Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:47, дипломная работа
Цель исследования: разработать и изготовить комплект картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109.
Задачи исследования:
Проанализировать научно-методическую, специальную литературу по проблеме исследования.
Раскрыть роль декоративно – прикладного искусства в оформлении интерьера.
Рассмотреть технику вышивки крестом и текстильной аппликации как способа создания картин.
Раскрыть требования, предъявляемые к оформлению интерьера вышитыми картинами.
Введение
4
Глава 1. Теоретические основы разработки комплекта картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109
1.1 Роль декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьера
9
1.2. Правила оформления интерьера вышитыми картинами. Разница между оформлением интерьера жилого помещения и интерьера учебной аудитории
11
1.3. Техника вышивки крестом и текстильной аппликации, как способ создания картин
14
Глава 2. Разработка эскизов картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109
Анализ эскизов картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109. Выбор основного комплекта эскизов
17
2.2. Разработка схем вышивки крестом для изготовления картин
19
2.3.Анализ эскизов интерьера для размещения коллекции картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации
21
Глава 3. Технология изготовления картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109
3.1. Технические условия выполнения картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации
23
3.2. Технологическая последовательность изготовления картин в технике вышивка крестом и текстильной аппликации
25
3.3. Уход за изделиями, выполненными в технике вышивки крестом
26
Экономический расчёт материальных, затрат на изготовление комплекта картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109
28
Заключение
30
Литература
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. [23.C.46]
Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом, декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. [24.C.74]
К сфере декоративно-прикладного искусства относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами, картинами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину, и свое жилище. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа, парикмахерское искусство, ткачества, ковроделие, резьба, вышивка и т.д.
Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания. "Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь "вид" до горизонта, - пишет Д.С. Лихачев. - Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)". [25.C.29]
Проанализировав значения декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьера, можно прийти к следующим выводам: произведения декоративно-прикладного искусства, передающие красоту различных форм, предназначены для удовлетворения практических и эстетических потребностей человека. Ни одна деталь в хорошо продуманном интерьере не может быть лишней. Кажется, что каждая вещь находится на своем месте, и, если избавится от какой-либо из них, теряется изначально задуманный смысл интерьера.
1.2. Правила оформления интерьера вышитыми картинами.
Разница между оформлением интерьера жилого помещения и интерьера учебной аудитории
Еще в начале прошлого столетия практически в каждом доме можно было встретить вышитые изделия. В каждой семье девушки при помощи нити и иглы наносили узоры и орнаменты на одежду, и предметы домашнего текстиля.
Сегодня индустрия товаров для вышивки шагнула далеко вперед, производители на перебой предлагают наборы для вышивки полотен известных художников, таких как Леонардо Да Винчи, Густав Климт, Моне, Марк Шагал и многих других. Можно вышить пейзажи и натюрморты, портреты и абстракцию, даже фамильный герб можно нанести на ткань при помощи иглы и нитей. Оформление вышитых картин в багетные рамы, позволит сделать их абсолютно индивидуальными. [4.C.21]
Вышитые красивые картины, безусловно, украсят любой интерьер. Однако повесить их правильно совсем не просто. Готовые произведения необходимо разместить так, чтобы помещение стало уютным. Ведь атмосфера в том месте, которое украшено вышитыми работами, становится живым и неповторимым, так как настроение картин переносится на всё окружающее пространство. Дизайнеры советуют не вешать картины слишком высоко. Лучше поместить их чуть ниже, чем обычно хочется сначала. Работы, которые находятся на уровне глаз, заставляют рассмотреть их внимательно, не торопясь. Очень важно учитывать пропорции помещения. Если в предлагаемой комнате высокие потолки, то маленькие картины стоит размещать группами.
Рассмотрим несколько принципов группировки картин:
1. Следует избегать
размещения рам в порядке
2. Вышивки, близкие по размеру, можно расположить по принципу строго симметричной "сетки", а разные по размеру произведения - ярусом.
3. Также возможно "привязать" расположение картин к ширине дивана, невысокого шкафа или стола, тогда они будут восприниматься как единое целое с мебелью.
4. Яркие, бросающиеся
в глаза картины выглядят
5. Располагая две картины
разного размера по
При оформлении интерьера всегда надо учитывать функциональное назначение помещения (жилые комнаты, холлы, аудитории и т. д.), так как к каждому типу интерьера предъявляются свои особые требования. Кроме того, следует тщательно продумывать такие компоненты интерьера, которые определяют психологический климат (свет, цвет, температура, озеленение и др.). При этом следует придерживаться существующей теории: любой интерьер состоит из геометрических фигур, каждая из которых имеет оси симметрии, и всегда статична относительно этой оси. Например, шар, куб и параллелепипед статичны во всех направлениях. Конус остается статичным относительно оси симметрии, а по высоте он динамичен. При этом свет и цвет в одном случае зрительно увеличивают объемы и размеры, в другом, — наоборот, уменьшают. С помощью такой закономерности можно, используя любые предметы интерьера, сравнительно легко и быстро оформить интерьеры любого помещения. [23.C.13]
Виды зданий. По назначению здания разделяются на четыре основных вида: жилые, общественные, промышленные и сельскохозяйственные. Жилые дома предназначены для длительного или временного жилья людей. К ним относятся дома с квартирами, общежития, гостиницы. В свою очередь, каждый тип жилого дома имеет разновидности по величине и архитектурному и конструктивному решению. Общественные здания предназначены для кратковременного пребывания людей (несколько часов) в связи с осуществлением в них различных функциональных процессов общественной и личной жизнедеятельности людей (занятия умственным трудом, питание, зрелища, медицинское обслуживание, спорт, отдых и т.д.). В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные подвиды (учебные здания, здания общественного питания, зрелищные здания, лечебные здания и др.)
