Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. Разумной.docx

— 168.70 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании

технологического  мышления

Целью нашего исследования является определение методических основ повышающих эффективность формирования технологического мышления через реализацию технологических умений учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочное время.

  Проанализировав, как разные исследователи (психологи и педагоги) подходили к вопросу формирования трудовых умений учащихся, мы поставили следующие задачи, которые необходимо было решить в ходе эксперимента.

Эти задачи вытекают из гипотезы исследования: разработать методику и определить этапы экспериментальной работы; спланировать эксперимент в школах, определить методы обработки экспериментальных данных; проверить выявленные в процессе теоретического анализа методические основы, повышающие эффективность формирования технологических умений учащихся 5-7 классов; разработать методические рекомендации для учителей трудового обучения по формированию технологических умений учащихся 5-7 классов.

В ходе формирующего эксперимента мы использовали выявленные в ходе теоретического исследования методические основы. При этом, в процесс формирования технологических умений предусматривал, что в содержание технологических умений включались такие умения, как умения осуществлять деятельность по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать рациональные для данной цели технологии обработки материалов, умения самостоятельно применять выбранные технологии в процессе изготовления изделий. Для этого объекты труда учащихся 5-7 классов, в процессе обучения, подбирались такие, которые заранее предусматривали возможность реализации разнообразными технологиями обработки материалов. В деятельность по выбору изделий для практической реализации включались и учащиеся, которые предлагали собственные проекты.

Методические  основы предусматривают в своей структуре следующие компоненты: содержание, формы и методы. Для эффективного формирования технологических умений, как это было определено в ходе теоретического исследования, нам необходимо было:

- включить в содержание практической деятельности учащихся 5-7 классов освоение разнообразных технологий обработки материалов;

- использовать для организации самостоятельной деятельности школьников сочетание бригадной формы с индивидуальным подходом;

- применять на занятиях и во внеурочное время методы и методические приемы, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учеников, развивающих интерес и направляющих их на поиск альтернативных технологий и способов изготовления изделий.

В соответствии с традиционной методикой школьного обучения задания для работы учащихся предлагает учитель. Он же определяет и способы выполнения этих заданий, то есть, технологии изготовления изделий.

Мы  включаем в содержание учебной деятельности учащихся 5-7 классов экспериментальной группы изучение разнообразных технологий обработки материалов, и, таким образом, расширяем спектр осваиваемых технологий. Не сужать этот спектр только до одной технологии - технологии обработки материалов резанием. Эта деятельность учащимся предусматривает возможность свободного выбора на уроке и во внеурочное время способов изготовления различных изделий.

Практика  показала, что для осуществления такой деятельности сегодня имеются все возможности в условиях применения типового школьного оборудования. Большое количество статей в журнале «Школа и производство» по изготовлению разнообразных несложных приспособлений к типовому школьному оборудованию и станкам является тому подтверждением.

Учащиеся 5-7 классов сегодня готовы к широким решениям, если учитель на уроке и во внеурочное время дает возможность школьникам участвовать в выборе содержания собственной практической деятельности. Учителю, при этом, необходимо акцентировать внимание такой совместной деятельности на сочетание в учебном материале возможностей для разработки технологии изготовления изделий и собственно их изготовления.

Такой подход к выбору содержания практической деятельности учащихся 5-7 классов позволяет учитывать интересы школьников, и тем самым, при изучении разнообразных технологий обработки материалов повысить мотивацию их деятельности.

Таким образом, в содержание учебной и практической деятельности учеников необходимо включалось изучение разнообразных технологий обработки, причем с 5-го по 7-ой класс содержание усложняется по уровню самостоятельности в выполнении практических работ и по многообразию изучаемых технологий.

Перед описанием действий эксперимента уточним, что его теоретическую его  часть мы проводили на базе МБОУ СОШ №70 г. Краснодара, где подтвердили  актуальность выбранной темы исследования и описали в данной работе (глава  – 1). Практические действия мы осуществляли на базе МБОУ СОШ №61 г. Краснодара, в  котором принимали участие учащиеся 5-7 классов.

  В экспериментальной группе (5-7 класса, литер «А») форма организации практической деятельности учащихся в ходе освоения разнообразных технологий обработки материалов применялась как совокупность бригадной с индивидуальным подходом.

  Применение такой формы предусматривает организацию практической деятельности на занятии, когда каждый ученик имеет свою конкретную задачу, подчиненную общей цели бригады.

Используя огромный арсенал методов трудового обучения, мы можем сказать, что для эффективного формирования технологических умений учащихся 5-7 классов необходимо применение методов и методических приемов, ориентированных на активизацию самостоятельной деятельности учеников и направленных на поиск альтернативных технологий и способов изготовления изделий.

Как уже отмечалось в главе 1, нашего дипломного исследования, для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время важна проблематизация процесса обучения. Она состоит в использовании проблемных методов в обучении, включение в содержание практической деятельности учащихся изучение разнообразных технологий обработки материалов.

Среди таких эффективных методов мы отмечаем использование учителем на занятиях выполнение учащимися различных проектов по собственному замыслу.

Под проектом в образовательной области «Технология» понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная под руководством учителях [115]. Само осуществление проекта позволяет ребенку преодолевать реальные трудности, познать свои возможности, раскрыть творчество в конструировании, технологическом процессе, в художественном оформлении изготовленной поделки.

