Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение розничного товарооборота, проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск увеличения путей товарооборота.
В задачи входит:
- проанализировать розничный товарооборот предприятия;
- сделать вывод относительно рентабельности торгового предприятия;
- провести факторный анализ общего розничного товарооборота.
Введение 3
1 Товарооборот как экономическая категория 5
1.1 Значение, сущность и состав розничного товарооборота 5
1.2 Характеристика основных видов розничного товарооборота предприятия 8
1.3 Основные факторы, влияющие на объем, структуру розничного товарооборота 11
2 Анализ розничного товарооборота торгового предприятия 17
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Задачи и последовательность анализа розничного товарооборота 18
2.3 Анализ розничного товарооборота и продажи отдельных групп товаров 19
2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота 25
Заключение 29
Список использованных источников
Последовательность проведения анализа:
Для анализа ассортимента и структуры товарооборота необходимо использовать следующие материалы: статистическую отчётность формы № 3-торг. «Отчёт о поступлении, продажи и остатков товаров»; донные инвентаризации товаров на розничных предприятиях; план розничного товарооборота в ассортименте и его товарное обеспечение; первую документацию по поступлению товаров и записи в книгах оперативного учёта; материалы изучения спроса населения на товары и др.
2.3
Анализ розничного
Таблица 2.3.1-Динамика товарооборота магазина ООО «АРГУС» на 2014-2015гг.
Показатели |
2014 |
2015 |
Динамика, % |
Отклонение в сумме, (+;-) | ||||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |
Товарооборот |
12276,0 |
10316,0 |
14616,0 |
12180,0 |
119,1 |
118,1 |
+2340,0 |
+1864,0 |
1 квартал |
2701,5 |
2270,2 |
3045,5 |
2538,0 |
112,7 |
111,8 |
+344,0 |
+267,8 |
2 квартал |
3020,0 |
2537,8 |
3325,5 |
2771,2 |
110,1 |
109,2 |
+305,5 |
+233,4 |
3квартал |
2900,5 |
2437,4 |
3325,0 |
2770,8 |
114,6 |
113,7 |
+424,5 |
+333,4 |
4квартал |
3654,0 |
3070,6 |
4920,0 |
4100,0 |
134,6 |
113,5 |
+1266,0 |
+1029,4 |
Индекс цены в 2014 году составил 1,19, а в 2015 – 1,20. Данные таблицы показывают, что товарооборот отчётного года возрос по сравнению прошлым годом в действующих ценах на 2340,0 тыс. руб. Это связано с лучшей оборачиваемостью товаров, расширению ассортимента и, возможно, с ростом денежных доходов населения и увеличению его численности. Рост товарооборота 2015 года происходит неравномерно. В первом квартале он составляет 3045,5 тыс. руб. в действующих ценах. Во втором квартале он возрастает на 280,0 тыс. руб. (3045,5 тыс. руб.-3325,5 тыс. руб.). А в третьем квартале снижается на 0,5 тыс. руб. (3325,5 тыс. руб.-3325,0 тыс. руб.). Наибольший товарооборот наблюдается в четвёртом квартале – 4920,0 тыс. руб. (возможно это связано с подготовкой населения к новогодним праздникам). Неравномерный рост товарооборота связан с отсутствием сбалансированного ассортимента продукции и неравномерностью её поставок.
Таблица 2.3.2- Степень выполнения плана розничного товарооборота ООО «АРГУС» на 2015 год.
Показатели |
2015 год |
% выполнения плана |
Отклонение в сумме, (+;-) | ||||
план |
фактически |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | ||||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | ||||
товарооборот |
14235,0 |
11862,5 |
14616,0 |
12180,0 |
102,7 |
+381 |
+317,5 |
1 квартал |
3014,5 |
2512,1 |
3045,5 |
2538,0 |
101,0 |
+31 |
+25,9 |
2 квартал |
332,0 |
2766,7 |
3325,5 |
2771,2 |
100,2 |
+5,5 |
+4,5 |
3 квартал |
3300,5 |
2750,4 |
3325,0 |
2770,8 |
100,7 |
+24,5 |
+20,4 |
4 квартал |
4600,0 |
3833,3 |
4920,0 |
4100,0 |
107,0 |
+320 |
266,7+ |
Данные таблицы показывают, что в 2015 году план выполнен на 102,7%, а перевыполнен на 2,7%, что в сумме составило 381,0 тыс. руб. в действующих ценах и 317,5 тыс. руб. в сопоставимых ценах. Товарооборот планируемый, также как и фактический, имеет тенденцию неравномерного роста по кварталам года: во втором квартале по сравнению с первым товарооборот возрастает, в третьем снижается, и значительно возрастает в четвёртом.
