Идентификация и фальсификация продуктов детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление различных видов фальсификации плодово-ягодных консервов для детского питания.
В широком смысле фальсификация (от лат. falsifico - подделываю) может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Конечная цель таких действий - создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости повышенных потребительских свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 419.54 Кб (Скачать файл)

Важнейшими классификационными признаками являются вид и состав сырья.

В зависимости от консистенции и возраста детей, для которых  они предназначены, мясные консервы делят на тонкоизмельченные (гомогенизированные) — для детей с 8—8,5 мес. жизни  с дисперсностью частиц 150-200; пюреобразные - для детей с 8—9 мес. с дисперсностью  частиц 800—1500 мкм; крупноизмельченные — для детей с 9—12 мес. и старше с дисперсностью частиц 2000-3000.

 

 

 

1.6. ПДП НА РЫБНОЙ ОСНОВЕ

Продукты на рыбной и рыборастительной основе вводятся в рацион питания детей с 8-9 мес.

Рыба наряду с мясом  убойных животных является высокобелковым продуктом (10—18%). Кроме того, она  содержит жир (0,8—20%), витамины группы В (В1, В2) и РР, минеральные вещества — фосфор, калий, натрий, кальций, магний, а также йод, медь, бром, цинк, марганец, кобальт и др. Содержащиеся в рыбе полиненасышенные жирные кислоты необходимы организму ребенка для синтеза других биологически активных веществ, участвующих в регуляции обмена веществ, построении сетчатки глаза и др. Поэтому рыба должна обязательно входить в рацион питания детей первого года жизни.

Отечественная и зарубежная рыбная промышленность выпускает рыборастительные консервы, в которых растительные компоненты (овощи, крупы и пр.) присутствуют в объеме 10—20%. В качестве рыбного  сырья используют океанические (треску, минтай, лосось) и речные (судак, карп) породы рыб. Эти консервы максимально  готовы к употреблению: их необходимо только разогреть. Рыборастительные консервы имеют повышенную пищевую ценность за счет внесения других продуктов  — растительного сырья, масла  и т.д.

Рыбные консервы для детского питания представляют собой измельченную однородную массу (кроме консервов  дня школьников), основу которой  составляет мясо рыб (до 50%) с добавлением  круп, овощей, сухого молока, растительного  и сливочного масла, репчатого лука, муки и других компонентов, а также  небольшого количества соли.

Классификация ПДП на рыбной и рыборастительной основе приведена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Классификация и основной ассортимент консервов для детского питания на рыбной и рыборастительной основе

 

Консервы на рыбной основе производят однокомпонентными (из одного вида рыбы), многокомпонентными (из разных видов рыбы) и комбинированными (из рыбного, зернового и овощного сырья). В многокомпонентные консервы на рыборастительной основе добавляют  крупы, овощи, репчатый лук. фасоль. бобы и др. В зависимости от консистенции и возраста детей консервы бывают различной степени измельчения: гомогенизированные (с 8-9 мес.); пюреобразные (с 10-П мес.); крупноизмельченные (с 12 мес. и старше) и т.д.

 

 

 

 

1.7. НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ  ДОКУМЕНТЫ. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ  ПДП

 
 

Наряду с подтверждением соответствия продуктов детского питания  требованиям безопасности исключительное значение имеет подтверждение их соответствия функциональному назначению и пищевой ценности, т.е. потребительским свойствам.

Для российского рынка  в настоящее время характерно наличие большого ассортимента пищевых  продуктов различного уровня качества и безопасности практически из всех стран мира, что в равной мере относится и к такой чрезвычайно  важной и социально значимой группе продукции, как продукты детского питания.

 
К сожалению, имеют место случаи, когда не всегда квалифицированные, а иногда и не вполне добросовестные посредники (поставщики) сбрасывают на российский потребительский рынок  не только фальсифицированные, но и  небезопасные для детского организма  продукты питания.

 
Обеспечение государственного регулирования в области качества и безопасности продуктов детского питания является одной из важнейших  задач регулирования вопросов потребительского рынка во всех странах мира, в  том числе и в России.

 
Принятие федеральных законов "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" позволило перейти от административного регулирования в области производства и оборота продуктов детского питания к законодательному регулированию вопросов их качества и безопасности.

