Истоки потребительской кооперации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Кооперация, как общественная организация - неотъемлемая составляющая общественно-политической системы конкретного государства. Потребительская кооперация является негосударственной самостоятельной общественно-хозяйственной структурой. Таким образом, кооперативные организации являются отражением определенного культурно-хозяйственного и политического фона, они должны вписываться в окружающее их общество, чтобы выжить и развиваться.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Условия для  развития потребительской кооперации в этот период изменились.

С 1905 г. капиталистические  отношения в России усилились. Коммерческие предприятия стали укрупняться  как в сфере производства, так  и в сфере торговли, в том  числе в розничной торговле.

Чтобы быть конкурентоспособными с коммерческими  торговыми предприятиями, потребительские  общества также начали укрупняться: несколько потребительских обществ  объединяли свое имущество и пайщиков и создавали одно крупное потребительское  общество. Вновь образуемые потребительские  общества представляли собой крупные предприятия. Например, в г. Москве было создано всесословное кооперативное общество потребителей под названием «Кооперация», которое объединяло 90 тыс. членов. Крупные потребительские общества создавались в России повсеместно.

Третий период характеризуется усиленным ростом потребительских обществ и их союзов, укреплением организационной  структуры и социально-экономической  деятельности потребительской кооперации.

Рост численности  бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в сфере торговли, способствовал увеличению потребительских  обществ.

На 1 января 1917 г. насчитывалось уже 23 500 потребительских  обществ, т. е. за 12 лет их число увеличилось  почти в 25 раз. Численность членов-пайщиков к этому времени достигла 6 млн 800 тыс. человек.

В условиях возрастающей конкуренции потребительские  общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы.

Важное значение для развития кооперативов имело  создание в 1912г. кооперативного Московского  банка (МКБ), который осуществлял  кредитование кооперативов на выгодных условиях.

В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и  другие отрасли, создавая многоотраслевое  хозяйство.

Развитие  потребительской кооперации с февраля  по октябрь 1917 г. происходило в обстановке все более обостряющегося продовольственного кризиса и расстройства хозяйственной  жизни страны вследствие политической нестабильности и антинародной политики правительства. Приток пайщиков в потребительскую  кооперацию увеличился.

Таким образом, потребительская кооперация в дореволюционной  России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения. 

3. Потребительская кооперация России в начале 20 века и в период тоталитаризма.

 

По числу  кооперативов и их членов Россия в  начале XX века занимает первое место  в мире. Столь стремительного роста  не знала ни одна страна.

Кооперативное движение России - на 80 процентов крестьянское - приобрело небывалый размах после события 1905-1907 годов. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. С 1906 по 1914 год состоялись Первый и Второй Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся независимый от правительства, Московский народный банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. На местах стали создаваться кооперативные союзы. Наиболее густая сеть потребкооперации тянулась через Петербургскую, Вологодскую, Вятскую, Пермскую губернии. В центрально-промышленном районе выделялись Московская и Владимирская губернии.. На юге - Харьковская, Киевская, Подольская и Полтавская. Что касается кредитной кооперации, то ссудо-сберегательные товарищества были распространены на западе России.

Кооперативные союзы владели собственными типографиями, пароходами, выпускали более ста кооперативных газет и журналов. Велась и разнообразная культурно- просветительская работа: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством. Как писал видный кооператор Николай Павлович Макаров, «организационно кооперация - это целостная система всех кооперативных ступеней, взятых в их необходимом сочетании; и нельзя сказать, какая из частей важнее, какая играет большую роль».

Феноменальный взлет российской кооперации как  раз свидетельствует о том, что  таким образом происходил поиск  российским народом наиболее удобной  для него формы приспособления к  рыночной экономике, формы в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, нашим социокультурным ценностям.

Но золотой  век оборвал 1917 год. Серьезные расхождения  во взглядах на кооперацию сразу же возникли у большевиков и кооператоров главным образом в понимании места и роли кооперации в обществе, в практической, хозяйственной политике, да и в политических предпочтениях. Итог такого расхождения трагичен - ликвидация независимого кооперативного движения в Росси.

В 1921 году Ленин  был вынужден признать, что кооперация находится в состоянии чрезмерного  удушения. Происходит общее изменение  экономической политики.

НЭП восстановила товарно-денежные отношения. Допущенное в определенных рамках частное предпринимательство привело к некоторому разгосударствлению кооперации. Но судьба ее с этих пор зависела от того, как сильно натягивался регулирующий государственный поводок.

            Именно в это время в России оформилось возникшее еще в начале XX века талантливое, яркое течение в области изучения сельского хозяйства, кооперации. А.В. Чаянов считал кооперацию очень широко применимой при организации просвещения, в культурной работе, издательском деле, организации музеев и т.д.

НЭП на какое-то время сблизил позиции власти и ученых. Но слишком часто экономические  задачи в нашей истории решались не с позиций разумности и целесообразности, а в «установками партии» или «в свете задач, вытекающих из ...». И наступили другие времена взамен эффективного, но быстротечного НЭПа - раскрестьянивания и ускоренной индустриализации.