Таблица 2.3.3- Розничный товарооборот магазина «АРГУС» по кварталам года
Кварталы |
2014 год |
2015 год |
Отклонение в сумме, (+;-) |
Динамика % | ||
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % | |||
1 |
2701,5 |
22,0 |
3045,5 |
20,8 |
+344,0 |
112,7 |
2 |
3020,0 |
24,6 |
3325,5 |
22,8 |
+305,5 |
110,1 |
3 |
2900,5 |
23,6 |
3325,0 |
22,7 |
+424,5 |
114,6 |
4 |
3654,0 |
29,8 |
4920,0 |
33,7 |
+1266,0 |
134,6 |
Всего за год |
12276,0 |
100,0 |
14616,0 |
100,0 |
+2340,0 |
119,1 |
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота магазина по кварталам: наиболее напряжённым был четвёртый квартал, а менее напряжённым – первый. Самый низкий темп роста достигнут во втором квартале (110,1%), а самый высокий – в третьем и четвёртом кварталах (114,6% и 134,6%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объёме товарооборота. Так снизился удельный вес товарооборота первого квартала на 1,2%, второго квартала – на 1,8% и третьего квартала – на 0,9% по сравнению с 2002 годом, т.к. в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (119,1%). Доля оборота четвёртого квартала возросла 29,8% в 2014 году до 33,7% в 2015 году (темп роста оборота в этом квартале 134,6%).
Таким образом, товарооборот магазина по кварталам года распределяется неравномерно и развивается неритмично.
Из данных таблицы 2.3.4 (Приложение) видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота ещё больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 104,0% (август) до 152,0% (октябрь). Самыми напряжёнными периодами реализации товаров в каждом квартале являются первый или последний месяц квартала. Например, рост товарооборота в целом за первый квартал составил 112,7%, а в январе – 116,6%;за второй квартал – 110,1%, а в июне – 115,8%; за третий квартал – 114,6%, а за сентябрь – 125,9%; и за четвёртый квартал – 134,6%, а за октябрь – 152,0%. Эта напряжённость в работе последних и первых месяцев квартала ведёт к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Таблица 2.3.5- Розничный товарооборот по отделам магазина «АРГУС» за 2014 – 2015 год.
Отделы предприятия |
Фактический розничный товарооборот, (тыс. руб.) |
Отклонение в сумме, (+; -) |
Динамика, % | |||||
2014 год |
2015 год |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||||
Мясной |
1607,2 |
1350,6 |
1927,7 |
1606,4 |
+320,5 |
+255,8 |
120,1 |
118,9 |
Колбасные изделия |
2130,0 |
1790,0 |
2771,5 |
2309,6 |
+641,5 |
+519,6 |
130,1 |
129,0 |
Ликёроводочные изделия |
1905,6 |
1601,3 |
2420,4 |
2017,0 |
+514,8 |
+415,7 |
127,0 |
126,0 |
Соки – воды |
1423,0 |
1195,8 |
1720,1 |
1433,4 |
+297,1 |
+237,9 |
120,9 |
119,9 |
Рыбный |
1003,4 |
843,2 |
1120,5 |
933,8 |
+117,1 |
+90,6 |
111,7 |
110,7 |
Бакалейный |
1594,3 |
1339,7 |
1860,2 |
1550,2 |
+265,9 |
+210,5 |
113,3 |
115,7 |
Хлебный |
1165,4 |
979,3 |
1302,3 |
1085,3 |
+136,9 |
+106,0 |
111,7 |
110,8 |
Непродовольственные товары |
1447,1 |
1216,1 |
1493,3 |
1244,4 |
+46,2 |
+28,3 |
103,2 |
102,3 |
Итого по магазину |
12276,0 |
10316,0 |
14616,0 |
12180,0 |
+2340,0 |
+1864,0 |
119,1 |
118,1 |
Таблица 2.3.6- Розничный товарооборот магазина «АРГУС» по товарным группам за 2014 – 2015 год.