Вместе с тем требуются  меры по приведению в соответствие с действующим законодательством  подзаконных актов и нормативных  документов, к которым в первую очередь относятся государственные стандарты как инструмент для регулирования вопросов качества и безопасности продуктов питания. 
Сложившаяся экономическая ситуация, появление на рынке значительного количества новых продуктов детского питания, присутствие на рынке фальсифицированной продукции определили приоритетные направления в развитии стандартизации этой группы продукции.

 
Это в первую очередь касается: 
- установления терминов и определений; 
- разработки стандартов вида ОТУ; 
- гармонизации государственных стандартов на методы контроля с международными стандартами и Директивами ЕС; 
- введения в стандарты показателей, обеспечивающих выявление фальсифицированной продукции методами лабораторных анализов; 
- разработки стандартов на методы испытаний, в том числе экспрессных, позволяющих выявлять фальсифицированные и опасные для здоровья детей продукты.

 
Главной задачей при создании нормативной  базы является установление современных  научно обоснованных требований к продуктам  детского питания и объективных  и достоверных методов контроля.

 
Следует отметить, что большинство  стандартов на продукты детского питания  и методы их контроля введено в  действие на территории Российской Федерации  в последние годы:

 
        ГОСТ 30625-98 "Продукты молочные жидкие и пастообразные для детского питания. Общие технические условия"

ГОСТ 30626-98 "Продукты молочные сухие для детского питания. Общие технические условия".

ГОСТ Р 52476-2005. Консервы на овощной основе для питания детей раннего возраста.

ГОСТ Р 52475-2005. Консервы на фруктовой основе для питания детей раннего возраста.  

ГОСТ Р 52474-2005. Консервы. Соки, нектары и коктейли для питания детей раннего возраста.                                         

ГОСТ 30627.1-98 - ГОСТ 30627.6-98 на методы определения витаминов А (ретинола), С (аскорбиновой кислоты), Е (токоферола), РР (ниацина), В1(тиамина), В2(рибофлавина) в молочных продуктах для детского питания; 
       ГОСТ 30648.1-99 - ГОСТ 30648.7-99 на методы определения жира, общего белка, влаги и сухих веществ, титруемой кислотности, активной кислотности, индекса растворимости, сахарозы в молочных продуктах для детского питания; 
       ГОСТ 30705-2000 и ГОСТ 30706-2000 на методы определения общего количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов и количества дрожжей и плесневых грибов в молочных продуктах для детского питания;

ГОСТ Р 51172-98 "Консервы пищевые. Каши лечебно-профилактические для детского питания. Технические условия" устанавливает требования к лечебно-профилактическим кашам, предназначенным для питания детей, проживающих на территориях, пострадавших от радиации;

ГОСТ 51181-98 "Концентраты пищевые детского и диетического питания. Методика выполнения измерений массовой доли каратиноидов (фотометрический метод)" направлен на обеспечение контроля содержания провитаминов А, участвующих в повышении защитных иммунных сил организма; 
       ГОСТ Р 51187-98 "Полуфабрикаты мясные рубленые, пельмени, фарши для детского питания. Общие технические условия" устанавливает требования к продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), дошкольного возраста (до 6 лет), школьного возраста (старше 6 лет); 
        ГОСТ 30650-99 "Консервы птичьи для детского питания. Общие технические условия" устанавливает требования к продукции, предназначенной для детей с 5-месячного возраста до 3-х лет;

 ГОСТ Р 51770-2001 "Продукты мясные консервированные для питания детей раннего возраста. Общие технические условия" устанавливает требования к консервированной мясной продукции для питания детей раннего возраста, критерии оценки которой разработаны на основе опыта отечественной и зарубежной промышленности и научно-исследовательской работы специалистов отрасли и педиатров.

 
Стандарты вида ОТУ призваны обеспечить идентификацию  продукции детского питания на соответствие заявленному наименованию, виду, функциональному  назначению и тем самым поставить  заслон фальсифицированной продукции. Согласно ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" устанавливаемые техническими условиями требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

 
К сожалению, в настоящее время  существует проблема подтверждения  в полном объеме соответствия продуктов  детского питания установленным  требованиям качества ввиду отсутствия стандартизованных объективных  и достоверных методов контроля. Это распространяется на контроль допустимых уровней минеральных веществ, всего  перечня витаминов и др.

