Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:37, реферат
Кисломолочные продукты относятся к старейшим молочным продуктам. Еще в библейской, древнеегипетской и грекоримской истории созерцается о кислом молоке.
Население разных стран издавна владело секретами приготовления кислого молока. В Грузии гордились мацони, в Узбекистане - катыком, в Башкирии - кумысом, в Северной Осетии - кефиром. Имеется большое количество кисломолочных напитков, которые обычно имеют национальное или местное значение. Некоторые продукты распространились повсеместно. Их производят в широких масштабах, например йогурт, пахту и кислое молоко, кефир, а также различные варианты ацидофильного молока.
Пищевая ценность кисломолочных продуктов определяется в основном содержанием в них белков, жиров, кальция, фосфора и витаминов А - каротина и В2.
В кисломолочных продуктах
- а к ним относятся кроме
напитков - сыры, сметана, сыворотка, - многие
из питательных веществ молока становятся
еще полезнее: лучше усваиваются,
например, белки, так как протеолитические
ферменты, выделяемые молочной микрофлорой,
частично расщепляют белки, что увеличивает
полноту и скорость их усвоения.
Лучше усваиваются также
Некоторые штаммы молочнокислых бактерий способны синтезировать витамин С и витамины группы В. Специальным подбором микрофлоры можно еще более повысить по ряду позиций полезные свойства кисломолочных напитков.
Получают кисломолочные
продукты путем сквашивания
Молочнокислое брожение — основной процесс при производстве кисломолочных продуктов. В процессе молочнокислого брожения в молоке накапливается молочная кислота, изменяется кислотность молока. Когда рН молока достигнет 4,6...4,7, казеин теряет растворимость и коагулирует; образуется сгусток.
По виду брожения кисломолочные Продукты условно делятся на две группы: полученные в результате только молочнокислого брожения (простокваша, сметана, творог и др.) и смешанного — молочнокислого и спиртового (кефир, кумыс).
В процессе производства кисломолочные продукты обогащаются витаминами, особенно С и В12, что объясняется способностью некоторых молочнокислых бактерий синтезировать эти витамины.
В сметане большое количество витаминов, особенно богата она жирорастворимыми витаминами.
Творог содержит большое количество полноценных и легкоусвояемых белков, солей, а также жира. Наличие таких важных аминокислот, как метионин и лизин, позволяет использовать творог для профилактики и лечения некоторых заболеваний печени, почек, а также атеросклероза. В твороге содержится значительное количество минеральных веществ (кальция, фосфора, магния, железа и др.), необходимых для нормальной деятельности сердца, центральной нервной системы, мозга и обмена веществ в организме. Соли кальция и фосфора находятся в твороге в наиболее усвояемой организмом форме.
Вырабатывают
Предусматривается выработка кисломолочных продуктов, обобщенных йодом: кефир, сметана и творог.
Во ВНИМИ разработаны кисломолочные продукты на основе сои и растительного жира: кисломолочные напитки «Богатырь», «Оригинальный», кефир и йогурт молочно-растительные, сметана с массовой долей жира 10; 15; 20 % и столовая, творог молочно-растительный, соевые пасты и др. Для профилактики и лечения желудочно-кишечных дисбактериозов разработаны содержащие бифидобактерии кисломолочные продукты: под торговой маркой «Бифидок» — биойогурт, ряженка, кефир, кефир фруктовый, кефирный напиток, сметана; под торговой маркой «Бифилюкс» — биоряженка, сметана и др.; под торговой маркой «Бифилайф» — бифийогурт, ряженка, кефир, творог. ВНИИМСом созданы напитки «Вита» и «Угличский».
1.3 Технологии управление ассортимента.
Управление ассортиментом — это прежде всего правильный выбор: какие наименования производить, в каком объеме и по какой цене их продавать. Ответив правильно на все три вопроса, мы можем существенно повысить эффективность нашей деятельности.
Задача управления ассортиментом лежит на стыке экономического и маркетингового анализа. Маркетинговый анализ позволяет понять, насколько та или иная позиция перспективна с точки зрения рынка, какой спрос на нее ожидается, растет он или падает. Экономический анализ позволяет оценить, насколько та или иная позиция выгодна самой компании. При сопоставлении данных двух анализов мы и получаем оптимальный ассортимент — и выгодный, и востребованный рынком.
