Контроль качества товаров. Градации качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

Различные товары одного и того же назначения способны в разной степени удовлетворять потребности пользователя, т. е. обладать различным качеством.
Качество продукции - совокупность свойств, обусловливающих пригодность и способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. В торговой практике под качеством продукции подразумевается соответствие всем требованиям нормативно-технической документации. При этом качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств, а также степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей человека. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет такие потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная товароведение.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

      Кроме того, в зависимости от вида и  технической сложности товара изготовитель или продавец должен обеспечить необходимую и достаточную для потребителя информацию по безопасности, экономичности, энергоэкономичности и других свойствах товара, применив все или часть сведений из ниже приведенного перечня:

      - масса нетто, основные размеры,  объем или количество;

      - состав (комплектность);

      - товарный знак (товарная марка) изготовителя;

      - дата изготовления;

      - срок годности (службы);

      - обозначение нормативного или  технического документа, по которому  изготавливается товар (для товаров  отечественного производства);

      - информацию о добровольной сертификации (при наличии);

      - информацию о знаке соответствия (при наличии);

      -  штриховой код товара (при наличии);

      - информацию о специфических свойствах товара (при наличии).

      Вся информация должна быть достоверной, и  соответствие товара заявленной информации должно стать объективным требованием для изготовителя и продавца.

      Наименование  товара должно соответствовать государственным стандартам РФ и общероссийским классификаторам технико-экономической информации.

      Поступающие по импорту товары, не являющиеся традиционными для России, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным или национальным стандартам, а при их отсутствии - наименованиям, применяемым в стране-изготовителе. Использование в информации о товаре таких характеристик, как "экологически чистый", "изготовленный без применения вредных веществ" и т. п., носящих, как правило, рекламный характер, допускается при наличии нормативной документации, позволяющей провести контроль и идентификацию заявленных характеристик, а также при подтверждении этого органами, уполномоченными для проведения процедуры такого контроля. Наименование страны-изготовителя указывается по названию, принятому в ООН. Если товар, изготовленный в одной стране, проходит в другой стране техническую обработку, которая изменяет его свойства или превращает в конечное готовое изделие, то эта другая страна рассматривается как страна-изготовитель данного товара.

      В том случае, если изготовитель товара не является упаковщиком или экспортером, наряду с изготовителем должны быть указаны юридические адреса упаковщика и экспортера.

      Основное  или функциональное назначение товара, его основные потребительские свойства, область его использования, правила и условия безопасности и технически грамотной эксплуатации, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на товар.

      Масса товара, основные его размеры, объем  и количество товара должны указываться в метрической системе единиц (СИ).

      Состав  и комплектность товара должны быть представлены в виде перечня с наименованием "Состав", "Комплектность".

      Товарный  знак или товарная марка изготовителя проставляется непосредственно на товарах, таре пли на ярлыках и этикетках.

      С учетом особенностей конкретных товаров  в информации о них указывают срок хранения и срок годности (службы) или только срок годности (службы) товара.

      Изготовитель  должен указывать срок годности, если данный товар включен в утвержденный Правительством РФ Перечень товаров, для которых установление срока годности обязательно.

      Для товаров с практически неопределенными длительными (многолетними) сроками хранения сроки их годности или сроки хранения в информации для потребителя не указывают, а устанавливают в договоре купли-продажи.

      Срок  годности (или службы) исчисляют  с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: "Годен в течение... (лет, месяцев, суток)", и (или) "Годен до... (число, месяц, год)", и (или) "Использовать до... (число, месяц, год)", "Срок службы... (лет, месяцев, суток, циклов)".

      В информации для потребителя па отечественную  продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую  документацию, из которой она была взята.

      Информация  о товаре располагается в одном  или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.

      При небольших размерах единиц тары или  упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также па сувенирных и подарочных изделиях допускается данные о товаре или часть из них помещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковки или в сопроводительной документации к поставляемому товару.

      Важное  значение для потребителей и участников коммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собой условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.

      К информационным знакам относятся знаки, которые информируют:

      - о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);

      - соответствии товара нормативным  документам (сертификационные знаки и знаки соответствия);

      - составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных составляющих;

      - правилах использования товара;

      - проведении погрузочно-разгрузочных  работ с товаром и его транспортировке (манипуляционные знаки);

      - опасности и риске, возникающих  при использовании, хранении, транспортировании  и утилизации потенциально опасных веществ, изделий и материалов (предупредительные символы);

      - правилах утилизации упаковки (экологические  знаки).

      Функции информационных знаков могут выполнять  графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия или его упаковки.

      Порядок присвоения информационных знаков и правила маркировки товаров устанавливаются стандартами или другими документами.

      Товарные  знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями.

      Товарный  знак в России регистрируется в Государственном  реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического или физического лица сроком на 10 лет, с правом последующего продления каждый раз на 10 лет. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться этим знаком, а также запрещать его использование другим лицам или наоборот предоставлять право использования знака другим лицам по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака.

      Знаки соответствия - это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других нормативных документов. Например, знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.

      По  своей принадлежности знаки соответствия подразделяют на национальные и транснациональные.

      Национальные  знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством.

      Транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов. Так, например, Европейский комитет по стандартизации (CEN) учредил знак "CEN", присваиваемый продукции, удовлетворяющей требованиям соответствующего европейского стандарта или документов CEN по гармонизации. В этом случае знак "CEN" признается всеми участниками соглашения, входящими в Европейский комитет по стандартизации, а именно странами - членами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли.

      При использовании (эксплуатации) некоторых промышленных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания, на упаковке и (или) на товаре помещают графические символы, указывающие на те или иные операции, соблюдение которых обеспечивает сохранение качества товара.

      Так, на упаковках и этикетках текстильных  товаров и швейно-трикотажных  изделий помещают международные символы, регламентирующие режимы стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки.

      Для указания допустимых способов обращения  с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки.

      Изображение, наименование, назначение, размеры  и правила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов".

      Важное  значение имеет предупредительная  маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста.

      В настоящее время существуют различные международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов (ОВМ), разработанные органами ООН, Международной организацией труда (МОТ), Евросоюзом (ЕС) и др. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН.

      Большинство стран Европы руководствуется при  нанесении предупредительной маркировки директивами ЕС.

      В целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и охраны окружающей среды на упаковку наносятся экологические знаки, указывающие на способ ее утилизации.

      Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).

      Штриховые коды, представляющие собой по  внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения.

      В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых операций наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта. Отсутствие штрихового кода часто является причиной снижения конкурентоспособности ряда отечественных товаров на внешнем рынке.

      Штриховой код - товарный знак, наносимый на товар  или его упаковку в виде машиночитаемого штрихового или цифрового символа.

      Штриховой код является одним из средств  системы автоматической идентификации товара, к которой также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. д.). Его главное преимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т. е. ШК является эффективным средством телекоммуникации.

      Штриховой код предназначен:

      - для оперативной идентификации  товара и производителя; 

      - проведения торговых сделок "без бумаг": ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 до 0,5-3% от стоимости товара;

      - автоматизированного учета и  контроля товарных запасов;

      - оперативного управления процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - до 80%);

Информация о работе Контроль качества товаров. Градации качества