Товарные группы |
2014 год |
2015 год |
Динамика, % | |||||
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||||
Мясо и птица |
1607,2 |
1350,6 |
13,1 |
1927,7 |
1606,4 |
13,2 |
120,0 |
118,9 |
Колбасные изделия |
1060,1 |
890,8 |
8,6 |
1440,5 |
1200,4 |
9,8 |
135,9 |
134,8 |
Рыба, сельдь |
1003,4 |
843,2 |
8,2 |
1120,5 |
933,8 |
7,7 |
111,7 |
110,7 |
Масло животное |
268,9 |
226,0 |
2,2 |
412,1 |
343,4 |
2,8 |
153,3 |
151,9 |
Молоко, сыр |
801,0 |
673,1 |
6,5 |
918,9 |
765,8 |
6,3 |
114,7 |
113,8 |
Яйца |
240,5 |
202,1 |
2,0 |
296,3 |
246,9 |
2,0 |
123,2 |
122,2 |
Сахар |
296,4 |
249,1 |
2,4 |
301,7 |
251,4 |
2,1 |
101,8 |
100,9 |
Кондитерские изделия |
837,5 |
703,8 |
6,8 |
1007,0 |
839,2 |
6,9 |
120,2 |
119,2 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1165,4 |
979,3 |
9,5 |
1302,3 |
1085,3 |
8,9 |
111,7 |
110,8 |
Мука, крупа, макароны |
219,9 |
184,8 |
1,8 |
255,2 |
187,7 |
1,7 |
116,1 |
101,6 |
Водка и ликероводочные изделия |
973,9 |
818,4 |
7,9 |
1311,1 |
1092,6 |
9,0 |
139,8 |
133,5 |
Вина, шампанское, коньяк |
931,7 |
782,9 |
7,6 |
1109,3 |
924,4 |
7,6 |
119,1 |
118,1 |
Прочие продовольственные |
1432,0 |
1195,8 |
11,6 |
1720,1 |
1433,4 |
11,8 |
120,9 |
119,9 |
Непродовольственные товары |
1447,1 |
1216,1 |
11,8 |
1493,3 |
1244,4 |
10,2 |
103,2 |
102,3 |
Всего товаров |
12276,0 |
10316,0 |
100,0 |
14616,0 |
12180,0 |
100,0 |
119,1 |
118,1 |
Данные таблицы 2.3.5 показывают, что товарооборот в 2015 году в действующих ценах составил 119,1%, и возрос на 19,1%, а в товарооборот сопоставимых ценах в 2015 году составил 118,14% и возрос на 18,1%.
Это произошло за счёт роста оборота отделов «мясной», «колбасные изделия» и «ликёроводочные изделия» рост которых в 2015 году в действующих ценах составил 20,1%, 30,1% и 27,0%, а в сопоставимых ценах 18,9%, 29,0% и 26,0% соответственно.
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги в росте суммы товарооборота у предприятия нет, так как она растёт за счёт увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как: рыба и сельдь – на 0,5%, молоко и молочные продукты – на 0,2%, сахар – на 0,3%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,6%, мука и крупа – на 0,1% и непродовольственные товары – на 0,4%. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2002 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, крупы и непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.
2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали влияние следующие факторы:
-Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
-Состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2340,0 тыс. руб. за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+1403,7 тыс. руб.), роста поступления товаров (+1,7 тыс. руб.). Но возможность роста товарооборота в динамике уменьшилась в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 тыс. руб.). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них; нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами.
Информация о работе Анализ розничного товарооборота торгового предприятия