Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование рынка кондитерских изделий республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать состояние современного рынка кондитерских изделий;
- изучить классификацию кондитерских изделий по различным видам документов;
- исследовать пищевую ценность и калорийность кондитерских изделий;
- изучить потребительские свойства кондитерских изделий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
1.1. Понятие, особенности рынка кондитерских изделий………………...4
1.2. Условия функционирования рынка кондитерских изделий………....6
1.3. Характеристика конкурентной борьбы на рынке……………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА
2.1. Стратегическое и текущее планирование……………………………13
2.2. Тенденции развития рынка кондитерских изделий………………….21
2.3.Конъюнктура рынка…………………………………………………….24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32
2.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ.
Ассортиментная политика
- одно из самых главных направлений
деятельности маркетинга каждого предприятия.
Данное направление приобретает
особую значимость в нынешних условиях
рыночной экономики, когда к товару
со стороны потребителя
Для определения объемов кондитерских изделий, реализуемых на бурятском рынке кондитерских изделий, а также в целях выявления причин изменения структуры товарного предложения и предпочтений потребителей был проведен анализ данных маркетинговых исследований рынка кондитерских товаров. В ходе проводимого исследования было задействовано: 2 предприятия оптовой и розничной торговли; опрошено 80 покупателей; средний ассортиментный минимум кондитерских изделий составляет от 50-98 наименований. По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями кондитерских товаров, является: цена (85% респондентов отметили данный критерий); качество (80%); упаковка и внешний вид (50%). Опрошенные специалисты торговли, закупающие кондитерские изделия местных производителей, объяснят свой выбор более высоким качеством и безопасностью данных товаров (85 % респондентов), более низкими закупочными ценами (45%), более быстрой реализацией (45%). Вместе с тем, покупатели стали больше внимания обращать на экологическую безопасность, срок годности, соответствие цены и качества реализуемых товаров.
Проведенный анализ выявил организационно-правовую форму покупателей. Основную долю покупателей составляют общества с ограниченной ответственностью – 68,1%; высока доля также индивидуальных предпринимателей почти 16%; на долю общественных организаций приходится 10%.
Маркетинговое исследование, выявило, что ряд крупных торговых фирм работают только с местной продукцией. Однако не по всем ассортиментным позициям кондитерских изделий торговые компании предпочитают продукцию местного производителя. Так, торговые компании предпочитают закупать «Мармеладно-пастильные изделия» из других регионов России (в основном из Москвы), на их долю приходится 45% и 65% от всего ассортимента, представленного на рынке. Тем не менее, лидирующие позиции местный производитель занимает по ассортименту «Карамель и мягкие конфеты, глазированные шоколадом», «Шоколадные конфеты» - 67% и 55% соответственно.
Было проведено исследование частоты покупки кондитерских изделий потребителями. Наибольший удельный вес занимают покупатели, которые покупают продукцию «Несколько раз в неделю» - 33,1% и «Раз в неделю» - 25,5%. 12
Среди покупателей было проведено
исследование их вкусовых предпочтений.
Наибольшим покупательским спросом
пользуются карамель и мягкие конфеты,
глазированные шоколадом и
Проведенный маркетинговый
анализ состояния и реализации на рынке
республики Бурятия кондитерской продукции
показал, что усиление конкуренции на
потребительском рынке приводит к большему
насыщению кондитерских изделий по многим
видам ассортимента и как следствие, к
более полному удовлетворению покупательского
спроса потребителей. В январе - июне 2009 года населению Республики
Бурятия продано кондитерских товаров
на сумму 810000 млн. рублей, что на 7,0% выше
соответствующего уровня прошлого года.
2.3. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА.
Одним из показателей состояния экономики является так называемая рыночная конъюнктура. Изменение рыночной конъюнктуры определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики. Понятие «конъюнктура» в широком смысле слова означает совокупность категорий взятых в их взаимосвязи. В экономической литературе понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характере ситуации складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в данный момент или период (рис. 2.3).
