Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 09:24, курсовая работа
Шоколад, пожалуй, является одним из самых популярных кондитерских изделий среди населения нашей страны. Шоколад любят люди любого поколения и любой возрастной группы. Шоколадная продукция включает в себя огромное разнообразие видов: шоколадные конфеты, батончики, плиточный шоколад, какао, а так же другие кондитерские изделия, в состав которых входит шоколад или какао-порошок.
Шоколад - изделие, приготовленное из шоколадной массы с начинкой или без нее.
От других кондитерских изделий шоколад отличается высокой энергетической ценностью - 100 грамм его соответствуют 540-547 ккал (2259- 2289 кДж).
Шоколад легко усваивается организмом человека. Алкалоиды - теобромин и кофеин - оказывают возбуждающее действие, снижают усталость, повышают работоспособность.
Введение…………………………………......................................................3
Классификация и ассортимент шоколада…………………4
1.1Ассортимент шоколада…………………………………………...5
1.2 Показатели качества безопасности……………………………..10
1.3 Потребительские свойства шоколада…………………………..13
1.4 Формирование качества шоколада в процессе производства...16
1.5 Требования к сырью и материалам………………………….…18
1.6 Требования к продукции ………………………………………...19
1.7 Пути совершенствования
ассортимента и качества шоколада………………………………...25
2. Исследовательская часть…………………………………………..28
2.1 Анализ ассортимента и оценка качества шоколада………...…28
2.2 Методика и определение по ГОСТ…………………………….30
2.3 Анализ конкурентоспособности………………………………..32
2.4 Качественные показатели конкурентоспособности…………...36
2.5 Экономические параметры товара……………………………...37
2.6 Маркетинговые показатели……………………………..………39
2.7 Анализ социально-организационных параметров…….……….45
2.8 Эффективность рекламы и особенности
рекламной коммуникации……………………………..……………49
Заключение………………………………………………………..54
Список использованной литературы……………………………56
Эргономические параметры, характеризующие
продукцию с точки зрения ее соответствия
свойствам человеческого организма при
выполнении трудовых операций или потреблении
(гигиенические, антропометрические, физиологические,
свойства человека, проявляющиеся в производственных
и бытовых процессах); шоколад способствует
улучшению настроения, концентрации внимания, увеличению
Эстетические параметры, характеризующие
информационную выразительность (рациональность
формы, целостность композиции, совершенство
производственного исполнения продукции
и стабильность товарного вида), они моделируют
внешнее восприятие продукции и отражают
именно такие ее внешние свойства, которые
являются для потребителя наиболее важными,
они ранжируются по степени значимости
для конкретного вида продукции; ( яркая
красочная упаковка, оригинальная форма изделия).
Нормативные параметры, характеризующие
свойства продукции, которые регламентируются
обязательными нормами, стандартами и
законодательством на рынке, где эту продукцию
предполагается сбывать (параметры патентной
чистоты, характеризующие степень воплощения
в продукции технических решений и не
попадающих под действие патентов, выданных
в странах предполагаемого сбыта, экологические
параметры, параметры безопасности, по
которым для данного рынка установлены
обязательные действующие требования
международных, национальных стандартов,
технических регламентов, норм, законодательства).
1.токсикологические
содержание
микотоксинов - афлатоксина В1, дезоксиниваленола
(вомитоксина), зеараленона, Т-2 токсина,
патулина - контролируется в продовольственном
сырье и пищевых продуктах растительного
происхождения, афлатоксина М1 - в молоке
и молочных продуктах; контролируются
пестициды: гексахлорциклогексан (альфа,
бета, гамма-изомеры), ДДТ и его метаболиты.
2.показатели радиационной
радиационная
безопасность по цезию-137 и стронцию-90
определяется их допустимыми уровнями
удельной активности радионуклидов, установленными
настоящими Санитарными правилами. Для
определения соответствия пищевых продуктов
критериям радиационной безопасности
используется показатель соответствия
- В, значение которого рассчитывают по
результатам измерения удельной активности
цезия-137 и стронция-90 в пробе:
В
= (А/Н) (90)Sr + (A/H) (137)Cs, где А - значение удельной
активности (90)Sr и (137)Cs в пищевом продукте
(Бк/кг), Н - допустимый уровень удельной
активности для (90)Sr и (137)Cs в том же продукте
(Бк/кг).
Радиационная
безопасность пищевых продуктов, загрязненных
другими радионуклидами, определяется
санитарными правилами по нормам радиационной безопасности.
3. микробиологические показатели: не должны
превышать нормы и уровни, установленные
Медико-биологическими требованиями и
санитарными нормами качества продовольственного
сырья и пищевых продуктов Министерства
здравоохранения РФ.
