок. При расчетах, если суммарное разрывное усилие На неизвестно, его определяют по номинальному пределу прочности 06 проволок:
= (УН-12)
где ае — предел прочности при растяжении проволоки.
Действительной прочностью называется усилие, при котором наступает разрушение каната. Прочность каната в целом всегда ниже, чем суммарная прочность составляющих его проволок.
Если действительная прочность неизвестна, ее можно определить по приближенной формуле
= Д. соз” а соз”1 р, (УИ-13)
где п — число слоев проволоки в прядях;
щ—число слоев прядей в канате; а и р—углы наклона проволоки в пряди и пряди в канате.
Потерю прочности обычно выражают в процентах от условной прочности, и для новых талевых канатов она составляет 11—15%.
В талевых системах буровых установок при расчетах на прочность определяют фактический коэффициент запаса прочности каната
пв — (УН-14)
где Ръ тах — наибольшее напряжение ведущей ветви каната;’ б и Ьб — диаметры проволоки каната и барабана лебедки.
В талевых системах рекомендуют применять значения коэффициента запаса прочности па = 5. При отношении не менее 40
допускают уменьшение
коэффициента до 3. При спуске обсадных
колонн и новом канате допускается
уменьшение коэффициента до 2.
Долговечность канатов. Под действием цикли- ’тских нагрузок и перегибов на угол 180° на шкивах и барабане Iг-бедки канаты изнашиваются и разрушаются.
Правилами Госгортехнадзора СССР установлено, что канаты читаются не пригодными для дальнейшей эксплуатации при наличии 10 °о оборванных проволок от общего количества в сечении на длине дного шага свивки.
Испытания на разрыв канатов, не пригодных для дальнейшего использования в данной установке вследствие большого числа обор- ;анных проволок, показывают, что их действительное разрывное отротивление мало уменьшается (на 5—10%) по сравнению с прочностью новых канатов. Это является следствием того, что под дей- твпем нагрузки канат рвется не сразу, а постепенно: вначале разрушаются более напряженные проволоки и пряди, а обрыв уже изношенных канатов происходит внезапно.
Взаимодействие между проволоками и прядями в изношенном канате изменяется так, что прочность его становится близкой прочности оставшихся целых проволок в сечении. Причиной разрушения канатов является усталость металла, возникающая вследствие переменных напряжений и износа проволок наружного слоя.
Установлено, что долговечность каната тем меньше, чем больше напряжения растяжения и изгиба и чем выше амплитуда колебаний напряжений.
Установлено также, что канаты односторонней свивки имеют 'олыпую работоспособность, чем канаты с крестовой свивкой прядей, независимо от того, какую конструкцию свивки имеют проволоки в самой пряди.
При перегибах канатов на шкиве в проволоках кроме напряжений растяжения ст от нагрузки возникают дополнительные напряжения изгиба аи. Суммарное напряжение растяжения
(УП-15)
сум р I И
Напряжение растяжения
— о- -+ сг .
где Р — усилие, действующее в ветви каната;
2^/г—площадь поперечного сечения проволок каната. Напряжение изгиба
сти = Еке. (УП-17)
Здесь Ек — модуль упругости каната из (УН-8);
е — относительное удлинение проволоки пряди при перегибе на шкиве
(VI1-18)
б
Из этих формул
видно, что дополнительные напряжения
изгиба в проволоках каната зависят
от ее диаметра и диаметра шкива или
барабана. С увеличением диаметра шкива не только уменьшаются эти напряжения, но и уменьшается скольжение проволок и прядей относительно друг друга, а следовательно, и увеличивается не только усталостная долговечность, но и долговечность по износу.
При разрыве каната, движущегося на шкивах, фактическое разрушающее усилие значительно ниже разрушающей нагрузки каната в целом при статическом нагружении. Это является следствием того, что возникающие радиальные сжимающие усилия и трение между проволоками и прядями при статическом нагружении приближают канат к монолитному телу и делают его более прочным.
При прохождении каната по шкивам под нагрузкой поперечное сечение каната деформируется, силы сцепления между отдельными
проволоками уменьшаются, и каждая проволока и прядь работают отдельно, что значительно снижает прочность каната.
