Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:38, контрольная работа
1. Фальсификация товаров: понятие, объекты, виды и способы.
2. Алкогольные напитки: классификация, особенности химического состава, оценка качества, дефекты, хранения.
3. Сравните пищевую ценность субтропических плодов.
План:
«Фальсификация
(от лат. Falsifico - подделываю) - действия,
направленные на обман покупателя и/или
потребителя путем подделки объекта купли-продажи
с корыстной целью» .
Поэтому фальсификация, в широком понимании,
может рассматриваться как действия, направленные
на ухудшение тех или иных потребительских
свойств товара или уменьшение его количества
при сохранении наиболее характерных
показателей, но не являющиеся существенными
для потребителя.
Фальсификация продовольственных товаров
чаще всего производится путем придания
им отдельных наиболее типичных признаков,
например внешнего вида, цвета, консистенции
при общем ухудшении или полной утрате
отдельных наиболее значимых свойств
пищевой ценности (наличие полноценных
белков, жиров, углеводов, витаминов и
т.п.), в том числе и безопасности.
При использовании термина «фальсифицированные
товары» многие путают его с такими понятиями
как «подделки-заменители» (суррогаты,
имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые
из-за несовершенства технологии или низкой
квалификации рабочих). И это происходит
не случайно, так как многие подделки-заменители
и дефектные товары широко применяются
с целью фальсификации натуральных продуктов,
при этом получателю и/или потребителю
либо умышленно не предоставляется необходимая
информация, либо представляется искаженная.
Обычно объектами фальсификации являются:
товары; услуги; денежные знаки; документы;
информация; финансовые и бухгалтерские
отчеты и текущая документация; маркировочные
и идентификационные знаки; исторические
факты; мнения и высказывания выдающихся
личностей и многое другое. В своей контрольной
работе я разберу следующую фальсификацию:
продовольственных товаров; маркировочных
и идентификационных знаков; товаросопроводительную
документацию; информацию о товаре.
При фальсификации продовольственных
товаров обычно подвергается подделке
подлинности одна или несколько характеристик
товара. Поэтому различают следующие виды
фальсификации продовольственных товаров:
· ассортиментная (видовая):
· качественная;
· количественная;
· стоимостная;
· информационная;
· комплексная .
Каждый вид фальсификации имеет свои характерные
способы подделки подлинных товаров, а
при комплексной - сочетание различных
двух, трех или всех пяти видов. Естественно,
что при комплексной фальсификации необходимо
устанавливать значимость каждого отдельного
вида на подделку товара в целом.
При ассортиментной фальсификации подделка
осуществляется путем полной его заменителями
другого сорта, вида или наименования
с сохранением сходства одного или нескольких
признаков.
В зависимости от используемых средств
фальсификации, схожести свойств заменителя
и фальсифицируемого продукта различают
следующие способы фальсификации:
· пересортица;
· замена высококачественного продукта
низкоценным заменителем, имеющего сходные
признаки;
· подмена натурального продукта имитатором
.
Все заменители, применяемые при ассортиментной
фальсификации, подразделяют на две группы:
пищевые и непищевые.
К ассортиментной фальсификации прежде
всего относят пересортицу товаров. Это
одна из наиболее широко распространенных
разновидностей ассортиментной фальсификации.
Пересортица - действия, направленные
на обман получателя и/или потребителя
путем замены товаров высших сортов низшими.
Яркими примерами пересортицы являются:
замена муки высшего сорта на первый; муки
ржаной сеяной на обдирную; замена яиц
1 категории на яйца 2 категории; мяса высшего
сорта на 1 сорт и т.п.
Качественная фальсификация - подделка
подлинных товаров с помощью различного
рода пищевых или непищевых добавок или
нарушений рецептур для изменения качественных
показателей органолептических и других
свойств продуктов.
Объектами данного вида фальсификации
служат пищевые продукты с различными
добавками или нарушенными рецептурами.
В зависимости от используемых средств
фальсификации, степени введения заменителя
и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого
продукта различают следующие способы
фальсификации: добавление воды; введение
более дешевых компонентов за счет более
дорогостоящих; частичная замена натурального
продукта имитатором; добавление или полная
замена продукта чужеродными добавками;
введение различных пищевых добавок; частичная
или полная замена продукта пищевыми отходами;
повышенное содержание допустимых нормативно-технической
документацией некачественной продукции
или компонентов; введение консервантов,
антиокислителей и антибиотиков без их
указаний на маркировке товара.
