Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение розничного товарооборота, проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск увеличения путей товарооборота.
В задачи входит:
- проанализировать розничный товарооборот предприятия;
- сделать вывод относительно рентабельности торгового предприятия;
- провести факторный анализ общего розничного товарооборота.
Введение 3
1 Товарооборот как экономическая категория 5
1.1 Значение, сущность и состав розничного товарооборота 5
1.2 Характеристика основных видов розничного товарооборота предприятия 8
1.3 Основные факторы, влияющие на объем, структуру розничного товарооборота 11
2 Анализ розничного товарооборота торгового предприятия 17
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Задачи и последовательность анализа розничного товарооборота 18
2.3 Анализ розничного товарооборота и продажи отдельных групп товаров 19
2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота 25
Заключение 29
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Товарооборот как экономическая категория 5
1.1 Значение, сущность и состав розничного товарооборота 5
1.2 Характеристика основных видов розничного товарооборота предприятия 8
1.3
Основные факторы, влияющие на объем, структуру
розничного товарооборота
2 Анализ
розничного товарооборота
2.1
Краткая характеристика
2.2 Задачи и последовательность анализа розничного товарооборота 18
2.3 Анализ розничного товарооборота и продажи отдельных групп товаров 19
2.4
Факторный анализ общего розничного товарооборота
Заключение
Список
использованных источников
Приложение 34
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности. Экономика производства и потребления – это в то же время и экономика купли – продажи. Посредством розничной продажи получает общественное признание стоимость части общественного продукта.
Розничная продажа – акт обмена денег на товар и услуги, выгодный для участвующих сторон. Потребитель при обмене стремиться приобрести необходимый ему товар хорошего качества, а розничный торговец – прибыль. В процессе совершения акта покупки потребитель получает и определенное психологическое удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус. Покупка способствует самовыражению и самоутверждению покупателя. [1, c. 29]
Тема актуальна и современна, так как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники.
Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.
Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети.
В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, то есть человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар.
Цель курсовой работы – изучение розничного товарооборота, проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск увеличения путей товарооборота.
В задачи входит:
- проанализировать
розничный товарооборот
- сделать
вывод относительно
- провести факторный анализ общего розничного товарооборота.
Объектом исследования является ООО «АРГУС».
1.1 Значение, сущность и состав розничного товарооборота
Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.
Оборот розничной торговли представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Она может быть произведена:
К розничному товарообороту относится: организационная форма (продажа товаров в розничной сети и помимо розничной сети); по составу конечных потребителей (продажа товаров непосредственнее населению; продажа товаров из розничной торговой сети предприятиям для личного потребления); по срокам расчета (с немедленной оплатой; в кредит); по формам денежных расчетов (за наличный расчет; по безналичному)
К оптовому товарообороту относится : состав конечных потребителей (продажа оптовым предприятиям; продажа товаров розничной сети; продажа товаров промышленным предприятиям); по формам товародвижения (складской;транзитный); по формам денежных расчетов (за наличный; по безналичному).
Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж [20, с. 44].
Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.
Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом [10, c. 81].
Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета).
Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.
Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Товарооборот позволяет определить условия, при которых развивается соотношение между спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу [22, c. 79].
Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.
На федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях. По темпам роста продаж изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
1.2
Характеристика основных видов
розничного товарооборота
рознич
ный товарооборот магазин показатель
Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет)
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).
Основными задачами оборота розничной торговли являются:
-проверка
степени выполнения прогнозных
продаж по объему и структуре,
удовлетворения спроса
-выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;
-определение
факторов, влияющих на его изменение
(количественное измерение и
-оценка
внедрения прогрессивных
-выявление
резервов, путей и возможностей
роста объема продаж и
-разработка
мер по устранению недостатков
и повышению эффективности
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно cвязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу [9, c. 97].
Информация о работе Анализ розничного товарооборота торгового предприятия