Конкурентоспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение формирования и оценка конкурентоспособности водок.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и факторы, влияющие на нее;
2) Провести анализ коэффициента широты, полноты, устойчивости, новизны;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товаров
1.1 Конкурентоспособность и факторы влияющие на нее……………….……4
1.2 Методика оценки конкурентоспособности товаров……………………… 7
2 Анализ конкурентоспособности водок
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП
«МегаЕвротекс»………………………………………………………………...12
2.2 Анализ ассортимента водок ………………………………………………. 17
2.3 Оценка конкурентоспособности водок …………………………………..24
3. Пути совершенствования конкурентоспособности………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 99.57 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности  товаров                            

1.1 Конкурентоспособность и факторы влияющие на нее……………….……4

1.2 Методика оценки конкурентоспособности товаров……………………… 7

2 Анализ конкурентоспособности  водок                                                          

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП

«МегаЕвротекс»………………………………………………………………...12

2.2 Анализ ассортимента водок ………………………………………………. 17

2.3 Оценка конкурентоспособности  водок  …………………………………..24

3. Пути совершенствования конкурентоспособности………………………. 28

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников ……………………………………….. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность товара - способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности. Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы («цена-качество»):

Цель данной работы - изучение формирования и оценка конкурентоспособности водок.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

1) Изучить теоретические  аспекты конкурентоспособности  товаров и факторы, влияющие на нее;

2) Провести анализ коэффициента  широты, полноты, устойчивости, новизны;

3) Провести анализ конкурентоспособности водок, реализуемых на ЧТУП «МегаЕвротекс»;

4)  Провести анализ организационно-экономической деятельности ЧТУП «МегаЕвротекс».

Таким образом, тема данной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

Теоретической и методологической основой данной работы являются нормативные  и законодательные акты Республики Беларусь, учебная и научная литература, материалы периодической печати по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности  товаров

1.1. Конкурентоспособность и факторы влияющие на нее

Проблеме определения  понятия «конкурентоспособность»  посвящено множество работ. В  основном, материал, изложенный в учебной  литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассматривают «конкурентоспособность»  неоднозначно. Требуется учет современных условий при исследовании проблематики этого понятия, как теории.

Изучение конкурентоспособности  производства предприятий на целевых рынках представляет собой одну из важнейших составляющих комплексных исследований.

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В обобщенном виде термин «конкурентоспособность» определяется как состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат.

Из определений понятия «конкурентоспособность» можно сделать вывод, что оно включает три основные составляющие. Первая жестко связана с продуктом как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то что, может быть, приятно или неприятно потребителю продукции.

Исходя из проведенных  выше исследований, определение конкурентоспособности продукции можно вывести из следующих основных направлений:

- конкретных требований  потенциальных потребителей к  предложенному на рынке товару;

- возможных размеров и  динамики спроса на продукцию;

- ожидаемого уровня конкуренции  на рынке соответствующих товаров;

- определяющих параметров  продукции основных конкурентов;

- расчетного уровня рыночной  цены товара;

- срока окупаемости совокупных  расходов, связанных с проектированием и продвижением на рынок нового товара;

- наиболее перспективных  рынков для соответствующего  товара и этапов закрепления на них.

В литературе, посвященной  изучению конкурентоспособности, присутствует три подхода к определению понятия «конкурентоспособность»:

- первый рассматривает данное понятие как элемент рыночного механизма, который уравновешивает спрос и предложение (классическая экономическая теория);

- второй определяет данное понятие как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (современная теория морфологии рынка);

- третий подход характерен для отечественной литературы. Определяет «конкурентоспособность» как состязательность на рынке.

На основе проведенного анализа  сформулировано следующее определение, которое учитывает социальные, маркетинговые, экономические, производственные и коммерческие интересы: Конкурентоспособность - это преимущества на рынке, которые обеспечиваются привлекательными для потребителя свойствами, сравнительно низкой ценой и эксплуатационными расходами, т.е. - это рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке и приносящее прибыль.

Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. И все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение - именно к экономическим объектам.

Конкурентоспособность является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых изобретений и технологий). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуру производителей-монополистов по отношению к потребителю. Она представляет собой характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкурентной общей потребности.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и тому подобное.

Конкурентоспособность - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Если говорить о факторах конкурентных преимуществ продукции, то они сводятся, в основном, к показателям качества и удобства эксплуатации. В числе таких факторов можно назвать: лучшее соотношение цены и качества; более современный дизайн; лучшую по оформлению и качеству упаковку; лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание); условия гарантии (сроки, возможность замены и др.); условия эксплуатации и хранения; сроки и условия поставки; предусмотренное соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации продукции.

К числу главных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности, относятся: отсутствие программы защиты внутреннего рынка; отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественным производителям; либерализация таможенной пошлины по отношению к поставщикам импортной продукции; давление и засилье импортной продукции; отсутствие финансовой поддержки (инвестиционных влияний) вследствие непривлекательности рынка; уменьшение покупательской способности населения.

Если оценивать более  конкретные положительные моменты  воздействия конкурентности на товарных рынках, то следует отметить, что она способствует развитию научно-технического прогресса, заставляя товаропроизводителя применять лучшее сырье, материалы и комплектующие изделия, добиваясь одновременно их более экономного использования; при этом из производства вымываются устаревшая техника, энергоемкие и материалоемкие технологии, прекращается выпуск некачественных товаров; вырабатывается чуткая реакция на изменение спроса, рост цен, издержек производства и обращения; в известной мере выравнивается норма прибыли и размер заработной платы.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, персоналом фирмы, поставщиками и возмещать производственные затраты.

 

1.2 Методика оценки конкурентоспособности товаров

Оценка конкурентоспособной продукции  отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских  и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

где: gi − единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi − величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin − величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n − количество анализируемых параметров.

В случае принятия за базу сравнения  образца, в знаменателе дроби  проставляется величина i-го параметра  для товара, принятого за образец.

В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок.

Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим  параметрам производится по формуле:

где: Imn − групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

gi − единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Li − весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

n − число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

где: З, З0 − полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  включают единовременные затраты на

 

приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:

 

где: Т − срок службы;

i − год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:

где: i = 1…n − число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1…n − виды продукции;

Li − коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij − конкурентоспособное значение для j-ой продукции;

Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

i = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);

i = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое).

Таким образом, при помощи цифр можно  дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:

Информация о работе Конкурентоспособность товаров