Все добавки и компоненты, используемые
при качественной фальсификации, подразделяют
на две группы: пищевые и непищевые. В свою
очередь пищевые добавки подразделяют
на: допустимые для здорового человека;
допустимые для детей; допустимые при
тех или иных заболеваниях.
Количественная фальсификация - это обман
потребителя за счет значительных отклонений
параметров товара (массы, объема, длины
и т.п.), от предельно допустимых норм отклонений.
В настоящее время в стандартах уже не
указываются отклонения в ту или иную
сторону. Регламентируются только допустимые
отклонения в сторону уменьшения количественного
показателя товара.
Количественная фальсификация осуществляется
как правило, на стадии производства -
при фасовке товаров, розливе напитков
или на предприятиях торговли, массового
питания при отпуске потребителю.
Стоимостная фальсификация - обман потребителя
путем реализации низкокачественных товаров
по ценам высококачественных или товаров
с меньшими количественными характеристиками
по цене товаров с большими количественными
показателями.
Этот вид фальсификации является самым
распространенным, так как совмещает в
себе и другие ее виды (ассортиментную,
количественную и др.). Более того, именно
стоимостная фальсификация и является
главной целью корыстного обмана потребителей,
так как позволяет получить незаконный
доход путем незаконного повышения стоимости
товара.
В условиях рыночной экономики, одной
из характерных черт которой являются
свободные цены, регулируемые только конкуренцией
между отдельными производителями, стоимостная
фальсификация может использоваться либо
для реализации фальсифицированной низкокачественной
продукции или даже опасных товаров, либо
в целях ценовой конкуренции, в частности
для формирования потребительских предпочтений
к данному товару с помощью демпинговых
цен.
Информационная фальсификация - обман
потребителя с помощью неточной или искаженной
(ложной) информации о составе и/или свойствах
товара.
Данный вид фальсификации осуществляется
путем искажения информации в товарно-сопроводительных
документах, сертификате, маркировке и
рекламе. Рассмотренные ранее другие виды
фальсификации в большинстве случаев
дополняются и информационной фальсификацией
о составе и свойствах товара. В противном
случае фальсификация легко выявляется.
Искаженная или неточная информация о
составе и свойствах товара служит основанием
считать подделку натурального продукта
фальсифицированным товаром. Так, к фальсифицированному
продукту относится белковая икра, если
на маркировке или в товарно-сопроводительных
документах, или на ценнике указывается
наименование «Икра черная». Если же везде
будет написано правильное название данного
продукта - «Белковая икра», то обвинение
в фальсификации снимается.
Одной из разновидностью информационной
фальсификации товара является фальсификация
с помощью упаковки, чаще всего производственной
и потребительской.
Упаковка - составная часть товара, определяющая
внешний вид упакованной продукции. Идентифицирующие
функции присуще упаковке в меньшей степени,
чем маркировке. Ее основной функцией
является предохранение товара от потерь,
а окружающей среды от загрязнения. Однако
привлекательная по внешнему оформлению
упаковка может придать неповторимый
вид товару, служить для целей идентификации
товара потребителем, в результате чего
создаются потребительские предпочтения.
Объектом фальсификации является именно
привлекательная по внешнему виду упаковка,
имитирующая продукт высокого качества,
хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается
фальсифицированным.
Фальсифицируют не только маркировку
и упаковку, но и товарно-сопроводительные
документы, причем наиболее часто подделывают
накладные и сертификаты.
К алкогольным напиткам относят
продукцию, содержащую не менее 1,5% этилового
спирта, полученного из пищевого, углеводсодержащего
сырья. В зависимости от содержания
этилового спирта (объемной доли, в
%) алкогольные напитки
Питьевой этиловый спирт получают из пищевого спирта-ректификата высшей очистки путем разбавления его умягченной водой до крепости 95%. Пищевой спирт-ректификат вырабатывают из растительного сырья, богатого крахмалом или сахаром, зерновых культур, картофеля, свеклы, мелассы (отход сахарного производства), некондиционного сахара-сырца и др. В зависимости от степени очистки его выпускают следующих сортов: "Люкс", "Экстра", высшей очистки, I сорта. Реализация питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера.
