Безопасность машин и оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и установление соответствия технического регламента «О безопасности машин и оборудования» и ГОСТ РИСО 12100-2-2007 «Безопасность машин» к продукции, производимой на территории российской федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Теоретическая часть
Понятие о стандартизации……………………………………………………….4
Документы в области стандартизации………………………………………….5
Технический регламент…………………………………………………………..9
ГОСТ……………………………………………………………………………..12
Практическая часть
Технический регламент о безопасности машин и оборудования………….13
Структура ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 «Безопасность машин»…………...19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсачччч.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

     Регламенты  должны были прийти на смену прежней  системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Устаревшие ГОСТы не соответствовали современным  требованиям и были чрезвычайно  запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие  госорганы всегда имели возможность  найти какие-либо «несоответствия» и товары, как правило, сертифицировались  за взятку.[1]

     В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий  замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических  регламентов. Подразумевалось, что  регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность  ведомств создавать дополнительные административные барьеры.[2][3]

     В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям  технических регламентов или  объектам технического регулирования  в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов  к продукции или к связанным  с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.[4] Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.[5]

     В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять Ростехрегулирование.[6] В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании“ показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов — за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации.»[7]

     Понятие технического регламента введено Федеральным  законом о техническом регулировании  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

     На  переходный период, до принятия необходимых  технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие  требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН,СНиП).

     Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться  и другие обязательные требования к  продукции (размещение госзаказа для  оборонных нужд, регулирование в  области систем связи и др.).

     Целью принятия закона являлась либерализация  процессов сертификации продукции  и упорядочение существовавшей в  СССР системы стандартизации, пришедшей  в несоответствие с современной  нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень  проработки отдельных положений  закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСТ

     ГОСТ (государственный стандарт) — одна из основных категорий стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

     В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в  тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом  о техническом регулировании  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Поскольку после перехода на технические регламенты будут отменены сертификаты соответствия, на котором зарабатывают деньги органы по сертификации, реформа техрегулирования успешно тормозилась с 2002 года Ростехрегулированием. 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

Технический регламент о безопасности машин и оборудования.

Технический регамент о безопасности машин и оборудования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753 г. Москва Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования

Содержит:

I. Общие положения

  1. граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

3. Настоящий  технический регламент не распространяется  на следующие виды машин и  оборудования:

а) машины и оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации  и использованием радиочастотного  спектра;

б) машины и оборудование, применяемые в  медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом (рентгеновское, диагностическое, терапевтическое, ортопедическое, стоматологическое, хирургическое  оборудование);

в) машины и оборудование, специально сконструированные  для применения в области использования  атомной энергии. На машины и оборудование общепромышленного назначения, применяемые  в области использования атомной  энергии, действие настоящего технического регламента распространяется в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

г) автотранспортные средства;

д) морские  и речные транспортные средства (суда и плавучие средства, буровые платформы) и используемые на них машины и  оборудование;

е) летательные  и космические аппараты;

ж) железнодорожный  подвижной состав и технические  средства, специально сконструированные  для применения на железнодорожном  транспорте;

з) аттракционы;

и) вооружение и военная техника.

4. Действие  настоящего технического регламента  распространяется на машины и  оборудование, применяемые на опасных  производственных объектах, а также  на процессы их эксплуатации  и утилизации в части, не  противоречащей требованиям по  обеспечению промышленной безопасности.

II. Требования к безопасности  машин и оборудования  при проектировании, производстве, монтаже,  наладке, эксплуатации, хранении, перевозке,  реализации и утилизации

8. При  проектировании машины и (или)  оборудования идентифицируются  возможные виды опасности для  обеспечения безопасности излучений,  взрывобезопасности, механической  безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, термической  безопасности, электрической безопасности, ядерной и радиационной безопасности  на всех стадиях жизненного  цикла. Требования по электромагнитной  совместимости в части обеспечения  безопасности работы машины и  (или) оборудования устанавливаются  в техническом регламенте об  электромагнитной совместимости.

10. Допустимый  риск для машины и (или) оборудования  определяется и устанавливается  при проектировании. При этом  уровень безопасности, соответствующий  установленному риску, обеспечивается:

а) полнотой научно-исследовательской и опытно-конструкторской  отработки;

б) проведением  комплекса расчетов, основанных на верифицированных в установленном  порядке методиках;

в) выбором  материалов и веществ, применяемых  в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

г) установлением  проектировщиком критериев предельных состояний;

д) установлением  проектировщиком назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта  и утилизации.

24. При  производстве машины и (или)  оборудования обеспечиваются требования  безопасности, установленные проектной  (конструкторской) документацией  в соответствии с настоящим  техническим регламентом, с учетом  применяемых технологических процессов  и системы контроля. Производитель  проводит оценку риска машин  и (или) оборудования перед  выпуском в обращение на территории  Российской Федерации.

III. Подтверждение соответствия

38. Машины  и (или) оборудование, впервые  выпускаемые в обращение на  территории Российской Федерации,  подлежат обязательному подтверждению  соответствия.

41. Обязательное  подтверждение соответствия машин  и (или) оборудования требованиям  настоящего технического регламента  осуществляется в форме декларирования  соответствия или обязательной  сертификации.

IV. Государственный  контроль (надзор)

58. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

V. Заключительные и  переходные положения

61. Со  дня вступления в силу настоящего  технического регламента обязательное  подтверждение соответствия осуществляется  в отношении машин и (или)  оборудования, выпущенных в обращение  на территории Российской Федерации.

А также приложения:

-  Основные требования к безопасности машин и оборудования;

- Перечень схем сертификации, которые могут быть применены при проведении обязательной сертификации машин и оборудования;

и примечания.

Перечень  продукции, подлежащей обязательному  подтверждению, соответствия расширен и по сравнению с международными документами. Так, техническим регламентом предусмотрено обязательное подтверждение соответствия следующих видов продукции, подтверждение соответствия которых противоречит Директиве 2006/42/ЕС: запасные части; крепежные изделия; инструмент и технологическая оснастка; замки врезные и накладные; тара функциональная, садово-огородный инвентарь; машины для которых источником энергии является исключительно применение ручной силы (мясорубки бытовые с ручным приводом, инвентарь кухонный и другие); оборудование, не предназначенное для модификации машин или обеспечения безопасности их работы.

Сохраняется сертификация отдельных видов контрольно-измерительного оборудования, противоречащая Федеральному закону об обеспечении единства измерений, а также сертификация прицепов к мотоциклам противоречащая установленным техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств формам оценки соответствия. Эти виды оборудования будут продолжать подлежать необоснованному двойному регулированию.

Информация о работе Безопасность машин и оборудования