Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование рынка кондитерских изделий республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать состояние современного рынка кондитерских изделий;
- изучить классификацию кондитерских изделий по различным видам документов;
- исследовать пищевую ценность и калорийность кондитерских изделий;
- изучить потребительские свойства кондитерских изделий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
1.1. Понятие, особенности рынка кондитерских изделий………………...4
1.2. Условия функционирования рынка кондитерских изделий………....6
1.3. Характеристика конкурентной борьбы на рынке……………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА
2.1. Стратегическое и текущее планирование……………………………13
2.2. Тенденции развития рынка кондитерских изделий………………….21
2.3.Конъюнктура рынка…………………………………………………….24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32
Участие иностранного капитала – иностранные компании могут проводить агрессивную политику завоевания на рынке путем покупки контрольного пакета акции российских предприятий, строительства новых производственных мощностей и образования новых инфраструктур. Таким образом, можно сказать, что: конкурентная борьба между уже существующими предприятиями на рынке достаточно интенсивна, рынок поделен между ними соответственно на сегменты и сферы влияния как по региональному, так и по потребительскому и дилерскому принципам. Нарастающая тенденция к слиянию и поглощению повышает уже существующие барьеры вхождения на рынок. Существующие тарифно-таможенные ограничения в РФ являются серьезными помехами для ведения бизнеса уже существующими крупными игроками на рынке, не говоря о новичках. Иностранные инвесторы, нацеленные на ведение агрессивной политике на рынке, готовы вкладывать деньги в региональные средние, но перспективные предприятия. Существующие мировые цены на сахар и како-бобы выступают в качестве «естественного фильтра» игроков на рынке, тем самым отфильтровывая новичков и слабых конкурентов.6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА.
2.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
На сегодняшний день темп
изменения и увеличения знаний является
настолько большим, что планирование
представляется единственным способом
формального прогнозирования
Таблица 2.1.1.Возрастной состав оборудования в кондитерской промышленности в процентах.
Средний возраст оборудования |
1993-1997 гг. |
1997-2002 гг. |
2002-2006гг. |
До 5 лет 5-10 лет 10-20 лет Свыше 20 лет |
29,1 23,8 25,3 21,8 |
42,3 23,6 24,9 9,2 |
35,0 27,0 28,0 10,0 |
В кондитерской отрасли мировому уровню соответствует не более 15% находящегося в эксплуатации технологического оборудования. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, превышает 20%; 50% от установленного оборудования отработало уже два амортизационных срока и более.Еще более тяжелое положение в отдаленных регионах России, где имеются старые кондитерские фабрики, построенные в послевоенный период и, как правило, не подвергавшиеся реконструкции и модернизации (табл.2.1.2.). В то же время опыт последних лет показал, что без технического и технологического перевооружения производства большинство отечественных кондитерских предприятий не может успешно работать в рыночных условиях и выпускать конкурентоспособную продукцию. Этот вывод подтверждает и опыт работы предприятий, которые провели частичную замену оборудования (ульяновская фабрика, "Красный Октябрь", фабрика им. Бабаева, курский комбинат, фабрика им. Крупской).Одной из последних тенденций, важных для развития отечественной пищевой индустрии, и в том числе кондитерской промышленности, стало образование крупных холдингов. Общее состояние кондитерской отрасли в настоящий момент таково, что ЗАО «Кондитерпром» имеет все необходимые предпосылки для реализации стратегии развития товара, и первого этапа стратегии - проекта по техническому перевооружению производства. О чём свидетельствует проведённый STEP– анализ ряда факторов, влияющих на возможность осуществления данной стратегии(табл.2.1.3).8
Таблица 2.1.2.Анализ внешнего окружения ЗАО «Кондитерпром»
Социальные факторы:
|
+
+
+ |
-
-
- |
Технологические факторы:
|
+ |
- |
Экономические факторы:
|
+
+
+ + + |
-
- - |
Политические факторы:
возможное изменение налогового
и таможенного |
+
+ |
- |
Повышение конкурентоспособности предприятий кондитерской промышленности подразумевает решение ряда проблем. К важнейшим из них относятся: обновление морально устаревшего парка технологического оборудования; повышение качества продукции, включая экологическую безопасность ее изделий; снижение себестоимости готовых изделий за счет использования отечественных видов плодового и орехового сырья; увеличение срока годности готовых изделий, совершенствование упаковки. Все перечисленные проблемы наиболее сильно проявляются в отдаленных регионах страны, к которым относится и Республика Бурятия.
Внедрение модернизированного оборудования позволит ЗАО «Кондитерпром» повысить конкурентоспособность.
Анализ основных
рынков сбыта кондитерской
В таблице 2.1.3 отражена география реализации продукции ЗАО «Кондитерпром».
Регионы |
Начало года |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
Республика Бурятия |
826,15 |
826,15 |
728,784 |
657,5488 |
Иркутская область |
119,925 |
119,925 |
128,4048 |
129,4549 |
Красноярский край |
53,3 |
53,3 |
42,8016 |
40,06938 |
Хабаровский край |
39,975 |
39,975 |
32,3904 |
28,76776 |
Приморский край |
26,65 |
26,65 |
21,9792 |
19,52098 |
Читинская область |
146,575 |
146,575 |
133,032 |
102,742 |
Амурская область |
26,65 |
26,65 |
23,136 |
18,49356 |
Монголия |
93,275 |
93,275 |
46,272 |
30,8226 |
Рисунок 2.1- Объемы сбыта продукции ЗАО «Кондитерпром» по регионам России
На рисунке 2.1 видно, что 63 % продукции фабрики реализуется в Республике Бурятия. Кроме того, 11 % и 10 % сбыта приходится на Читинскую и Иркутскую области соответвенно.9
На сегодняшний день ЗАО «Кондитерпром» подвержена значительной конкуренции со стороны производителей на рынке кондитерских изделий. Продукция кондитерских фабрик достаточно разнообразна, но существуют определенные традиционные ассортиментные группы. Это карамель (леденцовая, молочная, фруктовая), ирис, конфеты, глазированные шоколадные, зефир, пастила, вафли, ряд сахарного и сдобного печенья, торты и пирожные. Целесообразно проводить конкурентный анализ по выделенным выше ассортиментным группам.
Определим все фирмы, которые можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов:
ОАО «Сладко»
ОАО «Южуралкондитер»;
ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»;
ОАО Комбинат кондитерский «Спутник».
ЗАО «Кондитерпром» поставило для себя целью усовершенствовать и изменить ассортимент продукции за счет вафельных изделий высокого качетсва изделий. Проведем анализ по данному продукту продукции нашего предприятия и конкурентов:
Таблица 2.1.4 - Балльная оценка вафлей
№ |
Факторы, влияющие на сбыт товара |
Весомость фактора в балах |
Оценка в сравнении с товаром конкурента | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | |||
1 |
Качество |
35 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Разнообразие |
10 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Способы продажи |
10 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Эстетичность упаковки |
15 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
Цена |
25 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Условия оплаты |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Где,
I –ЗАО «АМТА»;
Как мы видим продукци ЗАО «Кондитерпром» вполне конкурентноспособна. Я считаю, что необходимо наладить производство вафельных тортов, стогласно опросу в рамках проводимых маркетинговых исследований, наибольшее предпочтение люди отдают вафельным тортам,но на данный момент они не всегда дешево стоят.
Рис. 2.2.
ЗАО «Кондитерпром» наладив
выпуск вафельных тортов значительно
увеличит свой товароборот.