Анализ товарных запасов и товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничный товарооборот: понятие, значение, планирование показателей…6
1.1 Сущность, состав, структура и характеристика розничного товарооборота………………………………………………………………6
1.2 Показатели товарооборота…………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот…………………...9
1.4 Планирование розничного товарооборота…………………………..10
2 Анализ товарных запасов и товарооборота…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Dolgopolova3.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Розничный товарооборот: понятие, значение, планирование показателей…6

1.1 Сущность, состав, структура и характеристика розничного товарооборота………………………………………………………………6

1.2 Показатели товарооборота…………………………………………….8

1.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот…………………...9

1.4 Планирование розничного товарооборота…………………………..10

2 Анализ товарных запасов и  товарооборота…………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота  в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.

В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники.

Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.

Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети.

Розничная торговля ведет свое начало с древних времен, и по сей день пользуется спросом. Яркие представители торговые династии купцов.

Торговля – один из древнейших видов деятельности человека. Издревле люди обменивались плодами своего труда, потом изобрели деньги.

С появлением денег появились первые продавцы- купцы. Велик вклад купцов в развитие мировой экономики. Купеческие караваны, не только перевозили товары из одной части света в другую, но и объединяли народы.

Многие географические открытия сделаны именно купцами. Со временем купцы богатели, и им уже не хотелось заниматься перевозками, они открывали свои лавки- прародители современных магазинов.

В лавки к купцам люди шли не только за товарами, но и затем, чтобы взять в долг деньги или продукты, а вернуть потом с процентами, это тоже увеличивало доход купцов, так стали появляться банки, выдающие кредиты и по сей день.

В лавках люди обменивались новостями, обсуждали различные события или просто общались.

Затем лавки стали укрупняться, в них появлялось разнообразие товаров, вот это уже не лавка, а современный магазин, в котором установлено новейшее оборудование; кассовый аппарат, электронные весы, холодильное оборудование и горки.

В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, т.е. человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар.

Целью курсовой работы является расчет основных показателей деятельности предприятия розничной торговли на основе торгового баланса.

Задачами курсовой работы является характеристика предприятия, расчет расхода товара за день, расчет нормы расхода товара по предприятию и составление торгового баланса.

 

1 Розничный товарооборот: понятие, значение, планирование  показателей

 

1.1 Сущность, состав, структура  и характеристика розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру.

Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Розничный товарооборот измеряется:

- стоимостными и натуральными  показателями;

- показателями его изменения (прироста, снижения);

- показателями объема продаж  на душу населения.

Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.

Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансов взаимосвязаны, что отражается формулами:

 

Зн + П = Р + Зк  (1)

 

Р = Зн + П – Зк  (2)

 

Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк  (3)

 

Р = Зн + П – Впр – Уе – Зк , где   (4)

 

Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода;

П – поступление (закупка товара);

Впр – прочие выбытия;

Уе – естественная убыль;

Р – реализация товаров.

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и предприятия.

Товарооборачиваемость – это время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации и скорость оборота товаров.

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а средства вложенные в них.

Время обращения товаров в днях товарооборота рассчитывается по формулам:

 

 или  , где   (5),(6)

 

То – длительность одного оборота

Зср – средние товарные запасы

Д – количество дней анализируемого периода

Т – объем реализации (или товарооборота)

То – однодневный товарооборот.

Скорость обращения в количестве оборотов (Ко) определяется по формулам:

 

 или  .   (7),(8)

 

1.2 Показатели товарооборота

 

 К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:

1. Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах

  2. Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

3. Ассортиментная структура товарооборота  по отдельным группам товаров (руб., проценты);

4. Однодневный объем товарооборота (руб.);

5. Объем товарооборота в расчете  на одного работника, в том числе работника торговой группы;

6. Объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;

7. Время обращения товаров, дни  оборота.

8. Скорость товарооборота, число  оборотов.

 

1.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот

 

Рассмотрим влияние отдельных факторов внешней среды на размер розничного товарооборота (например, влияние покупательных фондов населения и процента их охвата розничным товарооборотом), используя метод цепных подстановок:

 

Т = Ч ПФср ОХВ : 100 = Ч (ПФср : Ч)(Т : ПФср) 100,где  (10)

 

Ч – численность обслуживаемого населения;

ПФср – покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);

ОХВ – процент охвата товарооборотом покупательных фондов;

Т – товарооборот.

Влияние на товарооборот изменения численности обслуживаемого населения рассчитывается по формуле:

 

Тч = Ч1 ПФср0 ОХВ0 : 100 – Ч0 ПФср0 ОХВ0  100, где  (11)

 

1 – показатели отчетного года;

0 –показатели базисного года.

Влияние покупательских фондов населения, приходящихся на одного человека, определяется следующим образом:

 

ТПф = Ч1 ПФср1 ОХВ0 : 100 – Ч1 ПФср0 ОХВ0 : 100.  (12)

 

Процент охвата покупательских фондов розничным товарооборотом рассчитывается по формуле:

 

Тохв = Ч1 ПФср1 ОХВ1 : 100 – Ч1 ПФср1 ОХВ0 : 100.  (13)

 

Факторы внутренней среды торговых предприятий отображают:

  • эффективность использования экономического потенциала;
  • оборачиваемость товарных запасов;
  • развитие прогрессивных методов продажи товаров.

Влияние на товарооборот интенсивного (качественного) фактора (производительности труда) и экстенсивного (количественного) фактора (численности работников торговли) рассчитывается по следующим формулам:

 

Тп.т = (ПТ1 – ПТ0) Ч1,   (14)

 

Тч = (Ч1 – Ч0) ПТ0, где   (15)

 

Тп.т, Тч – изменение товарооборота соответственно за счет производительности и численности;

ПТ1, ПТ0 – производительность труда отчетного и базисного года;

Ч1, Ч0 – численность работников соответственно отчетного и базисного года.

 

1.4 Планирование розничного товарооборота

 

Задачи и значение планирования розничного товарооборота в современных условиях. В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечить, с одной стороны удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для самофинансирования. Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

На втором этапе рассчитывается сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допускаемый уровень издержек обращения.

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки.

Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с помощью ЭВМ.

Нормативный метод или метод технико-механических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

Информация о работе Анализ товарных запасов и товарооборота