Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:27, курсовая работа
Кооперация, как общественная организация - неотъемлемая составляющая общественно-политической системы конкретного государства. Потребительская кооперация является негосударственной самостоятельной общественно-хозяйственной структурой. Таким образом, кооперативные организации являются отражением определенного культурно-хозяйственного и политического фона, они должны вписываться в окружающее их общество, чтобы выжить и развиваться.
Главной задачей
государственной и
Вместе
со всем народным хозяйством
деятельность потребительски снова
пошла на подъем: рос
товарооборот, полнее удовлетворялся
спрос населения на товары, расширялась
торговая сеть. Объем сельского
розничного товарооборота
В
обороте продовольственных
Источниками роста розничного товарооборота потребительской кооперации служили, во-первых, растущее поступление товаров из централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности и, в третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях.
5. Направления хозяйственной деятельности потребительской кооперации в 1950 – 1990 г.г.
В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее распространение получила организация бытового обслуживания населения, снижается активность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшего развития организация подсобного хозяйства, лова рыбы - эти направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области. Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области работало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшее распространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.
С переходом на рыночный путь развития система потребительской кооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие законодательной базы, применимой к новым условиям и ряд других объективных и субъективных причин содействовали значительному сокращению объемов производственной и торговой деятельности, заготовительная же практически перестала существовать, не использовалась организация бытового обслуживания и другие отрасли деятельности. Либерализация цен и отсутствие системы индексации денежных средств обесценили собственные оборотные средства кооперативных организаций. Резко возросли налоговые платежи, цены и тарифы на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт. Эти объективные факторы привели к убыточности основных отраслей деятельности потребительской кооперации. К 1995 году кооперация осталась без собственных оборотных средств, к началу 1998 г. образовался их дефицит. Убыточными явились основные отрасли кооперативной деятельности - торговля, общественное питание. Заготовительная деятельность практически прекратила свое существование. Несколько лучшее положение в сфере производства, однако масштабы производственной деятельности недостаточны для того, чтобы оказать существенное влияние на экономические результаты всей системы.
Во второй
половине 90-х гг. XX в. начинается процесс
осмысления глубины кризиса экономики
потребительской кооперации России
и попытки реформирования в плане
диверсификации деятельности организаций
потребительской кооперации с целью
повышения их конкурентоспособности,
стабилизации финансового состояния
и выхода из кризиса. Согласимся с
мнением И.Д. Барчука, утверждающим,
что "диверсификационным развитием
в новых направлениях деятельности
является сохранение кооперативных
принципов и ценностей, но при
этом развитие коммерческого
Современное
состояние потребительской
Заключение
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней власти. Потребительская кооперация в годы Первой мировой войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения армии. После 1917года в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения.
В 1935 году деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам, потребительская кооперация лишилась двух третей своей собственности. Однако она выстояла и на кануне радикальных реформ в 1991 году и представляла собой мощную экономическую организацию.
До 1992 года Правительство
использовало потребительскую кооперацию
в своих целях и не стремилось
поддержать ее. Но во время реформ было
принято более 30 решений государства
по поддержке потребкооперации. Сегодня
Центросоюз России стал признанным хозяйственным
и идейным центром
На протяжении многих лет потребительская кооперация помогала стране пережить множество экономических кризисов и боролась за самостоятельность и независимость.
Список использованных источников
1.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. - 400с.
2. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков, Г.В. Киселева, А.И. Белашов, Л.В. Зайцева, В.С. Гавричкин, В.А. Евграфова, Н.Д. Котелевский, А.П. Макаренко, Л.П. Наговицына, Ю.Н. Рязанов, М.В. Сероштан, Т.Н. Смирнова, В.И. Теплов, Т.Н. Шурупова : М.: Издательский дом Центросоюза, 2001;
3.Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998 - 235 с.
4.Теплова Л.Е., Исаенко Е.В. Кооперация России в условиях экономической реформы: Учебное пособие. - Ставрополь: "Ставкоопснаб", 1994. - 249 с.
5.Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.2-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 160 с.
6.Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 2009. - 441 с.
7.Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб. Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб. и доп. - М. Издательство РДЛ, 2004. - 360 с.
8.Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Организационная культура потребительской кооперации: Теория и практика управления. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 2005. - 412 с.
9. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации Экономист. - 1995. - № 6. - с. 24 - 28.
10. А.П. Макаренко Учебное пособие Теория и история кооперативного движения. Москва 2002 г.
Информация о работе Истоки потребительской кооперации России