Водки — спиртные напитки крепостью 38-45%, 50 и 56%, полученные путем обработки водно-спиртовой смеси адсорбентом с последующей фильтрацией. Для приготовления водно-спиртовой смеси (сортировки) используется спирт-ректификат, умягченная вода, а также для многих водок — различные вкусовые и ароматические добавки. В зависимости от применяемых при изготовлении спирта ивкусоароматических добавок, водки подразделяются на водки и водки особые. Особые водки отличаются специфическим ароматом и оригинальным вкусом, которые создаются внесением таких ингридиентов, как эфирные масла, ароматные спирты и др.
Ассортимент российских водок включает следующие наименования: Московская, Столичная, Экстра, Пшеничная, Посольская, Старорусская, Сибирская и др. К особым водкам относят водки следующих наименований: Анисовая, Украинская горилка, Тульская, Флотская, Новая, Петр I и др.
Водки других стран имеют национальные особенности: они отличаются основным сырьем, используемыми добавками, технологией производства. Так, например, национальной французской водкой является кальвадос (яблочная водка), немецкой — шнапс (основное сырье: картофель, свекла), японской — сакэ (рисовая водка), грузинской — чача (виноградная водка), венгерской — сливовица (сливовая водка), турецкой — араки (финиковая водка), мексиканской — пульке (кактусовая водка) и т. д.
К крепкоалкогольным напиткам относят также ром, виски, джин, бренди, коньяк. Особенностью их производства является выдержка в дубовых бочках, обугленных или необугленных изнутри.
Ром — крепкий алкогольный напиток (40-55%), полученный путем длительной выдержки ромового спирта в дубовых бочках (обугленных или необугленных). Основное сырье для производства ромового спирта — сахарный тростник и тростниковая меласса. Различают ром натуральный, ромовые смеси и искусственный ром.
Натуральный ром в зависимости
от химического состава и
Виски — крепкий алкогольный напиток (40-45% об.), получаемый перегонкой сброженного зернового сусла (из ржи, овса, кукурузы, ячменного солода) с последующей выдержкой в дубовых обугленных бочках от 3 до 10 лет. Классическим считается шотландское виски, которое в зависимости от используемого сырья подразделяют на три типа — солодовое (malt), зерновое (grain) и смешанное (blended). Наиболее известные марки: White Horse, Jonnie Walker (Red Label, Black Label), Black & White и др. Различают также ирландское виски, американское, канадское и др.
Джин — крепкий алкогольный напиток (до 45% об.), полученный путем перегонки водно-спиртовых настоев пряно-ароматического сырья, обязательным компонентом которого являются ягоды можжевельника. Полученный спирт иногда выдерживают в дубовых бочках. Наиболее распространены английские и голландские джины, ассортимент которых зависит от рецептуры и технологии производства.
По российской классификации ром, виски и джин относят к горьким настойкам. Бренди и коньяки относят к продуктам винодельческой промышленности, так как основным сырьем для них являются виноматериалы.
Бренди — крепкий алкогольный напиток, полученный путем перегонки виноградного вина или сброженных плодово-ягодных соков. Точных классификационных характеристик для бренди в настоящее время не существует, поэтому часто к бренди относят коньяки, многие национальные водки, настойки и др.
Коньяк — крепкий алкогольный напиток с характерным букетом и вкусом, приготовленный из выдержанного не менее 3 лет коньячного спирта. Коньячный спирт (62-70% об.) получают из виноградного вина (коньячного виноматериала) путем перегонки, фракционирования (молодой коньячный спирт) и выдержки (созревания) в дубовых бочках. В зависимости от продолжительности и способов выдержки коньячных спиртов коньяки подразделяют на:
Ликероводочные изделия по содержанию спирта занимают промежуточное положение между крепкоалкогольными и среднеалкогольными напитками. Они представляют собой смеси, состоящие из спирта, воды, сахарного сиропа, колера, а также в зависимости от рецептуры из спиртованных и консервированных сахаром соков, морсов, настоев, ароматных спиртов, купажных материалов (меда, эфирных масел, пищевых эссенций, вин, коньяков и др.). Классификация ликероводочных изделий осуществляется в зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара. По этим классификационным признакам выделяют 15 групп ликероводочных изделий: ликеры (крепкие, десертные, эмульсионные); кремы; наливки; пунши; настойки (сладкие, полусладкие, полусладкие слабоградусные); настойки (горькие, горькие слабоградусные); напитки десертные; аперитивы; бальзамы; коктейли.
