Классификации товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.
Объект классификации
В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методыоценки качества, виды контроля качества и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Товароведение_Лысенко1______.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

ОЦЕНКА РАБОТЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

по дисциплине: ТОВАРОВЕДЕНИЕ

 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.

         
     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013г.

 

 

 

 

I. Классификации товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации.

Признаки  классификации.

 

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Объект классификации

В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методыоценки качества, виды контроля качества и т. д.

Значение классификации товаров  заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;
  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;
  • позволяет изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
  • позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров;
  • группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации;
  • служит базой для совершенствования системы стандартизации товаров;
  • необходима при сертификации товаров;
  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
  • используется при организации товароснабжения;
  • способствует рациональному размещению товаров на складах и выкладке их в торговых залах магазинов;
  • способствует изучению покупательского спроса;
  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п.

 

1.1 Виды классификации товаров


В товароведении используется несколько  видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.

Торговая классификация

Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.

Продовольственные товары

Согласно  торговой классификации различают  следующие группы продовольственных  товаров: хлебобулочные изделия, плоды  и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Непродовольственные товары

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации  делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные  товары (текстильная, кожаная, металлическая  галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.

Учебная классификация

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей  последовательностью. В учебных  классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком  считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Продовольственные товары

Все продовольственные  товары по учебной классификации  объединяют в 9 основных групп: зерномучные  товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые  жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому  составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственные товары

В соответствии с учебной классификацией все  непродовольственные товары разделены  на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные  товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые  товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.

Экономико-статистическая классификация

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное  контрольное число и наименование группировки продукции, которые  записывают по следующей форме:

Код КЧ Наименование

815320 3 Шнуры плетеные специальные

В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая  иерархическая классификация с  цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации  деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим  классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются  классы продукции (XX 000), на второй —  подклассы (XX ХООО), на третьей —  группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы  
(XX ХХХО) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2 — 5-разрядных группировок  продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП  может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Для однозначности понимания и  разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП  включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.

Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего  в другую его позицию, в целях  единообразного понимания специалистами  отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции  при необходимости уточнения  области применения данной позиции  или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить  в данную позицию.

Например:

58 5300 4 Детали водопропускных труб

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.

Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения  затруднено, так как группировка  продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями  товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, поскольку выпускаются разными  отраслями промышленности. Так, хозяйственные  товары входят в десятки классов  и подклассов продукции, имеющих  различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП  не отражает многих особенностей товаров  и интересов торговли, в частности, он не учитывает потребительские  свойства товаров.

Стандартная классификация

В товароведении  возможно использование стандартной классификации, представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для  определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и  методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров  в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация  по признаку назначения зафиксирована  в государственных стандартах четвертой  системы, получившей название системы  показателей качества. Например, трикотажные  товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные  изделия.

Внешнеэкономическая классификация

Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.

В ТН ВЭД СНГ все товары однозначно отнесены к определенным классификационным  группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке  содержатся в Примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации  ТН ВЭД СНГ, имеющих юридическую  силу.

Правильное определение положения  товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования  производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.

В ТН ВЭД  СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют  кодовому обозначению, принятому в  системе кодирования ГС. Те же шесть  разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый  и десятый разряды предназначены  для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов  России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой  код.

Существенный  недостаток внешнеэкономической системы  классификации — сложность в  использовании: для определения  положения товара и его кода необходимы специальные знания.

 

1.2 Общие правила и методы классификации

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени  классификации к низшей. Число  ступеней классификации зависит  от ее целей, задач, от сложности и  количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями  классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым  относятся: разновидность, артикул. При  классификации применяют также  вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

Информация о работе Классификации товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации