Лакокрасочные материалы сразу после производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:47, реферат

Краткое описание

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся пленку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, температур, вредных веществ), придание ей определённого вида, цвета и фактуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Лакокрасочные материалы.docx

— 65.70 Кб (Скачать файл)

Скипидарные лаки

Подобно спиртовым, приготовляются простым растворением смол в скипидаре. Скипидарные лаки подразделяются на белые и чёрные; для приготовления  первых служит смола даммаровая, для  чёрных — асфальт. Даммаровые лаки обыкновенно ценятся по своему оттенку; самые светлые, почти белые, называются эмалевыми. Лаки даммаровые, желтоватые, готовятся трёх сортов, обозначаемых № 1, 2 и 3, всё отличие которых заключается  в густоте оттенка; чем лак  светлее, тем он ценится дороже и  идёт под № 1. Подразделение на сорта  асфальтовых лаков делается в  зависимости от подмеси канифоли (гарпиуса), служащей для удешевления  этих лаков в ущерб их качества. Асфальтовых лаков также имеется  три сорта, означаемых в торговле № 1, 2 и 3.

Производство скипидарных  лаков обыкновенно связано с  производством лаков масляных, тогда  как производство спиртовых лаков  с производством масляных и скипидарных  ничего общего не имеет. Лаки скипидарные  приготовляются следующим образом: смолы даммара или асфальт  дробятся на куски величиной в  орех и в таком виде всыпаются  в медный котелок, подогреваемый  на очаге. При темп. около 200 °C даммара и асфальт размягчаются (смолы, назначаемые для скипидарных лаков, до жидкой плавки доводить не следует; размягчённая смола снимается с очага и обливается в котелке скипидаром, который быстро смешивается со смолой, для чего следует только тщательно перемешивать их железной лопаткой, мешалкой, и скипидар прибавлять малыми порциями. Обыкновенно приливается на 10 частей смолы к 30 ч. скипидара по весу. Лак, таким образом приготовленный, в теплом состоянии сливается в отстойные резервуары, где отстаивается от 2 до 3 недель, и затем уже поступает в торговлю. Применение скипидарных лаков довольно ограничено; их лаковая плёнка мягка, гигроскопична и влияния внешней атмосферы не выдерживает. Все сорта даммаровых лаков употребляются для лакировки поверхностей, окрашенных в белый или в самые светлые колеры. Чёрный, асфальтовый лак идёт для лакировки дешёвых железных изделий или самых простых малярных того же цвета окрасок.

Масляные лаки

Пользуются самым обширным и разнообразным применением, поэтому  и ассортимент их весьма многочислен. Материалами для производства масляных лаков служат льняное масло, скипидар и различные сорта копалов. Льняное  масло идёт в виде олифы, которую  заготовляют ранее. Скипидар употребляется  только высокой очистки, обыкновенно  для лакового дела берут скипидары  франц. и американский, получаемые при  производстве канифоли. Из копалов  — самого важного материала —  пользуются особым предпочтением все  сорта копала-каури, копала-манилла, занзибар, ангола, сиерра-леона и копал вестиндский (хрустальный). От выбора всех поименованных материалов зависят качества и достоинства масляных Л. Производство масляных Л. более сложно, чем спиртовых и скипидарных; кроме того, здесь требуется особенный навык, опыт и тщательное наблюдение. Всё производство состоит из следующих операций:

приготовление олифы

сортировка

дробление

плавление копалов

варка лака

отстаивание

Лаковая олифа приготовляется из сухого, отстойного льняного масла; масло подогревается до температуры 260 °C в особом медном открытом котле  на голом огне и во время варки  олифы в него прибавляют немного  свинцового сахара и борно-кислого марганца. Сваренная олифа должна на пробном стекле высыхать в течение 18 часов, не давать отлипи и представлять собой прозрачную бесцветную, блестящую и эластичную плёнку. Такая олифа является не только растворителем копалов, но сама служит главным составным элементом лаковой оболочки. Линоксеин олифы, соединяясь с копалами, уничтожает их хрупкость, даёт эластичность лаковой плёнке и служит важным условием прочности и устойчивости масляной лакировки. Лаковая олифа заготовляется в запас, сохраняется в отстойных резервуарах и только в чистом, отстоянном виде идёт для приготовления лака.

Сортировка копалов играет также важную роль в производстве. Торговые их сорта получаются в кусках различной величины, различной степени  прозрачности и цвета и даже различной  твёрдости. При сортировке отбираются куски, однородные по цвету, чистоте, величине и твёрдости, и каждый сорт в отдельности  служит для приготовления особого  сорта или № Л. Дробление копалов  производится помощью ручной машинки, употребляемой для колки сахара; при известном навыке один человек в день может надробить около 6 пудов копала.

