Идиалогия концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить идеологов кооперации, их влияние на экономику Российской Федерации и отдельных стран, а также какое значение они имеет в международных финансовых отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Основоположники потребительской и производственной кооперации…...3
2. Основоположники кредитной кооперации Германии ……………………....6
3. Основное значение теории <<кооперативного социализма>>…………………………………………………………………….11
4. Цель и основные положения теории <<кооперативизма>>……………....16
5. Основоположники теории <<кооперативного капитализма >>…………..19
Заключение …………………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………..……....27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат марина.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

«Пробил час самоуправления и кооперативов труда», - торжественно провозгласил. Ванек на Всемирной конференции по развитию производственных кооперативов в Риме в 1978 г.

Эти идеи были поддержаны также кооперативными социалистами П. Дерриком, В. Лундбергом и др. с одним лишь формальным различием в конечных целях.

Таким образом, отдельные производственные кооперативы в 
Европе работали рентабельнее, чем частные предприятия, а в Венгрии, например, производственная кооперация в целом действовала 
эффективнее, чем государственная легкая и пищевая промышленность. Так, в 1976-1980 гг. среднегодовой выпуск продукции кооперативной промышленности увеличивался на 6,5%, а государственной - на 4,6%.

Однако эти факты  были временным явлением и не представляли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнктуры рынка, местоположения, рекламы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основоположники теории <<кооперативного капитализма >>.

 

Основоположниками кооперативного капитализма немецкий общественные деятели, основатели германского кооперативного движения Г. Шульце-Делич (1808 —1883 гг.) и Ф. Райффайзен (1818—1888 гг.). Они считали кооперацию основным средством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства (ремесленников, кустарей, торговцев, крестьян) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди их слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства.

Организатор немецкой городской  кредитной кооперации Шульце - Делич  не был социалистом. Он не стремился  к уничтожению частной собственности, не осуждал конкуренцию, считая ее необходимой для экономического развития, не хотел уничтожения наёмного труда. Но его пугала стремительная пролетаризация мелких собственников, ремесленников, торговцев, свободных крестьян. Он считал, что превращение подавляющей части средних классов в «злополучных» пролетариев и пауперов приведет к неустойчивости немецкого общества.

Кооперация, по мнению Шульце - Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич  наметил схему последовательного  создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать наряду с частнокапиталистическими и акционерными компаниями.

Однако такая схема  спасения мелких собственников была осуществлена лишь частично в Германии. Как показало развитие немецкого кооперативного движения, широкое распространение среди мелких собственников получили в основном кредитные кооперативы, которые впоследствии так и не преобразовались, за редким исключением, в производственные.

Шульце-Делич был категорически  против государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости  естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отношении кооперативов. Поэтому в ссудо-сберегательных кооперативах (народных банках), организованных по инициативе Шульцс-Дслича, как и в акционерных обществах, основная часть прибыли распределялась в виде процента на внесенные членами паи, и лишь управление строилось на принципах кооперативной демократии.

Если Шульце-Делич  понимал неизбежность развития капитализма  и пытался при помощи кооперации создать наиболее благоприятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение капитализма в деревню по религиозно-нравственным мотивам. Ф. Райффазен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные отношения, вызывает расслоение деревень, нищету, ожесточение, жажду наживы, зависть и преступление. Ф. Райффайзен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь дешевыми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня; и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте крестьянских товаров и закупке необходимых материалов и средств, производства, отгородит крестьянство от непосредственного соприкосновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы.

По инициативе и под  влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов  райффайзенского типа».

Райффайзенские кредитные  кооперативы существенно отличались от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце - Делича. Они обслуживали, прежде всего, крестьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспечение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограниченная ответственность членов всем их имуществом перед кредиторами кооператива.

Как правило, сельский кредитный  кооператив при его организации  получал некоторый капитал для  начала своей деятельности на благотворительных основах (от местных муниципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источниками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных организаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов.

Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потребительскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый 
крестьянин все предметы личного потребления должен производить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и продавать, тем лучше.

Вскоре практика кооперативного движения внесла существенные поправки в организационные принципы сельскохозяйственной кооперации Ф.Райффайзена. Появились кооперативы сбытовые, снабженческие, по переработке и сбыту отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Последователь Ф. Райффайзена Гааз ввел паевой взнос, отказался от принципа бесплатности органов управления. Сельскохозяйственные кооперативы стали распределять прибыли.

Вслед за Германией кредитные  кооперативы начали возникать и  развиваться в других странах. С 50 - 60-х годов XIX в. кредитные кооперативы появились в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и России; с 80-х годов - во Франции; с 90~х годов - в США, Канаде, на территории нынешней Югославии (Сербии и Хорватии), Болгарии, Румынии; с начала XX в .- в Индии, Бирме, на Кипре, в Испании и Японии.

Так теория Ф. Райффайзена, очищенная жизнью от всего утопического, явилась обоснованием кооперативного капитализма в сельском хозяйстве. Объединяясь в различные формы кооперации, крестьянские хозяйства получили возможность выхода на капиталистический путь развития.

Таким образом, основатели либерально-буржуазного направления кооперативных теорий Шульце-Делич и Райффайзен твердо стояли на позициях сохранения и упрочения частной собственности. Они лишь хотели внести коррективы в отношения крупных и мелких собственников с тем, чтобы улучшить капиталистический строй.

В 50 - 60-х годах XX в, американские буржуазные экономисты Р. Миллер, X. Хэмфри и другие пытались развивать тезисы Шульце - Делича и Райффайзена в  применении к современному состоянию капитализма. Одни предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля. Другие считали, что капитализм освободится от своих недугов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трёх секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм будет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Легко заметить, что эти  варианты кооперативного капитализма  очень похожи на концепции «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и другие, которые появились в 40 - 70-е года нашего века в США, Англии и других странах.

Характерно, что все три основных направления кооперативного реформизма (кооперативный социализм, кооперативизм или кооперативная республика, кооперативный капитализм) не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупотреблений крупных монополистических объединений и корпораций.

Таким образом, кооперативная  идеология или кооперативная  мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии, Франции, Германии, России, и

других европейских  странах.

Она включала в себя морально-этические  нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения  кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные  идеи, традиции, кооперативный образ  жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность  кооперативной идеологии и кооперативной хозяйственной деятельности - их мирный созидательный характер в отличие от революционной теории и практики различных левых и правых экстремистских организаций, а также забастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разрушение и насилие.

Вторая особенность  кооперативной идеологии - поощрение  многообразия различных форм и методов  управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, защита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекомендаций для кооперативных организаций в области коммерческой работы и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, ученые, практические работники занимаются конкретными проблемами повышения рентабельности и конкурентоспособности кооперативных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демократии и усиления социальной активности широких масс кооператоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, в 20-30-е  годы XIX в. благодаря пропагандистской и организаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек средних городских слоев Англии как символы различных обществ взаимной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов.

Призывы У.Кинга нашли  отклик у разорявшихся ремесленников и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нужде, не могли длительное время отрывать от себя последние средства для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов.

Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом массовом сознательном политическом движении рабочего класса, которое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помощью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение.

Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдей-ля, Лидса и других промышленных городов и поселков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказывали, хотя небольшую, но очень, нужную рабочим материальную помощь.

Зарождение и развитие кооперативного движения неотделимо от пропагандистской и организаторской деятельности основоположников потребительской, производственной и кредитной кооперации.

Сами понятия - кооператив, кооперация, кооперативное движение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фаланстеров» (промышленно-землевладельческих общин) Шарля Фурье.

Уильям Кинг, Филипп Бюше, Луи Блан Герман Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен и другие идеологи, занимаясь кооперативным движением всю свою сознательную жизнь, разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анализа), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными организациями.

Информация о работе Идиалогия концепции