На рис. УП-З показана зависимость напряжения разрыва от диаметра вращающихся шкивов. Эти данные указывают на то, что статический коэффициент запаса прочности п_ — величина условная, которая не характеризует истинного запаса прочности каната в процессе работы. Опытами установлено, что нагрузка, необходимая для разрушения прямолинейного каната (кривая 2), на 3—4% выше статической нагрузки (кривая 1), разрушающей канат, огибающий подвижный блок. На снижение прочности и долговечности движущегося каната значительно влияют диаметр навивки, плотность и направление навивки каната на барабан.
При навивке на барабан канат подвергается деформации трех видов — растяжению, изгибу и кручению, что не учитывается расчетной формулой.
Канат навивается на барабан по винтовой линии, смещаясь за каждый оборот барабана на величину своего диаметра; это смещение дополняет деформацию растяжения и изгиба деформацией кручения.
В зависимости
от направления свивки каната, направления
вращения барабана, порядка укладки
каната на барабан (справа
налево или наоборот, на барабан или под
барабан) деформация кру- ч-ния может увеличиваться
или уменьшаться.
При укладке каната слева направо под барабан направление :впвкп должно быть левое, при укладке справа налево — правое, что уменьшает напряжения.
В буровых лебедках канат навивается в несколько слоев так, что направление укладки в различных рядах меняется. Направление -З,пвки при четном числе слоев большой роли не играет.
Сильно влияют на износ канатов форма канавки шкива, величина удельного давления между канатом и поверхностью канавки.
На рис. VI1-4, а приведены основные данные канавок шкивов, обеспечивающих наименьшее истирание талевых канатов. Высота канатов Н = 1,75 йк.
Рпс. УП-4. Профиль канавок.
а — шкивов; б — барабанов.
Радиус канавки
К = 0,5йк + (0,02 ч-0,07)с?к (УН-19)
На рис. VI1-4, б приведен профиль канавок барабанов буровых Чт5едок. Шаг канавки
5 = а, + (2,5 н- 3) [мм], (УН-20)
.• —радиус канавки, К— 0,58;
С —радиус канавки, С — 0,5Л + (1 0,5) [мм].
Удельное давление между канатом н канавкой
(УН-21)
где Рп — номинальное натяжение каната.
Допустимое удельное давление между канатом и канавкой;
а) шкивы из среднеуглеродистой стали, канавки обработаны до чистоты у 3.
[р] — 600 ч- 750 Мн/м2-,
б) шкивы из марганцевой стали, поверхность канавки закалена и шлифована до чистоты у 7.
[р] = 1750 2800 Мн/м2.
Влияние смазки на выносливость каната. Хорошо смазанные канаты с сердечником, пропитанным маслом, выдерживают в 1,5—2 раза больше перегибов, чем не смазанные. Буровые талевые канаты не требуют дополнительной смазки, так как вследствие непродолжительного срока их службы смазки, закладываемой в канат при его изготовлении, достаточно.
Работа совершаемая канатом. Вследствие отсутствия надежных методов расчета долговечность оценивается по производимой канатом работе. Этот метод не дает точного ответа
о фактической работоспособности каната и зависимости ее от различных факторов, однако может служить для сравнительной оценки долговечности каната при эксплуатации в сопоставимых условиях.
Если принять, что работа каната, выполненная при подъеме, равна работе при спуске, то работа спуска и подъема может быть определена по формуле
А = 2
(УН-22)
2ь(26+1)
где д—вес 1 м труб с учетом замков и высаженной части;
2^ — суммарная длина бурильных труб, извлеченных из скважины за время ее проводки;
С — вес подвижной части талевой системы.
Приведенная методика расчета используется для относительной оценки правильности выбора каната, размеров шкивов, барабанов и других узлов талевой системы. Более точные и сложные формулы не вносят существенной разницы в результаты. Количество каната, необходимое для проводки одной скважины,
В = ~,
а
где а — нормативная величина работы талевого каната в тонно- километрах, устанавливается заводом-изготовителем. Для талевых канатов обычных конструкций составляет 6—20 тыс. т/км.
§ 3. Кронблоки и талевые блоки
Кронблок является
неподвижным узлом талевой