Отсортированный, дроблёный  копал поступает в плавку и  затем в варку Л. Большинство  масляных Л. производится из смешения нескольких сортов копала. Подбор и  относительная пропорция их для  приготовления известн. сорта или, как говорят, специальности Л. и составляет обыкновенно секрет заводов. Комбинации смешений, ввиду огромного выбора копалов и др. смол, бесчисленны, и всякий завод имеет свои приёмы и рецепты. Различные копалы имеют различную твёрдость, а следовательно, и различную температуру плавления. Есть копалы, как занзибар, сиерра-леона и др., плавящиеся выше 400 °C, поэтому при плавлении следует соблюдать такой порядок, чтобы в плавильные котлы засыпалась раньше порция тугоплавкого копала и после её расплавления прибавлялись требуемые по рецептам более легкоплавкие копалы и др. смолы. Эта предосторожность уменьшает пригорание смол и даёт болеесветлые оттенки Л., но на практике почтивсегда мастера смешивают сразу дробленыекопалы и смесь подвергают одновременнойплавке. Плавка и варка представляют собой самые сложные и трудные операции в производстве Л. При плавлении копалов происходит обильное выделение летучих продуктов, легко воспламеняемых, поэтому устройство лаковарных очагов требует специальных приспособлений. Плавка копалов и варка Л. на крупных заводах производятся в больших медных котлах ёмкостью в 30—40 вёдер (370-490 литров), помещаемых на очагах, устроенных в полу лаковарни. Над котлом находится воронкообразный железный колпак, с тягой, для отвода летучих продуктов. Котёл снабжён цепью, посредствомкоторой, с помощью установленного вблизи крана, он во всякое время может быть снятс очага. Во всё время плавки, начало которой определяется появлением тяжёлых паров и газов в виде дыма, копал перемешивается железной мешалкой.

По окончании плавки, что  узнаётся по прекращению выделения  дыма, котёл снимают с очага, и  в расплавленный копал, при постоянном перемешивании, вливают по частям определённую порцию олифы, предварительно подогретой до 250 °C; затем котёл опять устанавливают на очаг и начинают варку. Эта операция требует особенного знания и опыта. Всё достоинство Л. зависит от определения конца его варки. Л. недоваренный или переваренный бракуется. Конец варки определяется постоянными пробами варимого Л. Пробы эти производятся помощью стекляннойпалочки, которой варимый Л. берут каплями на плоское стекло, и по цвету, густоте и липкости этих капель узнают окончание варки.

Сваренный Л. снимают с  очага и дают остыть до 200 °C По достижения этой температуры начинают, при постоянном перемешивании, приливать по частям заранее отвешенную порцию скипидара, причём котёл помещают под колпаком с тягой, так как разбавка Л. скипидаром сопровождается сильным выделением паров и газов. Затем Л. дают остыть и остывший, готовый лак сливают в отстойные резервуары.

На малых заводах, а  некоторые Л. и на заводах крупных  варят в медных котелках меньшего размера, ёмкость которых не превосходит 4—5 вёдер (50-60 литров). Для таких котелков (ручных) устраиваются особые очаги и самые котелки имеют специальную конструкцию со шлемом, отводящим газы в вытяжную трубу, и отверстием, через которое помощью мешалки производится постоянное перемешивание содержимого котелка. Плавка и варка производятся точно так же, как и в больших котлах.

Классическим рецептом масляного  Л. считается следующий: 14 ч. копала, 43 ч. олифы и 25 ч. скипидара. При этом, однако, следует заметить, что всю суть лакового производства составляют выбор и пропорция копалов, особенности приготовления олифы и способ плавления копалов и варки Л. Отстаивание масляных Л. производится в особых отстойных отделениях, где помещаются соответствующие резервуары. Отстойное отделение должно иметь температуру не ниже 20° Р (25 °C) и быть свободно от сырости. Резервуары делаются из котельного железа вместимостью от 50 до 100 пд. (820-1640 Кг.) Л. Для каждого сорта Л. должно иметь, по крайней мере, два резервуара, так как отстаивание продолжается не менее 6-ти месяцев. Отстоявшийся Л. переливается и запаивается в жестяные галлоны, вмещающие от 5 фн.(2 Кг.) до 1 пд. (16 Кг.) Л., в которых Л. и поступают в продажу. Масляные Л. подразделяются на экипажные, малярные и специальные. Между экипажными Л. отличают: Л. подготовительный — для подготовки поверхности под окраску, Л. под № 2 и 3 — для первых слоевлакировки по окраске под шлифовку и Л. № 1 и № 0 — для последних слоёв лакировки экипажей. Из Л. малярных отметим Л. половые, которых бывает несколько номеров, по цвету и качеству. Они отличаются особенной твёрдостью плёнки и идут для лакировки крашеных полов. Л. малярные копаловые, копало-янтарные — тоже по несколько номеров — предназначаются вообще для лакировки по дереву и по всякой окраске, если требуется блеск и если поверхность подвержена влияниям наружной атмосферы. Из лаков специальных имеют большое значение различные сорта Л.: кожевенных, клеёночных, обойных, жестяных, чёрных японских и пр.

Автомобильные лаки

В сущности, автомобильный  лак представляет собой очень  прозрачную алкидную смолу высочайшей степени очистки со специальными добавками.

