Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении систем управления качеством продукции в зарубежных странах, для чего решаются следующие задачи: изучение истории развития подходов к управлению качеством продукции, направлений управления качеством в США, Японии и Европе; оценка функций маркетинга в обеспечении качества продукции; определение роли стандартов ИСО 9000; рассмотрение «жизненного цикла» товаров и зарубежных организаций по управлению качеством товаров.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Системный подход к управлению качеством в экономически развитых странах…………………………………………………………………………….5
1.1 Опыт управления качеством в США……………………………………...5-6
1.2 Опыт управления качеством в Японии…………………………………...6-8
1.3 Опыт управления качеством в Германии………………………………....8-9
1.4 Опыт управления качеством во Франции………………………………10-11
2. Маркетинг и обеспечение качества………………………………………12-14
3. Роль международных стандартов ИСО 9000…………………………….15-17
4. Особенности управления качеством на всех стадиях «жизненного цикла» товара………………………………………………………………………….18-22
5. Зарубежные организации по управлению качеством…………………...23-29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31
-острая конкуренция среди фирм Японии за создание новой качественной продукции, рост продаж и прибылей;
-государственная
поддержка всех направлений
-высокий
уровень технологии
1.3
Опыт управления
качеством в Германии
Основой традиционного высокого немецкого качества является высокая квалификация немецких рабочих и их добросовестное отношение к труду, а также система отношений «мастер-ученик» в среде производственных рабочих и служащих.
До 1980-х годов качество продукции в Германии обеспечивалось путём тщательного изготовления и контроля продукции, постоянного обновления как самой продукции, так и средств производства, высокой квалификации и мотивации работающих. С 1980-х годов усилия по обеспечению качества были перенесены с производства на этап проектирования. При разработке изделия и технологического процесса предусматриваются методы сведения к минимуму возможности возникновения дефектов при производстве.
Принцип бездефектного производства, заложенный в стандарте ДИН ISO 9000, подтверждает, что отклонения от требований недопустимы. Этот принцип является внутренней установкой на последовательную работу по усовершенствованию и недопущению дефектов.
Служба качества на крупном предприятии ФРГ обычно состоит из трёх подразделений: обеспечения качества, контроля качества, содействия качеству.
В теории и практике организации внутрифирменного управления в ФРГ большое значение отводится принципу делегирования ответственности. Каждое звено управления имеет область ответственности, круг основных задач, которые оно обязано решать самостоятельно.
Структуры, нормы и правила, системы стандартов и регламентов управления в фирмах ФРГ пересматриваются раз в пять лет и внедряются комплексно после тщательной проработки, обоснования и соответствующей переподготовки персонала.
В современной крупной немецкой фирме система обеспечения качества состоит из множества более мелких программ. Специалисты по качеству фирмы Volkswagen составили список из наиболее часто применяемых программ: внедрение статистических методов контроля, автоматизация испытаний, обучение персонала, разработка стандартов и методов отбора образцов, организация кружков качества, организация производства по принципу «точно в срок», независимая экспертиза качества.
Специалисты ФРГ разработали методику оценки автоматизированной системы обеспечения качества. Оценка осуществляется на основе сопоставления запланированного качества продукции и фактически достигнутого в условиях действия системы, которое рассчитывается на основе данных, собираемых на всех этапах производства.
Для ФРГ характерны следующие особенности управления качеством:
-высокая квалификация рабочих и служащих, что обеспечивается традиционными системой индивидуального ученичества, лицензированием уровня мастерства и высоким социальным престижем мастера;
-чёткая
регламентация требований к
-широкое
применение принципа
-постепенное
и продуманное развитие систем
менеджмента качества как
-большое
внимание к автоматизации
1.4
Опыт управления
качеством во Франции
Во Франции концепция общефирменного управления качеством появилась и получила своё развитие в исследовательском центре фирмы IBM-France в 1980 году. Она основывается на четырёх базовых положениях:
-принимается единое для всех работников фирмы определение качества (как соответствие изделий потребности внешних или внутренних заказчиков) и исходя из этого формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);
-осуществляется профилактика брака, направленная на создание предпосылок «делать хорошо с первого раза»;
-измеряется
качество не только в
-организуется бездефектная работа, ориентированная на постоянное улучшение всех процессов производства, а не на приемлемый уровень качества.
Системный подход к управлению качеством во Франции был обозначен в 1986 году началом правительственной деятельности в области комплексного управления качеством. Правительственные круги проводят политику поддержки мелких предприятий в области обеспечения качества, так как мелкие и средние предприятия не имеют достаточных средств для проведения исследовательских работ и прогнозирования.