Как определить качество шоколада
Польза шоколада
Употребление
около 10 граммов горького шоколада в день
притупляет чувство голода, снижает уровень
холистерола, снижает кровяное давление
и успокаивает боль. Но он противопоказан
маленьким детям. Шоколад - источник фосфора
и магния, железа, а также это отличный
антиоксидант.
Теобромин – алкалоид растительного происхождения,
содержащийся в горьком шоколаде, предупреждает
развитие рака, болезни Альцгеймера и
артрита. Благотворное воздействие шоколада
на сердце превосходит эффект от зеленого
чая. А смесь жира и сахара в шоколаде способствует
выработке в мозге серотонина и эндорфина
– гормонов спокойствия и счастья. Однако
смешанный с молоком горький шоколад не
повышает уровень антиоксидантов в крови.
1.шоколад выпускают штучно в виде плиток
2.шоколад
завертывают в фольгу и этикетку
3.фасуют в пачки или коробки из картона
по нормативно-технической документации
или в полимерные коробки, разрешенных
к применению
4 для каждого наименования шоколада этикетки
должны быть художественно оформлены
и утверждены в установленном порядке
5. завернутый шоколад в виде плиток упаковывают
в ящики из гофрированного картона по
ГОСТ 13512 массой нетто не более 5 кг, коробки
или пачки из картона массой не более 3кг.
Требования к маркировке.
Маркировка
на упаковке шоколада должна содержать
следующую информацию:
1.наименование продукта
2.товарный знак, наименование предприятия-изготовителя, его
местонахождение
3.состав, массу нетто
4.дату выработки, срок хранения
5.сведения о П.Ц и Э.Ц.
6.обозначение настоящего стандарта.
Текст
информации наносят на русском языке.
Информация может быть продублирована
на иностранных языках.
Информация
должна быть однозначно понимаемой, полной
и достоверной, чтобы потребитель не мог
быть обманут или введен в заблуждение
относительно состава, свойства, пищевой
ценности, происхождения, способа изготовления
и употребления. Информация может быть
нанесена любым способом и должна быть
четкой и легко читаемой.
На упаковке указаны следующие сведения:
- наименование шоколада – «Алёнка»;
- производитель - СП ОАО Спартак, РБ, Г. Гомель, ул. Советская , 63;
- состав шоколада - сахарная пудра, какао-масло, какао тертое, лецитин, ароматизатор (и/н) ванильный;
- масса нетто – 100 г;
- срок хранения - хранить при температуре 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75%;
Продукцию
принимают партиями. Продукция предоставляется
на контроль способами «ряд» и «в упаковке».
Способ «ряд» характеризуется следующими
особенностями:
единицы
продукции, поступающие на контроль, должны
быть упорядочены; они могут быть пронумерованы
сплошной нумерацией или расположены
так, чтобы единицу продукции, отмеченную
любым номером, можно было легко отыскать и достать.
Способ «в упаковке» характеризуется
теми же особенностями, что и способ «ряд»,
но продукция при этом находится в упаковочных
единицах. Как правило отыскать и достать
единицу продукции возможно лишь при нарушении
упаковки.
1.7 Пути совершенствования ассортимента и
качества шоколада.
В настоящее время крупные производители стремятся предоставить потребителю что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда.
Заставить потребителя попробовать можно, но уговорить его остаться приверженцем продукции достаточно сложно. Нужно производить качественный и интересный продукт, соответствующий запросам покупателя, которые он возлагает на импульсный товар. А для дальнейшего продвижения определяющую роль играет качество.
Основными направлениями в разработке новых видов кондитерских изделий являются совершенствование ассортимента товаров для детского и диетического питания, увеличение количества белка, снижение содержания углеводов, и в первую очередь сахаров, а так же выпуск витаминизированных сахарных кондитерских изделий. В связи с тем, что белок является не только полноценным, но и дефицитным компонентом продуктов питания, на современном этапе ведется изыскание новых видов белково-содержащего сырья, которое может быть успешно использовано в производстве кондитерских изделий.
Изделия для детей необходимо изготавливать из натурального высококачественного сырья, не содержащего консервантов, гидрированных жиров, спирта, кофе, искусственных красителей и ароматических веществ. В рецептуру этих изделий вводить такие биологически полноценные продукты, как молоко, сливочное масло, фрукты и ягоды, орехи; содержание какао-продуктов ограничивать из-за наличия в них теобромина и кофеина.