 
Кроме того, для повышения достоверности  получаемых результатов испытаний, в том числе и продуктов  детского питания, назрела необходимость  разработки стандартов и на методы испытаний, которые в настоящее  время существуют в виде методических указаний и рекомендаций Минздрава  России.

 
При этом задача состоит в том, чтобы  при разработке новых, пересмотре действующих  стандартов или внесении в них  изменений соблюдались требования ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений" в части проведения метрологической экспертизы стандартов.

 
С учетом определенных приоритетов  составлен план государственной  стандартизации 2001 г., который предусматривает  разработку девяти государственных  стандартов Российской Федерации, в  том числе:

 
ГОСТ Р "Продукты для питания  здоровых детей первых лет жизни. Термины и определения"; 
ГОСТ Р "Продукты молочные для детского питания на молочной основе. Метод определения массовых долей калия, натрия, кальция, магния и марганца"; 
ГОСТ Р "Продукты для детского питания на молочной основе. Метод определения массовой доли золы"; 
ГОСТ Р "Мясо птицы для детского питания. Общие технические условия"; 
ГОСТ Р "Порошок костный пищевой для диетического и лечебно-профилактического питания. Технические условия"; 
ГОСТ Р "Блоки из мясо- и субпродуктов жилованные для детского питания. Технические условия"; 
ГОСТ Р "Мясо и мясопродукты для детского питания. Метод определения дисперсности"; 
ГОСТ Р "Мясо и мясопродукты для детского питания. Методы определения костных включений"; 
ГОСТ Р "Изделия колбасные вареные для детского питания. Общие технические условия".

 
При формировании проектов плана государственной  стандартизации на 2002 г., среднесрочных (2002-2004 гг.) и долгосрочных (до 2010 г.) программ будут сохранены аналогичные  принципы работы по стандартизации. 
Однако надо сказать, что, к сожалению, работа по стандартизации пока не успевает за все возрастающими требованиями рынка. Это объясняется прежде всего тем, что даже работа по реализации заданий федеральной целевой программы проводилась за счет внебюджетных источников и средств спонсоров, которых явно недостаточно.

 
Важнейшим механизмом подтверждения соответствия продуктов, в том числе и детского питания, требованиям безопасности является обязательная сертификация, которая была введена с 1 сентября 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1992 г. 508 как одна из защитных мер государства от проникновения на отечественный рынок опасной и некачественной продукции как зарубежного, так и отечественного производства. 
Продукты для питания детей вошли в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. 1013.

 
В процессе подготовки (1997-1998 гг.) действующих  сегодня Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья вопрос совершенствования  процедур сертификации продуктов детского питания неоднократно обсуждался на заседаниях Координационного Совета при  Центральном органе по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и Научно-технической комиссии Госстандарта России с участием представителей Минсельхоза России, Минздрава России, отраслевых институтов и других участников Системы.

 
При этом было рассмотрено предложение  Минздрава России о создании самостоятельной  Системы сертификации продуктов  детского питания при координирующей роли Минздрава России. Учитывая, что  наряду с подтверждением соответствия безопасности детского питания, исключительное значение имеет подтверждение его  соответствия функциональному назначению и пищевой ценности, которое осуществляется на основании клинической апробации  с учетом системного анализа состояния  здоровья и питания детей, предложение  Минздрава России было принято.

 
Вместе с тем, принимая во внимание, что создание новой Системы достаточно сложный и трудоемкий процесс, по согласованию со всеми заинтересованными  организациями, в том числе Минздравом России и Минсельхозом России, порядок обязательной сертификации продуктов детского питания, подтверждаемые показатели, термины и классификация продуктов нашли отражение в принятой редакции Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья до введения в установленном порядке отдельного документа по сертификации продуктов детского питания. 
Следует отметить, что анализ результатов работы экспертных групп, сформированных из представителей ТК, ЦОС, территориальных органов Госстандарта России, предприятий-изготовителей, обществ потребителей и других заинтересованных организаций, рассматривающих возможности сокращения Номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, показал, что ни в одном из протоколов экспертных групп не было предложений об исключении продуктов детского питания из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также о подтверждении соответствия указанной продукции декларацией о соответствии.

Информация о работе Идентификация и фальсификация продуктов детского питания