Работа по оптимизации ассортимента начинается с маркетингового анализа. Маркетинговый анализ представляет собой сбор, изучение и анализ информации о рынке. Информация о рынке подразумевает общее состояние и тенденции развития отрасли, расклад сил по компаниям-конкурентам, изменения в потребительских предпочтениях и ожиданиях.
1.3.1 Характер отдела.
- Значение отдела:
Ритм современной жизни заставляет всех нас задуматься о здоровом питании. Кефир, сметана, ряженка, простокваша - всем с детства известно о пользе этих продуктов. К тому же телевизионная реклама каждый день нам напоминает о "живых бактериях", спешащих на помощь утомленным беспорядочным питанием желудкам. К кефиру все чаще добавляется приставка "био", слово "йогурт" давно уже стало для всех привычным.
Покупая кисломолочные товары, мы стараемся выбирать те из них, в качестве которых уверены. И неспроста, ведь эту долю пищевой продукции многие рассматривают как лекарство. Вечером - кефир, утром - йогурт, и ваш организм будет вам благодарен. Производители расхваливают свою продукцию всеми возможными способами, сфера торговли открывает двери палаток, магазинов, супермаркетов - заходи, выбирай. Врачи и технологи советуют быть осторожными, ведь, как известно, "не все йогурты одинаково полезны". И что же всё-таки выбрать - старый, добрый, проверенный кефир в картонной коробке, или яркую, блестящую упаковку с неизвестным содержимым - личное дело каждого покупателя. Главное, чтобы на здоровье. Таким образом, кисломолочные продукты способствуют избавлению от многих болезней, и, конечно, помогают оставаться стройным. Все кисломолочные продукты с низким процентом жирности можно использовать при соблюдении диет или во время разгрузочных дней. Всем известно, что кисломолочные продукты полезны и для взрослых, и для детей. Но мало кто задумывается, какие именно кисломолочные продукты действительно полезны. Сколько в некоторых из них консервантов, красителей и прочих «улучшителей».О пользе кисломолочных продуктов можно судить, сравнив его с молоком. Вот, к примеру, за час молоко усваивается организмом человека лишь на 32%, в то время как кефир, простокваша и другие кисломолочные напитки — практически полностью. В то же время кисломолочные продукты наравне с молоком обеспечивают потребности организма в полноценном белке и кальции, необходимом для работы сердечно-сосудистой, костной и нервной системы. Только кальций в этих продуктах содержится в оптимальном соотношении с фосфором и другими элементами, способствующими его лучшему усвоению. Главным же преимуществом кисломолочных продуктов считается то, что содержащиеся в них бифидобактерии убивают болезнетвооные и гнилостные микроорганизмы, отравляющие организм. Уже через несколько недель употребления кисломолочных продуктов в кишечнике прекращаются гнилостные процессы, и самоотравление организма прекращается, начинает восстанавливаться нормальная работа печени и почек. Кисломолочные продукты рекомендуют для нормализации микрофлоры кишечника при дисбактериозах, запорах, колитах, отравлениях тяжелыми металлами. Также полезно есть их во время курсов лечения антибиотиками. С их помощью можно свести к минимуму отрицательное влияние антибиотиков на полезные бактерии кишечника. Кефир и его разновидности — биокефир и бифидок можно назвать королями кисломолочного царства. Эти напитки содержат витамины группы В и кальций, дрожжи, уксуснокислые бактерии и другие микроорганизмы. Кефир с низким процентом жирности лежит в основе диеты, помогающей нормализовать обмен веществ и работу кишечника, сбросить лишний вес. Также считается, что кефир благотворно действует на психические процессы, улучшает память и придает бодрости.
- Потребительские свойства:
Основными потребительскими свойствами кисломолочных продуктов являются их химические показатели, такие как: калорийность, кислотность, содержание жира, минеральных веществ, витаминов.
Немаловажными для потребителей
являются технические параметры, такие
как дизайн и объем упаковки, цена,
известность торговой марки, соответствие
продукции требованиям
Калорийность большинства молочнокислых продуктов выше, чем молока, за счет концентрации при производстве белков, жира, введения различных добавок - белковых, жировых, углеводных.
Кисломолочные продукты давно признаны диетическими, благодаря высокой усваиваемости, стимулированию секреторной деятельности желудка, поджелудочной железы, кишечника. В желудке они створаживаются, образуя рыхлый сгусток или хлопья, легко доступные действию пищеварительных ферментов.
Они также обладают лечебными свойствами, обусловленными созданием в кишечнике кислой среды, которая препятствует развитию патогенной и гнилостной микрофлоры, предпочитающих щелочную реакцию. В таблице 1 приведен химический состав и калорийность сметаны, творога и кефира.
При производстве кисломолочных напитков применяются два способа: термостатный и резервуарный. При термостатном способе производства кисломолочных напитков сквашивание молока и созревание напитков производится в бутылках в термостатных и хладостатных камерах.
При размещении кисломолочных товаров на хранение следует предусматривать возможность быстрого нахождения товара, удобного отбора для подачи в торговый зал учитывать длительность его хранения.
Контроль готовой продукции
проводят по методам, принятым для кисломолочных
напитков с плодово-ягодными наполнителями.
При производстве кисломолочных
напитков с наполнителями нужно
быть особенно внимательными во избежание
выработки продукции
Кисломолочные продукты обладают
первичным ароматом, который обусловлен
веществами, содержащимися в молоке.
В период созревания накапливаются
вещества, типичные для данного вида
брожения, они сообщают кисломолочным
продуктам специфический
Помимо физико-химических показателей немаловажным критерием конкурентоспособности является также и упаковка товара. В первую очередь она обеспечивает безопасность продукта от воздействия внешних факторов и его сохранность на протяжении некоторого времени после вскрытия. Во-вторых, художественное исполнение и дизайн упаковки сильно влияет на выбор приобретаемой продукции, что в свою очередь определяется психофизическими показателями.
В настоящее время существует множество видов упаковки, но свое предпочтение покупатели отдают бутылкам ПЭТ, обрам, тетра-пак. Так как такие виды упаковок удобны в использовании и хорошо сохраняют продукт. Наименьшая доля реализации приходится на продукты в упаковке PP/TR, которая представляет собой бумажный пакет "домик".
Также определяющим фактором
при покупке кисломолочной
- Поставщики.
Поставщики крупных партий
товара, стараются контролировать способы
выкладки товара с помощью собственных
мерчендайзеров. При этом специалисты
приезжают для проверки торговой точки
один-два раза в месяц, а также при поступлении
в магазин новинки соответствующего бренда.
В остальное время расположение товара
на стеллажах контролируется администрацией
конкретного магазина.
Как выяснилось, спрос на кисломолочную
продукцию неравномерен и в течение года,
и на протяжении недели. "Лучше всего
эта группа товаров расходится в холодное
время года, летом спрос на такую продукцию
снижается. В то же время, в пятницу и в
выходные дни раскупается большее количество
товара, чем на протяжении всей остальной
недели", - говорит Татьяна Космачева.
Екатерина Митюшкина пояснила, что летом
лучше раскупается кефир, а зимой высок
спрос на молоко. Удивительным фактом
оказалось то, что йогурт и глазированные
сырки пользуются меньшим спросом, чем
кефир и ряженка, хотя потребность населения
в них выражена достаточно стабильно.
Обычно магазины стараются работать с
одними и теми же поставщиками, особенно
если в их взаимоотношениях не возникает
проблем. Но многие также не против использования
новых возможностей, и если потребитель
положительно реагирует на появление
товара новой фирмы, с ней продолжают работать,
если же предложение не оценивается, отношения
прерываются.
Большим спросом среди определенных групп
населения пользуется весовая кисломолочная
продукция. "Эта продукция сильно отличается
от фасованной и по вкусу, и по качеству:
жирность творога - 18%, сметаны - 30%, творожной
массы - 23%, это очень хорошие показатели.
Весовой продукции отдают своё предпочтение
в основном пенсионеры, а также те, у кого
в семье есть маленькие дети.Зернистый,
рассыпчатый творог, густая сметана - и
всё это не спрятано от глаз в различные
упаковки, а красуется на виду - посмотри
и оцени. Наверное, это и является причиной
популярности такой кисломолочной продукции.
