Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:05, реферат
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Если вам кажется, что ваши права нарушены, то действовать вам надо следующим образом.
Прежде всего, попросите вызвать
руководителя или пойдите к нему
сами и спокойно (главное – спокойствие!)
поинтересуйтесь, где находится
книга жалоб. Вопреки распространенному
мнению, книгу эту обязано иметь
каждое предприятие торговли вне
зависимости от формы собственности.
Находиться она должна в доступном
для потребителя месте и
Если руководитель демонстративно не намерен удовлетворять ваши претензии, запишите адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих организаций – они также должны быть вывешены в торговом зале.
Самое же главное – не пользуйтесь больше услугами этого магазина. Уж сейчас-то есть из чего выбирать!
Если магазин на устное требование о замене товара ответил отказом, то напишите в адрес магазина претензию в двух экземплярах, один из которых отдайте в магазин, а другой оставьте у себя с отметкой магазина, что претензия принята. Если принять претензию у вас отказываются, то пошлите ее по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если на вашу претензию ответа нет, то обращайтесь в суд. Но, как правило, магазины в добровольном порядке идут на удовлетворение законных требований потребителей.
Почему потребитель не всегда может защитить себя сам?
Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами – понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных потребительских ситуациях, насколько хорошо мы знаем свои права – все это влияет на наше положение на рынке.
Да, потребитель может сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы.
Федеральные органы по защите прав потребителей
В России главным федеральным органом
по защите прав потребителей является
Государственный
Антимонопольный комитет и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает дела о недобросовестной рекламе и выдает предписания о прекращении такой рекламы.
Как вы знаете, права потребителей, и ответственность за их нарушение прописаны в соответствующих законах. Однако через какое-то время возникают ситуации, которые в законе детально не прописаны. ГАК РФ вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Эти разъяснения используются потом судьями при вынесении решений по делам о защите прав потребителей и другими специалистами, профессионально защищающими права потребителей.
ГАК РФ также имеет право предъявлять в суд иски в интересах потребителей и принимать решения об отзыве от потребителей товаров, которые могут быть опасны для их жизни и здоровья.
Продавцы, изготовители и исполнители обязаны по требованию Государственного антимонопольного комитета предоставить ему достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей. Как вы уже знаете, одна из главных проблем неравенства потребителей и продавцов на рынке – это неравный доступ к информации. Именно поэтому государство наделило ГАК широкими полномочиями по доступу к информации, которая касается интересов потребителей. Антимонопольный комитет ведет большую законодательную работу. Его специалисты участвуют в разработке любых нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей.
Государственный контроль за обеспечением безопасности и качества товаров (работ, услуг) возложен на Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), который следит за соответствием продукции стандартам; а также на федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти.
Эти органы имеют право направлять
предписания об устранении нарушений
требований к безопасности товаров
и налагать штрафы за нарушение законодательства;
принимают решение о
Заключение
В настоящее время в российской
экономике восстанавливается и
начинает активно функционировать
потребительский рынок, почти полностью
разрушенный к концу 1991 г. Значительно
расширилось товарное предложение;
начался процесс создания рынков
жилья, медицинских, образовательных,
культур, финансовых, страховых услуг.
Взаимоотношение предприятий
Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г., изменен ФЗ от 9 января № 2-ФЗ), деятельностью Росстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей.
В заключении необходимо подчеркнуть,
что основные положения законодательства
о защите прав потребителей необходимо
знать каждому гражданину, т.к. оно
дает возможность гражданину-
Список использованной литературы
1. «Общество и экономика», № 9-10, 1996
2. «Хозяйство и право», №1,5, 1997; №12, 1996
3. ФГ. Региональный выпуск, № 7, февраль 1996 г.
4. В. Педченко. Юридический вестник. Выпуск 15, август 1997 г.
5. Гражданский кодекс (вторая часть) от 1 марта 1996 г.
6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. – М.: Теис, 1996
7. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. – М.: Издательство ТЕИС, 1996
8. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
9. Интернет источники: http://
Информация о работе Законодательство в области защиты прав потребителей