В отличие от
оформления интерьера жилого
помещения, где фантазии
Проанализировав приемы расположения комплекта вышитых картин в интерьере, и рассмотрев особенности оформления интерьеров, можно утверждать, что для оптимального восприятия картин необходимо учитывать особенности помещения, его целевую аудиторию и существующее оформление.
1.3. Техника вышивки крестом и текстильной аппликации, как способ создания картин
С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт уют, гармонию и красоту. Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом уютным и неповторимым.
Часто в доме, казалось бы, наполненном всеми необходимыми предметами, будто чего-то не хватает. Стены кажутся голыми, интерьер – холодным и сухим. Но одна деталь способна все изменить, придать комнате новое звучание. Она не имеет функционального назначения, но сразу делает жилище уютнее, наполняет его теплым творческим дыханием жизни. Эта деталь – Катина в широком смысле этого слова. Это может быть хорошо оформленная вышивка, гобелен или детский рисунок, постер или авторская картина. [22.C.76]
Вышивка крестом - это один из самых древних видов рукоделия. Вышивали крестиком ещё наши прабабушки и их прабабушки. Во многих домах найдётся старинная вышитая подушка или полотенце. Вышивать крестом легко и просто, но нужно терпение и усидчивость, а в результате можно увидеть реальные плоды своего труда, с пользой использовать время и получить отличную психологическую разрядку. [21.C.54]
В каждую вышивку рукодельница вкладываем частичку себя, благодаря чему она гораздо ценнее, нежели фабричное изделие. Приступая к вышиванию, необходимо заранее подготовить все необходимое для работы. За основу вышивки берется специальная ткань канва с чётко видными отверстиями. Пяльцы используются для того чтобы можно было натянуть канву в рамке. Так гораздо удобнее вышивать. Существует много различных моделей, начиная от простых пластмассовых или деревянных пялец с винтом, и заканчивая специальными напольными, для вышивки больших изделий. В большинстве случаев, вполне достаточно использовать, обычные пяльцы с винтом. Иглы для вышивания берут с тупым концом. Такая иголка удобнее обычной, хотя можно при необходимости вышивать и обычной иглой. У вышивальной иглы большое ушко, за счет этого легче вдевать нить мулине. Этой иглой гораздо тяжелее уколоться, и она легче входит в нужные отверстия, а не прокалывает ткань. Какой номер иглы удобнее использовать зависит от номера канвы и соответственно размера отверстий. Обычно достаточно игл 2-3 разных размеров, например номера 22, 24 и 26. Также для вышивания крестиком понадобятся нитки мулине и схема вышивки. Понадобятся небольшие ножницы для отрезания ниток мулине, вполне подойдут ножницы из маникюрного набора или другие не очень большого размера. [19.C.8] (см. Приложение 5)
Один из самых доступных, выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ — аппликации (от латинского слова applicatio — прикладывание). Картины из соломы, засушенных растений или тополиного пуха — это аппликация из природного материала. Большой простор для фантазии в области аппликации дают бумага и ткань. Так, с помощью аппликации выполняются орнаменты, украшающие национальную одежду, без которой не обходится ни один праздник. Аппликациями из ткани украшают детскую одежду, нашивая на нее цветных собачек, птичек, орнаменты.
Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.
Аппликация из ткани — это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием.
Лоскутную аппликацию используют в оформлении предметов домашнего обихода и одежды — салфеток, детских ковриков, сумочек, подушек и фартуков, грелок на чайник, кухонных рукавичек и прихваток, детских курточек и платьиц и тому подобного. [33.C.3] (см. Приложение 3, 4)
Рассмотрев технику вышивки крестом и текстильной аппликации, как способ создания картин, можно сказать, что выполнение вышивки и текстильной аппликации – это процесс выбора тематики картин, подбора ткани, оттенков ниток и приобретение набора инструментов для работы. Также, можно сделать вывод, что вышивка, как способ создания картин является очень популярным, доступным, эксклюзивным видом рукоделия, а аппликация из ткани сделает неповторимой любую работу.
Глава 2. Разработка эскизов картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации для оформления интерьера аудитории 109
В наши дни искусство вышивки может освоить каждый желающий. Мир вышивки крестом настолько богат, огромен и разнообразен, что даже опытной вышивальщице, зачастую, не хватит жизни, чтобы открыть его весь. Соединяя несколько видов шва крестик, различные виды счетных швов, а так же текстильную аппликацию можно выполнить авторскую работу, даже используя схему из обычного журнала. При огромном желании и терпении рукодельницы из-под ее рук может выйти настоящий шедевр. И он займет достойное место в интерьере. [4.C.56]
Нами были разработаны варианты эскизов трёх коллекций картин в технике вышивки крестом для оформления интерьера жилого помещения. В первом варианте эскизов представлены цветочные композиции, вышитые на небеленой ткани равномерного переплетения. В цветовой гамме картин преобладают желтые, алые, голубые, сиреневые и зеленые тона, соответствующие природной тематике. В образцах этих картин собраны букеты из камелий, роз, астр и полевых цветов, несущих в себе красоту, величие и счастье.