Пришла эра  колхозного строя. Постепенно начинает насаждаться сверху взгляд на колхозы  как на вершину развития кооперации, к которой эволюционируют все другие, «простейшие» виды кооперативов. Старая сельхоз кооперация была ликвидирована. Тогда же сложилось устойчивое мнение, поддержанное научной литературой и печатью, что кооперация — нечто сугубо временное, преходящее, выполняющее ограниченные функции, незрелое и отсталое от которого надо скорее избавляться. Так же как и от самих теоретиков отсталого и незрелого, которые ну ни как не вписывались в партийные установки. Их заклеймили как «кулацкую партию». И расстрельные выстрелы прозвучали для Чаянова и Кондратьева не в 1930-е годы, а уже тогда, когда в 1929 году на Всесоюзной конференции аграрников марксистов Сталин выступал с трибуны.

 

4. Потребительская кооперация в годы ВОВ и в период восстановления разрушенного войной хозяйства (1941-1945г.г.).

 

22 июня 1941 г.  началась Великая отечественная  война. Из-за тяжелых материальных  потерь резко ухудшилось экономическое  положение в стране. Поэтому вновь,  как и во время первой мировой  и гражданской войны, было Введено  нормированное снабжение городского  населения продуктами и товарами  первой необходимости. В отличие  от периода 1928-35гг. по распределению  продовольствия и товаров первой  необходимости во время Отечественной  оказались для потребительской  кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать огромную  армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскую  интеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т.д. Сюда  еще добавлялось большая масса  эвакуированных. Общее число граждан,  получавших во время войны  продукты питания по карточкам,  доходило до 77 млн. человек. Значительно  увеличилась развозная торговля  на полевые станы. Шла на  фронт качественная продукция  из подсобных хозяйств потребкооперации. Кооператоры изготовили 1 миллион  пар валенок, 3,5 миллиона пар чулок  и носок, 2,9  тысячи тонн мыла... Кроме того, изготовлялись телеги, хомуты, сани, колесная мазь, строительные  материалы и многое другое.

Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и  самолетов. Более 4 миллионов рублей внесли весной 1942 года на создание танковой колоны работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 миллиона рублей собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 70 тысяч рублей отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.

Сами, нуждаясь во всем необходимом, пайщики потребкооперации передавали начисления на паевые взносы в фонд обороны страны. Таким образом, государству было передано 354 миллиона рублей.

В итоге, как  признание заслуг кооператоров в  годину испытаний, им был дан «зеленый свет». Начался полет в будущее, бурное развитие кооперации, но опять  недолгое.

В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как  в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий  получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в  сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и  дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в  сутки. Привилегированная часть  советского общества (руководящие партийные  и советские работники, партийный  аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.

Хотя товарооборот потребительской кооперации во время  войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенного оборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые  скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.

Военные действия на огромной территории страны нанесли  колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской  кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.

В ходе боевых действий в оккупированных районах  было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети - 345тыс. кооперативных  магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Общая сумма ущерба потребительской  кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированнных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.

Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и  самолетов Люди отдавали деньги, драгоценности  теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация»  работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.

Много сип  приложила кооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного  населения из западных районов и  жителей городов и сел, освобожденных  от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли  на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные  и опытные кадры потребительской  кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения. Кроме того, кооператоры участвовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.

Восстановление  частично разрушенных и строительство  новых магазинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня.

Поскольку фонды  промышленных товаров потребительской  кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры  прилагали все усилия, чтобы быстрее  восстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации  Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и других союзных республик" направляли в восстанавливающиеся  районы опытных руководителей и  специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял  потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорусским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людские и материальные потери.

Хотя позади уже был славный день Победы, о  хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение  с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал  постановление «О развертывании  кооперативной торговли в городах  и поселках продовольственными и  промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров  широкого потребления кооперативными предприятиями».

Итак, после  депортации потребительской кооперации из городов  в  сельскую местность  в 1935 году  советское  руководство  снова  приоткрыло  двери  для  потребительской кооперации в город, позволив ей, однако,  в  городах  только торговать. Создавать  городские  потребительские  общества  не  разрешалось.

Центросоюз, республиканские, областные  и  районные  потребсоюзы  оперативно развернули в городах сети своих магазинов,  столовых,  ресторанов,  которые скоро стали весьма популярными у горожан.

   Только  через 2 года и  8  месяцев   после  окончания  войны,  когда  почти полностью   была  восстановлена  промышленность  и  получен  некоторый   рост сельскохозяйственного   производства,  Совет  Министров   СССР  и  ЦК   ВКП(б) совместным  Постановлением «О проведении  денежной реформы и  отмене  карточек на  продовольственные   и  промышленные   товары»   ликвидировали   карточную систему.  Однако  для  перехода  к   открытой  торговле  нужно   было  создать необходимые резервы  товаров, сблизить высокие коммерческие  цены  с  низкими пайковыми   и   восстановить   торговую   сеть.   К   решению   этих   задач потребительская кооперация  приступила еще в конце   войны,  развертывая  сеть коммерческих  магазинов. В 1946  г.  организации   потребительской  кооперации  стали  активно  открывать   коммерческие   чайные.   Важно   отметить,   что кооперативные  чайные готовили обеды из продуктов,  закупаемых  у  колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже  в  IV  квартале  1946  г. доля  оборота  коммерческих  чайных  в  общем  обороте  сети  кооперативного общественного  питания   составила   80%.   Была   также   развернута   сеть коммерческих    магазинов    по    торговле    строительными    материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.

Информация о работе Истоки потребительской кооперации России