Прозрачный лак HS (аш эс) высочайшего качества используется при вторичном ремонте автомобилей, и при работах, связанных с дизайном автомобилей. Это лак высокой прозрачности, который обеспечивает высочайшее качество поверхности, превосходную яркость и блеск. Он устойчив к атмосферным воздействиям, ультрафиолету, обладает отличной эластичностью и превосходно полируется.

В зависимости от страны-производителя  и марки автомобиля, могут использоваться лаки различных фирм. Не секрет, что  при производстве автомобилей в  разных странах используют разные технологии, к примеру, при производстве своих  авто немецкие производители обращаются к режиму сушки в высокотемпературных  камерах, что существенно экономит время. Но при этом не экономит ресурсы и электроэнергию. А вот японский автопром, вследствие ограниченности ресурсов по географическому положению, пошёл другим путём, там сушка производится с использованием минимального количества электроэнергии и тепла, при этом ускорение процесса достигается за счёт химического катализа и специальных химических ускорителей сушки.

Данный лак обладает достаточной  прочностью, но соблюдать при этом некоторые меры предосторожности все таки необходимо. Крайне не рекомендуется протирать грязный автомобиль тряпками, щетками или иными жесткими приспособлениями, особенно в сухом состоянии. Также, достаточно серьёзные проблемы могут вызвать сумки, коробки и прочие предметы, поставленные на грязный кузов, и впоследствии с него снятые или передвинутые (частички пыли и песка, всегда незримо присутствующие на кузове автомобиля, сыграют роль абразива, и оставят на Вашем авто глубокие царапины, которые впоследствии устранить будет довольно сложно).

Строительные лаки. Общие сведения

Лаки — большая группа материалов, представляющих собой растворы плёнкообразующих веществ (смол или  полимеров) в органических растворителях  или воде. После высыхания они  образуют твёрдую прозрачную (бесцветную или цветную) плёнку.

Лаки используют для получения  прозрачных покрытий, когда нужно  защитить и одновременно сохранить  или особо подчеркнуть структуру  окрашиваемой поверхности, главным  образом ценных пород древесины. В этом случае лак наносят на подготовленную поверхность изделия. Лак в качестве последнего слоя в системе многослойного  покрытия придаст ему хороший  внешний вид и повысит эксплуатационные свойства.

Битумные лаки получают из битумов специальных марок с  добавлением различных смол, масел. При высыхании битумные лаки образуют чёрную плёнку, обладающую стойкостью к воде и некоторым химическим реагентам. Однако антикоррозионные свойства битумной плёнки в атмосферных условиях недостаточно высоки. Чаще всего битумные материалы (лак БТ-577, краски БТ-177 и БТ-184) применяют для временной защиты металла, так как они значительно дешевле других материалов.

Масляные лаки получают растворением природных или искусственных  смол в высыхающих растительных маслах с добавлением сиккативов и растворителей. Из природных смол чаще применяют  канифоль, шеллак и янтарь. Копалы, диммару, сандарак, мастике, акароид, ввозимые из Индии и других стран, используют в основном для художественной и декоративной росписи. Природные смолы, кроме канифоли и янтаря, являются дефицитными материалами и применяются ограниченно . Их заменяют синтетическими смолами (полимерами) — перхлорвинилом, алкидными, инден-кумароновыми, фенолформальдегидными и др.

Как правило, масляные лаки образуют твёрдые прозрачные плёнки желтоватого цвета. Вследствие низкой атмосферостойкости покрытий масляные лаки используются для отделки изделий внутри помещений, например для придания блеска изношенным покрытиям деревянных полов.

Алкидные лаки — наиболее распространённые в быту из применяемых  лаков. Представляют собой растворы в органических растворителях синтетических  алкидных (пентафталевых или глифталевых) смол. Плёнки алкидных лаков твёрдые, прозрачные, слабо окрашенные; обладают хорошей адгезией к различным  поверхностям, водостойки. Применяются  как для внутренних, так и для  наружных работ. (Хотя традиционно лаки редко используются при выполнении наружных работ.)

В обиходе алкидные лаки ошибочно называют масляными. Это неверно  потому, что хотя при изготовлении алкидных смол и применяются растительные масла, по химическому составу и  строению алкидные лаки отличаются от масляных, а по свойствам существенно превосходят их.

Приведём основные сведения о наиболее пригодных для применения в домашних условиях алкидных лаках.

Лак ГФ-166 (ПФ-283) представляет собой раствор модифицированной растительными маслами алкиднои глифталевой (пентафталевой) смолы в органическом растворителе с добавлением сиккатива НФ-1. Даёт однородную глянцевую прозрачную плёнку. Предназначен для покрытия по масляным краскам, деревянным и металлическим поверхностям снаружи и внутри помещений. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Разбавляется при необходимости уайт-спиритом или растворителем РС-2. Расход лака на однослойное покрытие — 70-75 г/м2. Продолжительность высыхания однослойного покрытия — 48 часов.

Информация о работе Лакокрасочные материалы сразу после производства