Потребление кондитерских изделий
российскими потребителями невелико по
сравнению с показателями западных стран,
в то время как по потреблению хлеба и
хлебобулочных изделий Россия лидирует,
превышая показатели Германии на 53%, Франции
– на 45%. Причина этих различий в потреблении
– низкий средний уровень жизни населения
России и сама специфика данной группы
продуктов. Кондитерские товары не являются
товарами первой необходимости, а спрос
на эту группу продуктов эластичен по
доходу, то есть увеличение дохода приводит
к увеличению спроса.
Доказательством служит сопоставимый
статистический анализ проблем доходов
и уровня жизни в Москве и РФ, проведенного
Московским государственным университетом
экономики, статистики и информатики.
В результате этого исследования выяснилось,
что разница в потреблении продуктов питания
высокодоходных и малообеспеченных групп
населения особенно заметна в расходах
на покупку фруктов и кондитерских изделий.
В структуре расходов на продукты питания
малообеспеченные семьи особенно выделяют
хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные
изделия. Обеспеченные группы населения
среди прочих деликатесных и дорогостоящих
продуктов предпочитают пшеничный хлеб
и кондитерские изделия. Расходы на кондитерские
изделия составляют 9,7% итогового продуктового
бюджета малообеспеченных жителей и 15,6%
бюджета у высокодоходных слоев населения,
на хлеб и хлебобулочные изделия расходы
21,2% и 12,4% бюджета соответственно.
А также рынок зависит
от производства и поставок ароматизаторов,
загустителей, эссенций, консервантов,
орехов, сухофруктов и прочих кондитерских
добавок.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ.
Состояние рынка кондитерских изделий является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения республики. Благоприятная экономическая коньюнктура, сложившаяся в последние годы, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсии, поступление в розничную торговлю товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствовали удовлетворению потребительского спроса населения и росту розничного товарооборота. По данным статистики за отчетный год населению республики Бурятия продано кондитерских изделий на сумму 35446,2 млн. рублей, что на 14,9% выше уровня прошлого года. .Сохранение устойчивого роста потребительского спроса во многом произошло за счет роста потребительского кредитования, так в 2006 году объем банковских потребительских активов увеличился против уровня 2005 года на 31,9%. Доля кредитов населения в совокупных активах банковской системы по республике составила 30,1%, что на 9 процентных пункта выше уровня 2006г. При этом отрицательным фактором является снижение доли накопления денежных доходов населения, отток денежных средств из республики. По данным Министерства экономики Республики Бурятия общий объём производимой предприятием кондитерской продукции равнялся в 2005г. -341,6тн на сумму 13481тыс.руб. Таким образом, рынок производства кондитерских изделий Бурятии делят между собой три предприятия, где 94,5% рынка принадлежит ОАО «Амта», 37% - ОАО «Иволкон» и 1,9% ООО «Тарко».
По итогам Всероссийского
бизнес-рейтинга улан-удэнская кондитерская
фабрика «Амта» получила статус «Лидер
экономики России 2010 года», а директор
Сергей Пронин награждается орденом
«Звезда экономики России» и
национальным сертификатом «Бизнесмен
года».
По сообщению организационного комитета
Всероссийского бизнес-рейтинга, ранжирование
проводилось среди более 620000 предприятий
на основании данных государственных
органов статистики РФ за 2010 год. Согласно
официальным данным, в рейтинге представлены
исключительно предприятия-лидеры, закончившие
отчётный период с прибылью и являющиеся
лучшими налогоплательщиками.
Компания «Амта» добилась преимущества
над конкурентами и заняла 26-е место среди
производителей кондитерских изделий,
что является признаком высокого профессионализма
руководителя и всего трудового коллектива,
отмечается в наградном листе.
Официальная церемония награждения состоится
в Санкт-Петербурге в июне 2011 года в рамках
V Бизнес-саммита лидеров экономики России
и Украины. 16