В наши дни встретить её большая удача,
именно поэтому в магазинах, работающих
с поставщиками продукции "на развес",
в любое время суток выстраиваются очереди.
Следует заметить, что, несмотря на одинаковые
условия содержания и срок хранения весовой
и фасованной кисломолочной продукции,
у магазина не возникает проблем с поставщиками
и хранением товара. Это обусловлено возможностью
возврата продукции. Галина Аксенова рассказала
о том, что договорные отношения магазина
с поставщиками построены таким образом,
что в случае получения продукции ненадлежащего
качества или при образовании остатка,
магазин вправе заменить или вернуть продукцию.
При работе с весовой продукцией надо
учитывать, что для её продажи нужна тара.
Наличие упаковки различной вместимости
в виде небольших пластиковых контейнеров
в таких магазинах является необходимостью.
Стоимость их невелика, а удобство использования
- неоспоримо. Также творог, например, может
отпускаться в полиэтиленовые пакеты,
а сметана - в баночки, бидоны и бутылки
покупателя. В таком случае продавец обязан
сначала взвесить тару покупателя, а затем
вычесть её вес из общей массы наполненной
банки или бутылки. При этом продавец не
должен держать посуду клиента над открытыми
емкостями с кисломолочной продукцией,
а также отсыпать или отливать продукт
обратно. Творог отпускается деревянной
ложкой, а сметана - мерной кружкой.
Новинки в этой области пищевой индустрии
достаточно широкое понятие. Производители
кисломолочной продукции к новинкам относят,
в том числе известные всем виды продуктов
с новыми наполнителями или добавками.
Так, например, ЗАО Московский завод плавленых
сыров "КАРАТ" в течение последнего
времени начал выпускать сливочные творожки
с папайей, алоэ с кокосовым молоком, дыней
с семечками тыквы, а также фруктовые творожки
с мандарином, лимоном, изюмом. Нововведения
могут касаться и формы выпуска продукции.
"КАРАТ", ориентируясь на рыночную
ситуацию, выпустил в феврале 2004 года слайсы
- сыр в индивидуальной упаковке с различными
наполнителями. Таким образом, потребительский
спрос заставил многих производителей
продумывать не только технологическую
схему производства самого продукта, но
и качество, удобство и рациональность
упаковки. Ведь для того чтобы вызвать
интерес у современного потребителя, продукт
должен иметь не только прекрасные вкусовые
качества, но и презентабельный внешний
вид, "манящую" обертку. В настоящее
время разнообразие упаковочных материалов
для кисломолочной продукции варьируется
от мягких пакетов до пластиковых бутылок.
И это правильно, ведь качество и новизна
упаковки отражаются на цене всего продукта
в целом. Именно поэтому зависимость спроса
от вида упаковки будет отличаться в различных
торговых точках. Значение в этом случае
имеет как месторасположение магазина,
его тип, известность, престижность, так
и ассортимент всей кисломолочной продукции,
представленный покупателю в конкретной
точке. "Пенсионеры и ветераны, - отмечает
Галина Аксенова, - которых в кефире и молоке
из полиэтиленового пакета устраивает
как качество, так и цена, остаются приверженцами
такой формы упаковки". В свою очередь
появление современных видов оберточных
и упаковочных материалов, позволяет продлевать
срок хранения кисломолочных продуктов
и расширять ассортимент выпускаемой
продукции. "У нас в магазине лучше раскупается
кисломолочная продукция в пакетах "Тетра-Пак".
Для расширения ассортимента мы берем
продукцию и в пластиковых бутылках, но
количество её гораздо меньше. Так, в день
к нам поступает 24 пакета кефира в обычной
упаковке и 6 - в пластиковых бутылках",
- рассказывает Екатерина Митюшкина. Важным
в упаковке является герметичность - для
лучшей сохранности продукта, а также
возможность многократной эксплуатации.
По требитель в первую очередь обращает
внимание на то, каким заводом произведена
та или иная кисломолочная продукция,
затем на её состав, и лишь потом его интересует
вид упаковки.