При разработке учащимися проектов некоторые авторы выделяют следующие основные этапы проектирования: организационно-подготовительный, заключающий в себе поиска проблемы, выбор темы проектов, выбор оптимальной конструкции, составление плана изготовления изделия, подбор рациональной технологии изготовления, организация рабочего места. Технологический этап, предусматривающий выполнение технологических операций. Заключительный этап, включающий контроль изделия и анализ результатов [122]. Таким образом, если соотнести содержание и структуру проектов с содержанием технологических умений, мы можем отметить что на различных этапах проектной деятельности,  школьники неизбежно решают вопросы и технические задачи с выбором и подбором рациональной технологии обработки материалов, составление плана изготовления изделия или технологической карты, в зависимости от конкретной темы проекта. Это в свою очередь тесно пересекается с такими компонентами технологических умений, как умения осуществлять деятельность по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать рациональные для данной цели технологии обработки материалов. Поэтому, можно сказать, что выполнение учащимися 5-7 классов разнообразных проектов по собственному замыслу, неизбежно отражается на эффективности формирования самих технологических умений.

Все проекты формировались и уточнялись на протяжении времени, отводимого на изучение этой темы и включали в себя в соответствии с рекомендациями, изложенными в программе [114] элементы деятельности по конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования (приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации.

В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее экономической и экологической целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических или инструкционных карт и т. д. И, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий. На уроках и во внеурочное время школьники разрабатывали свои проекты, подбирая соответствующие технологии обработки материалов, планируя процесс изготовления изделий.

Необходимо  отметить, что проекты в течение  учебного года доводились до их воплощения в материале, то есть учащиеся не только планировали применение тех или иных технологий обработки материалов, но и на практике познавали их эффективность для того или иного случая.

Таким образом, формировались умения планировать процесс разработки и изготовления изделия. Свободный обмен идеями и способами их реализации между бригадами ходе занятий, применение таких методических приемов, как показ учителем альтернативных способов изготовления проектируемого изделия, краткие рассказы о возможных технологиях обработки, включаемые в урок как его фрагмент, организация небольших дискуссий позволил каждому учащемуся за небольшое время ознакомиться с несколькими технологиями.

Перед началом и в процессе реализации проекта, учащиеся получали необходимые знания различными путями: беседа с учителем, рассказ и объяснение учителя, самостоятельно из учебника, профессиональных справочников и другой технической литературы.

Кроме того, для интенсификации обмена идеями и технологической информацией учащиеся выпускали техническую газету, (ее выпуск осуществлялся учащимися экспериментальных классов самостоятельно), которая в немалой степени способствует получению учащимися знаний из различных источников по технологиям обработки материалов.

Важен процесс самообразования, самостоятельного получения знаний школьниками. Наряду с применением традиционных методов трудового обучения предпочтение отдается методу проектов, причем с возрастом увеличивается степень самостоятельности в реализации различных проектов. В проекте акцентируется технологическая составляющая труда школьника. Результат, безусловно, важен, но наряду с ним необходим рациональный подход к процессу обработки материалов, т. е. технологическому процессу.

Таким образом, проект является одним из эффективных методов, но для эффективного формирования технологических умений в ходе практической реализации учащимися проектов по собственному замыслу, учитель акцентирует внимание на технологиях обработки материалов, с точки зрения экономико-экологических показателей.

В контрольных группах (учащиеся 5-7 классов, литер «Б») мы предлагали объекты труда для учащихся и регламентировали способ их практической реализации изделий.

В экспериментальной группе, когда ученик не мог подобрать себе изделие, учитель также задавал объект, но при этом учащемуся предлагалось самостоятельно разработать технологический процесс. При этом форма оформления разработанного способа была произвольной, потому что пятиклассникам, например, удобнее выразить свою мысль не в виде традиционной технологической карты. Затем уже с помощью учителя все это приводится должным образом, с учетом требований технолого-конструкторских документов.

На  основании предыдущего опыта и краткого рассказа учителя о различных технологиях школьники сопоставляли различные технологии с выбранной и путем беседы с учителем и между собой определяли рациональность выбранного способа практической реализации. Для большей индивидуализации процесса освоения учащимися разнообразных технологий обработки материалов широко использовались занятия технического кружка во внеурочное время.

В процессе экспериментальной работы по формированию технологических умений учащихся 5-7 классов мы отмечаем применение учителем ряда методических приемов: краткий рассказ учителя о технологиях, как фрагмент урока. Этот методический прием обусловлен тем, что большую часть времени на уроке необходимо отводить на практическую работу, и у учителя практически нет времени на длительные дискуссии. Однако в ходе урока, такой краткий рассказ активизирует ученика в его поиске альтернативного способа изготовления изделия.

Показ учителем альтернативных способов изготовления проектируемых учащимися изделий. Этот методический прием используется учителем, когда учащийся уже разработал последовательность изготовления своего изделия и выбрал технологию обработки материалов. При этом для учащихся, разработанный ими же способ начинает осознаваться с точки зрения вариативности. И эти знания ученик применяет при разработке последующих изделий, но уже на самостоятельном уровне.

Взаимное  обучение учащихся внутри бригады и обмен опытом между бригадами в процессе организованного учителем свободного обмена идеями.

Этот  методический прием предусматривает, чтобы при разработке бригадами различных проектов организацию учителем на занятии общения учащихся различных групп между собой. При этом школьники, разрабатывая свой проект и входящие в него технологии до уровня умении, узнают и о других технологиях и условиях их применения.

Ролевая игра, при которой практическая реализация некоторых технологий осуществляется учителем, работающим по заказу ученика. Такой методический прием используется, когда по санитарно-гигиеническим нормам учащимся не могут практически реализовать предложенную ими технологию обработки материалов.

Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии