Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 06:44, творческая работа
Во́дка — спиртной напиток, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор крепостью 40,0 % об.с характерным запахом[1].
Процесс производства водки включает в себя приготовление исправленной воды, смешивание ректификованного[2] этилового спирта из пищевого сырья с исправленной водой, обработку водно-спиртового раствора активным углём или модифицированным крахмалом, его фильтрование, внесение ингредиентов, если они предусмотрены рецептурой, перемешивание, контрольное фильтрование, розлив в потребительскую тару и оформление готовой продукции[1].
При соприкосновении с кислородом воздуха под воздействием ферментов клеточного сока происходит окисление составных веществ чайного листа.
Ферментация — основная технологическая операция при производстве черного байхового чая. Она начинается уже в момент скручивания. Однако ее проводят и специально в течение 3-5 ч при свободном доступе воздуха и температуре 22—24 °С. Чай приобретает медно-красный цвет, уменьшается количество катехинов, исчезает горький вкус, образуется танинно-белковый комплекс, накапливаются ароматические альдегиды за счет окислительного дезаминиро-вания свободных аминокислот и другие ароматические вещества — при гидролизе крахмала, белков, дубильных и других веществ, фенольные вещества при глубокой ферментации находятся в окисленном состоянии, придают чаинкам темный цвет, формируют вкус и аромат чая.
Сушку чая проводят для прекращения ферментативных процессов до содержания в нем влаги 3-5%. Сушат чай горячим сухим воздухом. При сушке теряется часть ароматических веществ, уменьшается содержание витамина С и водорастворимых веществ. Чаинки приобретают черный цвет. Высушенный чай сортируют по размеру и качеству чаинок на различные виды и сорта фабричного чая, который после купажирования подразделяют на торговые сорта.
Черный байховый чай должен быть ровным, однородным, хорошо скрученным. Чаинки черного цвета, ломкие, в зависимости от сорта более или менее тонкие, без поседения, без примесей древесины и чайной пыли.
Настой черного байхового чая — яркий, прозрачный золотисто-медных тонов, с присущим ему ароматом и выраженным терпким вкусом, образующим тело чая.
Зеленый байховый чай (кок-чай) в отличие от черного не завяливают и не ферментируют при производстве. Собранный чайный лист фиксируют горячим паром для инактивации ферментов, подсушивают до 60%-й влажности, скручивают, сортируют и сушат.
По химическому составу
зеленый чай ближе к чайному
листу, в нем сохраняется больше
дубильных веществ, витаминов, хлорофилла
и других биологически активных веществ;
цвет чаинок — зеленый, иногда с
оливковым оттенком. Настой зеленого
чая — светло-зеленый с
Желтый и красный байховые чаи являются слабоферментирован-ными.
Желтый байховый чай в Китае называют «императорским». Там его готовят из самого высококачественного сырья. Процесс производства этого чая включает завяливание чайного листа, легкое про-паривание или обжарку для инактивации ферментов, скручивание и сушку.
Желтый чай ближе к зеленому по химическому составу, но приятнее на вкус, обладает сильным тонизирующим действием. Чаинки имеют черный цвет с оливковым оттенком. Вкус настоя приятный, с мягкой терпкостью, аромат цветочный, настой прозрачный, ярко-желтого цвета с красноватым оттенком.
Красный байховый чай («оолонг», или «улун») вырабатывают только в Китае. Это полуферментированный чай. Приего производстве чайный лист завяливают, затем скручивают и непродолжительно ферментируют до приобретения кончиками листьев красно-коричневого оттенка (середина — зеленая), затем прожаривают, размягченный лист повторно скручивают несколько раз и сушат.
Красный чай обладает высоким тонизирующим действием, наиболее сильным ароматом из всех видов байхового чая, цвет настоя — ярко-красный, вкус приятный, пикантный, в меру терпкий, цвет чаинок темный с синеватым металлическим блеском.
Ароматизированный чай. Ароматизировать можно любой байховый чай. Чаще всего ароматизируют черный байховый чай среднего и даже нижесреднего качества, а иногда и высокосортные чаи. Желтый и красный байховые чаи в ароматизированном виде называются «пушонгами».
Существует несколько способов ароматизации чая. Наиболее древний, китайский, заключается в перемешивании свежеприготовленного теплого чая с душистыми цветами (жасмин, роза, нарцисс и др.) и растениями. Затем его выдерживают (до суток), ароматизаторы удаляют, а чай подсушивают. Аромат такого чая сохраняется до 6 лет.
Второй способ заключается в добавлении к чаю ароматических эссенций с различным ароматом.
В нашей стране чай ароматизируют, добавляя сухие цветы жасмина, листья мяты, герани, эвгенольного базилика в количестве от 3 до 13%. Выпускают ароматизированный чай 1-го и 2-го сортов.
Классификация байхового чая. В зависимости от вида и качества черный и зеленый фабричный чай (полуфабрикат) подразделяют на листовой, мелкий и гранулированный (горошкообразный). Листовой чай представляет собой хорошо скрученные тонкие (Л-1), более крупные (Л-2) или крупные грубые (Л-3) чаинки, которые подразделяют на фабричные сорта. Мелкий или резаный чай иногда называют ломаным (брокенированным). Его получают путем резания чаинок листового чая на более мелкие части. Черный чай подразделяют на М-1, М-2, М-3 и зеленый — на М-2 и М-3. В зависимости от качества фабричный чай делят на сорта: букет, высший, 1,2, 3-й, крошка и высевка.
Крошка и высевка — доброкачественные отходы чайного производства, используются для получения прессованного чая, а также пакетированного чая (разовая заварка).
Торговые сорта чая получают на чаеразвесочных фабриках, купажируя фабричный чай различных сортов и происхождения. Не разрешается смешивать листовой чай с мелким и гранулированным, вводить в купаж крошку и высевку. После купажирования чай фасуют в потребительскую тару мягкую, полужесткую и жесткую (металлические стеклянные или фарфоровые чайницы) от 25 до 250 г и направляют на хранение или в реализацию. Маркируют чай с обязательным указанием происхождения: индийский, индонезийский, китайский, кенийский, краснодарский и др., вида чая — листовой, мелкий, гранулированный, его качества в зависимости от сорта, места упаковки, местонахождения предприятия-изготовителя, его подчиненности, соответствия требованиям действующей НТД.
В международной торговле чай по роду чаинок имеет следующие названия:
листовой:
Л-1 - Orange Pekoe (O.P.), Л-2 - Pekoe (Р), Л-3 - Pekoe Souchong (PS.);
мелкий:
М-1 - Broken Orange Pekoe (В.О.Р.), М-2 - Broken Pekoe (В.Р.), М-3 - Broken Pekoe Souchong (B.P.S.);
высевки — Fanings (Fngs);
крошка (Кр.) — Dust (D).
По качеству импортный чай делят на пять групп:
высокий — High;
хороший средний — Good medium;
средний — Medium;
нижесредний — Low medium;
низкий — Common.
В торговую сеть поступают следующие сорта в зависимости от качества байхового черного и зеленого чая: букет, высший, 1-й и 2-й; чай 3-го сорта направляют на промышленную переработку.
При органолептической оценке определяют внешний вид (уборку), прозрачность, интенсивность вкуса и запаха настоя, цвет разваренного листа согласно ГОСТ 1928-90 — для черного байхового чая и ГОСТ 1939-90 — для зеленого байхового чая.
Определяют также физико-
и 12,0—17,0— в зеленом байховом чае в зависимости от сорта. Нормируется также содержание мелочи, ферропримесей и других веществ.
К дефектам байхового чая
относят: затхлый запах чая или
настоя, запах сырости — возникают
вследствие старения при хранении в
условиях высокой относительной
влажности воздуха или при
повреждении листа
Жженый запах (жаристость) возникает при нарушении процесса сушки.
Запах зелени характерен для недоферментированного черного байхового чая.
Кислый запах — результат переферментации сырья или повреждения листа при транспортировке и хранении.
Коричневый цвет настоя или мутный настой дает пере-.ферментированный черный байховый чай, темный цвет настоя характерен для старого чая. Зеленый цвет настоя является дефектом черного байхового чая (недоферментация).
Дефектами вкуса считаются: «пустой» вкус — водянистый вкус настоя чая, лишенный выраженной терпкости; «зелень» во вкусе — горьковатыйбез терпкости вкус в сочетании с травянистым ароматом, возникает при недостаточной ферментации черного байхового чая.
Прессованный чай. Выпускают его следующих видов: плиточный черный и зеленый, кирпичный зеленый. .
Плиточный чай вырабатывают из доброкачественных отходов чайного производства — крошки и высевки. Кирпичный чай изготовляют из грубых старых листьев и одресневевших побегов весенней или осенней обрезки чайных кустов.
Плиточный чай черный и зеленый выпускают в виде плиток (брикетов) по 125 и 250 г; черный — высшего, 1, 2 и 3-го сортов, зеленый — только 3-го сорта. Кирпичный зеленый чай на сорта не подразделяют (ГОСТ 3483-78).
Плитки черного чая высшего и 1-го сортов завертывают в под-пергамент, фольгу и этикетную бумагу, низших сортов и зеленый плиточный чай — в подпергамент и этикетную бумагу. Зеленый кирпичный чай выпускают массой до 2 кг с оттиском на поверхности (маркировка), завертывают в обычную упаковочную бумагу.
Прессованный чай оценивают по тем же признакам, что и байховый. Он значительно уступает байховому чаю по органолептическим показателям. Плиточный чай дает непрозрачный настой красно-желтого цвета, с грубыми вкусом и ароматом. Содержание (в %) влаги в плиточных чаях — не более 9; в кирпичном — не более 12; танина в плиточном чае — от 8 до 9,1; в кирпичном — не менее 3,5; кофеина в черном плиточном чае в зависимости от сорта — 1,8—2,2.
Разновидностью плиточного черного чая является таблетированный: в виде таблеток по 2 г. Таблетки завертывают в фольгу и укладывают в картонные коробочки или тюбики.
Хранение чая. Чай обладает высокой гигроскопичностью, при повышенной влажности воздуха теряет аромат и может заплесневеть.
Хранят чай в сухих,
чистых, проветриваемых помещениях при
относительной влажности
Производство и потребление чая имеют тысячелетнюю историю. На родине чая — в Китае — листья чайного растения первоначально употребляли как лекарство. Их сушили, заваривали и пили их водные экстракты. При этом отмечали, что данный напиток снимает головную боль, улучшает настроение, поднимает дух, повышает работоспособность. В середине IV в. китайцы стали выращивать чай как культурное растение. Из молодых листьев чайного растения научились готовить приятный продукт в виде зеленого и черного чая.
Русские познакомились с чаем в 1567 году, когда казацкие атаманы Иван Петров и Буриаш Ялышев побывали в Китае. Однако в Москве чай появился лишь в 1665 г. Его привез посол Перфильев царю Алексею Михайловичу. Царь попробовал чай, его примеру последовали и бояре. Всем очень понравился чайный напиток, несмотря на то, что пили его без сахара, поскольку сахара в России тогда еще не было. В 1679 г. был заключен договор между Россией и Китаем о постоянных поставках чая в Москву.
Еще раньше познакомились с чаем и стали его употреблять народы Забайкалья, Сибири, Средней Азии, Поволжья. Из Москвы и других городов и поселков добрая слава о чае начала распространяться по России. Однако высокая цена на чай делала недоступным этот напиток для простых россиян, батрачивших на бояр и воевод. Поэтому в России под словом "чай" стали понимать водные экстракты различных других лекарственных растений, произрастающих на территории России, и даже жареных овощей (морковь, свекла и др.).
В то же время на территории России в 60 гг. XIX в. в Грузии были заложены первые чайные плантации, а в Краснодарском крае и Азербайджане чайные растения стали выращивать с 20—30 гг. XX в.
Таким образом, в русском языке под словом "чай" скрываются два понятия. Первое — это классический чай, получаемый водной экстракцией листьев чайного растения, и второе — это напитки, получаемые экстракцией как листьев лекарственных растений, так и обжаренных плодов.
Чай — один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету. В настоящее время вновь восстанавливается слава о чае, и учеными многих стран подтверждены противораковые свойства зеленого чая.
Высокий спрос на чай приводит к расширению географии распространения чайного растения и увеличению чаепроизводящих стран.
В настоящее время производством чая занимаются более 20 стран мира. Это Индия, Китай, Шри-Ланка (о. Цейлон), Япония, Индонезия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Бирма, Кения, Уганда, Тайвань, Турция, Малага, Мозамбик, Перу, Аргентина, Бразилия, Россия, Мексика, Гватемала, Боливия, Колумбия.
Среднее годовое потребление
чая на душу населения в наиболее
крупных чаепроизводящих
Как видно из представленных данных, чаепроизводящие страны, как правило, меньше потребляют чая, чем Великобритания, Ирландия, Австралия. В то же время конкретное потребление чая за тот или иной период в определенной стране зависит также от национальных традиций, рекламных мероприятий, колебаний цен как на чай, так и на конкурирующие с ним напитки (например, кофе).