Виноградные вина — напитки, полученные в результате спиртового брожения виноградного сока (концентрата виноградного сока) или мезги (раздробленных ягод винограда). Виноградные вина классифицируют:
Началом срока выдержки считают 1 января следующего за урожаем винограда года, следовательно, молодым считается вино, реализуемое до 1 января. Вина без выдержки изготавливают по общепринятой технологии и реализуют после 1 января следующего за урожаем винограда года. Выдержанные вина — это вина улучшенного качества, получаемые по специальной технологии с обязательной выдержкой перед розливом в бутылки не менее 6 месяцев. Марочные вина отличаются постоянным и высоким качеством, их изготавливают по специальной технологии из определенных сортов винограда или специально подобранной смеси и выдерживают перед розливом в бутылки не менее 1,5 лет. Коллекционными называются марочные вина, которые после окончания выдержки в стационарном резервуаре дополнительно выдерживаются в бутылках не менее трех лет.
Натуральные и специальные вина
могут быть ароматизированными —
приготовленными с
Различают также вина, насыщенные двуокисью углерода (CO2): игристые и шипучие (газированные). В игристых винах двуокись углерода образуется в результате вторичного брожения в герметично закрытых сосудах и накапливается в связанной форме, что обусловливает типичные свойства этих вин — способность продолжительное время выделять (CO2) и пенистые свойства. Игристые вина классифицируют по цвету (белое, розовое, красное) и содержанию сахара (брют, сухое, полусухое, полусладкое, сладкое). Шипучие вина искусственно насыщаются двуокисью углерода при повышенном давлении, игристые и пенистые свойства у них проявляются слабее, чем у игристых вин.
Плодовые вина приготавливают путем спиртового брожения подсахаренного сока свежих плодов или подсахаренного сока, получаемого из предварительно подброженной плодовой мезги. Они могут быть сортовыми (из сока одного вида плодов) и купажными (из смеси соков различных плодов).
Пиво — освежающий, насыщенный двуокисью углерода, пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного сусла специальными расами пивных дрожжей. Для приготовления пивного сусла используют дробленое экстрактсодержащее зерновое сырье: ячменный или пшеничный солод, ячмень, пшеницу, кукурузу и другое зерно, а также воду, сахар и хмелепродукты.
В зависимости
от содержания спирта пиво бывает крепкое
(8-11,5% спирта по объему), слабоалкогольное
(1,5-8% по объему) и безалкогольное (не
более 0,5% по объему). В зависимости от цвета
различают типы пива: светлое (с цветом
0,4-2,5 ц. ед.), полутемное (с цветом 2,5-4,0 ц.ед.)
и темное (с цветом 4,0-
8,0 ц. ед.). Светлое и темное пиво делятся
на группы в зависимости от массовой доли
сухих веществ в начальном сусле: светлое
— на 11 групп, темное — на 9 групп. По способу
обработки пиво подразделяют на пастеризованное
(с повышенной биологической стойкостью
за счет тепловой обработки) и непастеризованное.
Различают также оригинальное пиво —
светлое пиво с увеличенным сроком дображивания
и повышенной нормой внесения хмеля и
специальное пиво — пиво, приготовленное
с применением вкусовых и ароматических
добавок.
К слабоалкогольным напиткам относят также сидр, солодовые напитки, напитки на зерновом сырье и другие напитки с объемной долей этилового спирта не более 9%.
При оценке качества алкогольных напитков определяют органолептические и физико-химические показатели. Общими органолептическими показателями для алкогольных напитков являются прозрачность, цвет, вкус (для многих напитков — послевкусие), аромат. Для вин и коньяков оценивают букет — комплексное сочетание вкусоароматических свойств, воспринимаемых носоглоткой. Для вин, насыщенных двуокисью углерода, характеризуют игристые и пенистые свойства ("мусс"). При оценке вкуса пива характеризуют его полноту, хмелевую горечь, а пенистые свойства оценивают в виде показателей пенообразования и пеностойкости.