К витаминизированным относят изделия, обогащенные в процессе приготовления витаминами, полученными синтетически, либо естественными витаминными препаратами в виде порошка или пюре шиповника, хвойного экстракта, дрожжей и др. Все виды витаминизированных изделий вырабатывают по утвержденным рецептурам и технологическим схемам. Витамины вводятся по возможности на такой стадии производства, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на них высокой температуры. Чаще всего для витаминизации используют витамины С и B (как требующиеся в наибольших количествах), в некоторые изделия вводят также витамины В2, РР, Е, A, D и др.
Для повышения биологической ценности изделий используют также такое ценное сырье, как плоды и овощи. С целью сохранения белка, витаминов, ферментов и других биологически-активных веществ изыскиваются также новые технологические процессы производства кондитерских изделий.
Изделия с повышенным содержанием фосфатидов также относят к группе диетических продуктов, которые рекомендуются для питания лиц среднего и пожилого возраста и детей. Фосфатиды принимают участие в жировом обмене, препятствуют развитию атеросклероза, а фосфатид лецитин благоприятно действует на рост и развитие молодого организма. С добавлением фосфатидов необходимо вырабатывать диетические сорта шоколада.
В связи с этим в последние годы большое внимание уделяется созданию подсластителей.
Главная трудность при использовании большинства подсластителей в кондитерской промышленности - высокая интенсивность их сладких веществ, превышающих сладость сахарозы в сотни раз, и обусловлено этим отсутствие весового объёма, замещающего эквивалентный объём сахара. Кроме того, во многих кондитерских изделиях сахар-структурообразующий компонент. Поэтому в качестве сахарозаменителей в кондитерском производстве чаще всего используют сорбит, ксилит, фруктозу, сладость которых близка данному показателю сахара. Одна из особенностей рынка шоколада — он постоянно требует новинок.
Крупные производители стремятся представить что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда. Упаковка и позиционирование шоколадной продукции играет значительную роль, и 50% успеха продаж зависит именно от упаковки шоколада. Упаковка помогает бренду не затеряться на полке, служит способом его идентификации, а, следовательно, способствует повышению лояльности потребителя к тому или иному бренду.
Очень важно, чтобы на рынке все время появлялись новинки. Это относится и к новым маркам, и к новым видам упаковки, и, конечно, к созданию принципиально новых продуктов. Необходимо регулярное обновление дизайна и модернизация уже ставших популярными продуктов. Одно из основных условий успеха брэнда — это рекламная поддержка, и, она должна включать как телевизионную, печатную рекламу так и наглядные дисплеи, промо-акции в местах торговли.
Ассортимент кондитерских изделий расширяется за счет внедрения прогрессивных технологий, приобретения современного упаковочного оборудования.
2. Исследовательская часть
2.1.Анализ ассортимента и оценка качества шоколада.
Структура рынка шоколадных изделий предполагает разделение, как минимум на три ценовых сегмента – низкий, средний и премиум. К первым двум относится продукция с невысокой стоимостью, доступная для широкой потребительской аудитории. Премиальные кондитерские изделия отличаются высоким качеством и экзотическими добавками, а потому и цена у них более высокая.
В России основной упор делается на производство продукции, доступной для широкой потребительской аудитории. Продукты класса премиум, к сожалению, представлены не широким ассортиментом.
Смотрите приложение 4, представлен анализ продаж наиболее популярных марок шоколада за 2011-2013 гг. в магазине «Окей». Если анализировать продажи по видам шоколада, то лидером является молочный шоколад, на втором месте – горький, белый шоколад пользуется наименьшим спросом. Анализ продаж по видам за 2011-2013 гг. (см. приложение 5)
Из данной таблицы видно, что самый популярный – молочный шоколад, хотя горький тоже активно покупают, а в 2013 году его продажи выросли по сравнению с предыдущими годами.
Смотрите приложение 6. Результаты органолептической оценки качества шоколада «Аленка»
Заключение: из приложения 6 видно, что по всем органолептическим показателям шоколад «Аленка» соответствует ГОСТ 6534-89 Шоколад. Общие технические условия.: вкус и запах свойственные данному продукту, лицевая поверхность блестящая, форма - без деформации, консистенция- твердая, структура - однородная.
Небольшие царапины являются незначительными дефектами, не портящими внешний вид шоколада, поэтому браковочным признаком не являются.
Смотрите приложение 7. Оценка комплексного показателя качества шоколада «Алёнка»
Определяем уровень качества шоколада «Алёнка» - 4,46/5=0,89. Уровень качества показывает, что образец имеет хорошее качество.
В магазине «Окей» был исследован шоколада «Алёнка» производства ОАО «Спартак». В ходе исследования было установлено, что все указанные образцы упакованы в соответствии с действующим стандартом.