Большая роль отводится во Франции такому направлению, как сертификация продукции с последующим присвоением ей сертификационного знака. Существует схема общефирменного контроля качества, которая предполагает проведение диагностики качества экспертами со стороны или группой главных специалистов фирмы по методике, предложенной внешними экспертами; привлечение к управлению качеством работников всех звеньев производства; создание кружков качества среди работников низовых структур.
В настоящее время во Франции обеспечение качества продукции осуществляются по принципу «пяти олимпийских нулей»:
-ноль
дефектов (все изделия должны
соответствовать техническим
-ноль нарушений сроков поставки;
-ноль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком);
-ноль отказов (высокие показатели эксплуатационной готовности и надёжности);
-ноль бесполезных бумаг [1, с. 47].
Особенностями управления качеством продукции во Франции являются следующие положения:
-несмотря
на успехи отдельных фирм, современные
подходы к менеджменту
-большую
роль в распространении
-большое
внимание уделяется учёту
-среди
современных методов
Таким
образом, в 1980-х годах сформировались два
подхода в области управления качеством
продукции – западный (США, Европа) и восточный
(Япония). В результате творческого обмена
передовым опытом работы по улучшению
качества, интеграции всех подходов и
методов произошло сближение уровней
качества, достигнутых различными странами
мира. Выработанные единые подходы, признанные
специалистами всех экономически развитых
стран, известны теперь как принципы Всеобщего
управления качеством (TQM).
2.
Маркетинг и обеспечение
качества.
Один из важнейших принципов управления качеством, признанный США, Японией и Европой – ориентация на потребителя. Именно проведение потребительских оценок в рамках маркетинговых исследований является исходным в обеспечении качества товаров.
Одной из ведущих функций маркетинга является выявление потребительских требований, запросов и оценок путём комплексных рыночных исследований. Маркетинговые исследования с акцентом на потребительские оценки значимы для всех этапов жизненного цикла товара на рынке. Они являются базой для обеспечения высокого уровня качества на этапе разработки и внедрения на рынок [2, c. 96].
В ходе реализации программ повышения качества на подразделения маркетинга возлагается ряд ответственных функций. Во-первых, маркетинговые службы несут ответственность за правильное определение потребностей и запросов потребителей, а также за установление с ними соответствующей обратной связи, позволяющей оказывать влияние на процесс разработки продукта, его распределение по сегментам рынка и целевым группам потребителей. Во-вторых, маркетинговые службы должны следить за тем, чтобы заказы потребителей выполнялись полностью и вовремя, а также за тем, чтобы потребители обеспечивались необходимыми инструкциями, проходили соответствующее обучение и получали техническую поддержку в процессе использования приобретенных ими продуктов. В-третьих, персонал маркетинговых служб должен наблюдать за процессом приобретения непосредственно в местах продажи товара, чтобы убедиться в том, что потребители остались довольны. И наконец, маркетологи должны собирать и передавать компании информацию, касающуюся замечаний и пожеланий потребителей в отношении совершенствования товаров.
Рассмотрим значение и роль маркетинга в обеспечении качества на трех этапах:
-обеспечение качества до реализации продукции;
-обеспечение качества в процессе реализации продукции;
-обеспечение качества после реализации продукции.
Обеспечение качества до реализации продукции:
1. Основой управления качеством является производство нужной потребителю продукции и ее реализация. Фирма должна постоянно стремиться к производству реализуемой продукции.
2.
Отдел маркетинга должен
3.
Отдел маркетинга должен
4.
В процессе планирования и
разработки новой продукции
5.
В задачи отдела маркетинга
входит определение
6.
Отдел маркетинга должен
7. Отдел маркетинга должен руководствоваться в своей деятельности перспективным планом реализации продукции.
8. Отдел маркетинга должен организовать обучение и подготовку продавцов, обслуживающего персонала и оптовых торговцев до реализации новой продукции.
9. Отдел маркетинга должен встречаться с представителями организаций, заинтересованных в закупке нового изделия[8].
Обеспечение качества в процессе реализации продукции:
1.
Обучение проблемам управления
качеством должно
2. Отдел маркетинга должен участвовать в решении проблем, связанных с техническим обслуживанием изделия перед эксплуатацией, знать требования потребителя и удовлетворять их. Сотрудники отдела маркетинга должны знать свою продукцию лучше потребителя, предлагать потребителю нужную ему продукцию и не ориентироваться на получение кратковременных прибылей.
Информация о работе Зарубежный опыт в управлении качеством продукции