Классификации товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.
Объект классификации
В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методыоценки качества, виды контроля качества и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Товароведение_Лысенко1______.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

Вид - это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Общими правилами построения классификации следует считать:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности  и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).

Иерархический

Фасетный

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны  тем, что относятся к одному и  тому же множеству. Каждый фасет характеризует  одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система  классификации представляет собой  систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление  классификаторов и кодирование  объектов классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.

Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации

Метод

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление множества  на подмножества с взаимосвязанным  подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации.

Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации

Малая гибкость.

Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования.

Трудность включения новых признаков  деления и новых товаров

Фасетный

Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены друг другу.

Трудность в определении весомости  классифицируемых характеристик объекта


 

Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени  классификации группируют только по одному классификационному признаку. Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).

Каждый метод классификации  имеет свои плюсы и минусы. Поэтому  при практическом решении классификационных  задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.

1.3Основные классификационные признаки

Распределение совокупности товаров  по категориям (звеньям) происходит в  соответствии с признаками классификации.

Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так  и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные  товары). На следующих ступенях классификации  этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых  изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории  товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой  подошве, обувь с верхом из натуральных  и искусственных материалов.

По составу сырья колбасные  изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по признаку конструкции  характерно для непродовольственных  товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут  быть барабанного и активаторного  типа.

Для многих групп товаров важен  классификационный признак деления  их по способу производства. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани  и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности  технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания  овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).

Очень часто товары делят по таким  признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые  встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская  обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

 

II. Эргономические свойства товаров. Определение, комплексные и единичные показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические), их значение для различных групп товаров.

Эргономические  свойства характеризуют удобство и  комфорт эксплуатации изделия в  системах "человек — среда  — изделие" или "человек —  изделие". К эргономическим свойствам  относятся антропометрические, физиологические (гигиенические), психофизиологические и психологические свойства.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие размеров и формы изделия размеру и форме тела человека. Конструкция изделия и его размеры (габариты) должны обеспечивать удобство пользования им и рациональное расходование энергии человека. Например, высота и угол наклона спинки кресла должны соответствовать форме тела человека, в зависимости от их величины обеспечивается та или иная степень комфорта при сидении.

Физиологические свойства характеризуют те особенности товаров, которые оказывают влияние на жизнедеятельность и особенности функционирования человеческого организма и/или отдельных его органов. Физиологические свойства, как правило, удовлетворяют потребности человека в пище, тепле и пр. Так, особенности пищевой ценности продовольственных товаров (сбалансированность элементов, температура плавления жиров, усвояемость белков, жиров, углеводов и витаминов) определяют их физиологические свойства.

Для непродовольственных товаров (одежда, обувь, посуда и др.) физиологические  свойства реализуются черезгигиенические свойства. Все гигиенические свойства можно объединить в следующие группы: свойства, определяющие взаимодействие изделия с парообразной и жидкой влагой; свойства проницаемости; свойства электризуемости; свойства, обеспечивающие тепловой обмен энергией; свойства загрязняемости и очищаемости.

К свойствам, определяющим взаимодействие изделий с парообразной и жидкой влагой, относятся гигроскопические свойства, влагоотдача, водопоглощение и пр. Эти свойства имеют большое  значение, особенно для одежды и  обуви. Они способствуют поддержанию  нормальной влажности в пространстве между изделием и кожей человека.

Свойства проницаемости характеризуют  способность материалов пропускать воздух (воздухопроницаемость), пары влаги (паропроницаемость), пыль (пылепроницаемость), свет (светопроницаемость), капельную  воду (водопроницаемость, водоупорность) и пр. Например, мебель, предназначенная  для хранения продуктов должна иметь  соответствующий воздухообмен. Плащевые ткани — обладать водоотталкивающими свойствами, а резиновая обувь  должна быть водоупорной.

Свойства электризуемости характеризуют  способность изделия накапливать  на своей поверхности заряды статического электричества. Электризуемость при  носке одежды вызывает неприятные ощущения, а наэлектризованная одежда прилипает  к телу и быстрее загрязняется.

Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией, характеризуют способность  изделия к переносу тепла (теплопроводность, температуропроводность) и к поглощению тепла (теплоемкость). Эти свойства называют теплозащитными. Высокими теплозащитными свойствами должны обладать изделия зимнего ассортимента, а также строительные товары. Теплоемкость, в частности, имеет значение для электронагревательных приборов.

Свойства загрязняемости и очищаемости  характеризуют способность изделий  загрязняться и очищаться, имеют  большое значение для оценки их гигиенических  свойств. Способность изделия очищаться  зависит от вида материала, из которого оно изготовлено, от конструкции  изделия, от наличия специальных  покрытий и др. Например, удобство очистки  металлохозяйственных изделий определяется отсутствием труднодоступных мест, гладкостью поверхности и др.

Психофизиологические свойства характеризуют соответствие изделия силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека, возможностям его органов чувств. Вес переносной техники должен соответствовать силовым возможностям человека. Сила звукового сигнала будильника должна превышать порог слышимости, но не вызывать болевых ощущений. Восприятие цвета также относится к психофизиологическим показателям. Так, красный цвет воспринимается иначе, чем тот же красный цвет на зеленом фоне. Восприятие изделия человеком осуществляется через целую систему чувств (сенсорную систему): зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную, вкусовую.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. В подгруппу психологических показателей входят показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам работы человека с изделием.

Например, направление поворота ручки  прибора при регулировании с  целью увеличения значения регулируемого  параметра должно соответствовать  направлению движения часовой стрелки. В то же время для перекрытия потока воды, газа в газопроводе рукоятки и маховики кранов поворачивают против часовой стрелки. Это объясняется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

 

 

    1. Покажите на примере конкретного товара (исследуемый товар выбирается студентом самостоятельно) следующее:

Информация о работе Классификации товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации